Изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, в частности к способам отработки навыков дифференциации звуков [G09B5/06, G09B19/00, G09B19/04].
Из уровня техники известен МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ [RU2741863 (C1) - 2021-01-29] в котором положительный эффект обеспечивается активизацией произношения силы речи и проведением 8 занятий по 3 часа дома. На 1-2 занятиях 4-7-месячная стимуляция разговора и лепета ребенка включает: стимуляцию мозжечка путем подбрасывания ребенка вверх, вращения его в разных плоскостях, прыжков на батуте, упражнений на балансировочной доске; воспроизведение логопедом акустических образцов с различной интонацией и выражением лица в форме детского лепета и лепета; воспроизведение эмоционально акцентированных капсов гласных звуков и слогов разной структуры. На 3-4 занятиях стимуляция речевой деятельности ребенка осуществляется в ситуации естественного диалога на фоне игры: спонтанное произнесение ребенком лепетания, аморфных слов и словосочетаний; отраженное повторение ритмически организованных слогов, слов-частиц, междометий, союзов; произношение контрастных программ логопедом с фонологической дифференциацией; ребенок повторяет слова из двух слогов любой лексической группы; спонтанное повторение ребенком произнесенных логопедом слогов, различных по ударности и ударности, громкости, звучности, мелодичности и фонематической определенности; произношение различных типов слогов - прямого, обратного, закрытого, с согласным течением; ребенок повторяет вопросительные, утвердительные и восклицательные фразы в разной тональности. 5-6 сеансов стимулируют проприоцептивные ощущения в скелетно-мышечной мускулатуре, руках, ногах, а также мимических, язычных и подъязычных мышцах. Сначала массаж выполняют по примеру матери, а затем ребенка, одновременно выполняя массаж мышц лица, языка, неба и пальцев рук; обеспечение зрительного контроля ребенка за собственными движениями и мимикой с помощью зеркала; протирание лица и тела льдом, а затем теплой водой для нормализации тактильной чувствительности; ЛФК перед зеркалом. На 7-8 уроках - обучение распознаванию букв и букв, интуитивному морфологическому и фонематическому анализу слов в речи ребенка. Упражнения выполняются в следующем режиме: первые 3 занятия выполняются через день; затем 3 недели перерыва; последующие 2 занятия проводятся 1 раз в неделю; затем 2 недели перерыва; следующие 3 урока - ежедневно. При необходимости проводятся 2 дополнительных занятия с периодичностью одно занятие 1 раз в неделю. Занятия проводятся с 10.00 до 13.00 или с 16.00 до 19.00.
Также из уровня техники известен СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ И МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [RU2652951 (C1) - 2018-05-03]/ Способ включает определение состояния мышц, участвующих в артикуляции, определение связи с характером нарушения звука, проведение пальцевого и инструментального массажа. Все операции выполняются с использованием различных зондов. Технический результат - повышение индивидуальности подхода при реализации способа коррекции.
Наиболее близким по технической сущности является МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ [RU2640392 (C1) - 2017-12-28] в котором коррекция устно-речевых нарушений проводится в виде четырех лечебно-коррекционных этапов логопедических занятий в группах или индивидуально в течение 5-7 минут ежедневно и/или проводятся логопедические занятия по 10-30 минут 2 -3 раза в неделю. При этом фонематические компоненты речи произносятся или поются и ребенок/дети вовлекаются в состояние активной автоматизации и дифференциации звуков путем создания динамических стереотипов путем распределения и концентрации внимания между тактильными, слуховыми речевыми и зрительными ощущениями. Первый этап включает артикуляцию гласных звуков в сочетании с развитием координации пальцев путем произнесения или пения гласных звуков вместе с пальцем и продолжительного движения пальцев от большого пальца к мизинцу и наоборот. Второй этап включает распределение и концентрацию внимания между тактильными, слуховыми, речевыми и зрительными ощущениями, осуществляемыми пальцевыми движениями, с одновременным произнесением фонематических компонентов, образованных присоединением согласных фонем раннего онтогенеза к гласным. Третий этап включает повторное выполнение указанного пальцевого действия с произнесением или пропеванием фонематических компонентов речи, созданных и актуализированных в процессе автоматизации и дифференциации, в виде сочетания гласных и шипящих, гласных и шипящих, гласных и губно-зубных фонем. Четвертый этап включает в себя освоение фонематических компонентов созвучными фонемами Л, Л', Р, Р' упомянутыми выше действиями пальцев. Каждый этап длится 1-3 месяца.
Основной технической проблемой аналогов и прототипа является то, что в указанных технических решениях при отработке навыков дифференциации звуков не делается акцента на дифференциации шипящих и свистящих звуков, таким образом качество отработки именно указанных групп звуков существенно снижено, кроме того в заявленных решения не задействованы механизмы соотношения (ассоциации и интуитивно усеваемой аналогии) положения языка обучаемого при произношении звука и положения физического объекта в окружающей обучаемого обстановке.
Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.
Техническим результатом является повышение качества отработки навыков дифференциации шипящих и свистящих звуков.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ отработки навыков дифференциации шипящих и свистящих звуков, характеризующийся тем, что первоначально обучаемый из набора деревянных фигур достают фигуру с изображением объекта, далее обучаемый произносит вслух название объекта, если в названии объекта, изображённого на фигуре, присутствует шипящий звук, то при произношении вслух названия объекта у обучаемого в ротовой полости язык занимает верхнее положение и фигуру размещают в емкость, расположенную в верхней части устройства для размещения фигур, если в названии объекта, изображённого на фигуре, присутствует свистящий звук, то при произношении вслух названия объекта у обучаемого в ротовой полости язык занимает нижнее положение и фигуру размещают в емкость, расположенную в нижней части устройства для размещения фигур.
В частности, деревянные фигуры, на которых изображены объекты в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук выполнены из липы.
В частности, деревянные фигуры, на которых изображены объекты в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук выполнены из сосны.
В частности, деревянные фигуры, на которых изображены объекты в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук выполнены из березы.
В частности, деревянные фигуры, на которых изображены объекты в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук выполнены с гравировкой.
В частности, в качестве устройства для размещения фигур используют стеллаж, состоящий из двух разнесённых по высоте полок с углублениями на каждой полке под емкость для размещения фигур.
В частности, ёмкость для размещения фигур, на которых изображены объекты в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук выполнена в виде чаши.
В частности, ёмкость для размещения фигур, на которых изображены объекты в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук выполнена в виде чаши, выполненной из прозрачного материала.
В частности, емкость, расположенная в верхней части устройства для размещения фигур и емкость, расположенная в нижней части устройства для размещения фигур, размещены друг от друга по высоте на расстоянии от 20 до 45 сантиметров.
В частности, в качестве устройства для размещения фигур используют стеллаж, состоящий из двух разнесённых по высоте полок с фиксаторами на каждой полке под емкость для размещения фигур, при этом фиксаторы выполнены в виде болтового крепежа.
На фиг. 1 показаны основные составляющие набора «Отработка звуков» - вариант 1.
На фиг.2 показаны фигурки, входящие в состав набора «Отработка звуков» - вариант 1.
На фиг. 3 показаны основные составляющие набора «Отработка звуков» - вариант 2.
На фиг.4 показаны фигурки, входящие в состав набора «Отработка звуков» - вариант 3.
На фиг. 5 показаны основные составляющие набора «Отработка звуков» - вариант 3.
На фиг.6 показаны фигурки, входящие в состав набора «Отработка звуков» - вариант 3.
На фигурах обозначено: 2 - табличка со звуками; 3 - табличка со словами; 4 - отделение; 5 - фигурки.
Для реализации заявленного способа используют набор фигур. Каждая фигура из набора выполнена с изображением объекта, который имеет название. Название объекта изображенного на фигуре напрямую следует из формы фигуры и/или изображения на поверхности фигуры. Например, фигура, выполненная по форме животного - кошки, с изображением на фигуре кошки имеет название «кошка». В различных вариантах реализации название фигуры может быть напечатано (выгравировано) на поверхности самой фигуры. Совокупность всех фигур из набора может быть разделена на две группы, в первой группе присутствуют объекты в названии всех фигур обязательно присутствует шипящий звук; во второй группе объектов в названиях всех фигур обязательно присутствует свистящий звук. Также для реализации заявленного способа используется устройство, в котором предусмотрены два места для размещения фигур. Места для размещения фигур, при этом, отличаются высотой относительно друг друга таким образом, чтобы одно из мест для размещения фигур находилось выше другого. В вариантах реализации два разнесенных по высоте места для размещения фигур на объединены в рамках одного устройства. В варианте реализации в качестве устройства для размещения фигур используют стеллаж, состоящий из двух разнесённых по высоте полок с углублениями на каждой полке под емкость для размещения фигур. В варианте реализации в качестве устройства для размещения фигур используют стеллаж, состоящий из двух разнесённых по высоте полок с фиксаторами на каждой полке под емкость для размещения фигур. В частности, фиксаторы могут быть выполнены в виде болтового крепежа. В варианте реализации емкость, расположенная в верхней части устройства для размещения фигур и емкость, расположенная в нижней части устройства для размещения фигур, размещены друг от друга по высоте на расстоянии от 20 до 45 сантиметров.
Способ отработки навыков дифференциации шипящих и свистящих звуков, характеризующийся тем, что первоначально обучаемый из набора деревянных фигур достают фигуру с изображением объекта, далее обучаемый произносит вслух название объекта. Если в названии объекта, изображённого на фигуре, присутствует шипящий звук, то при произношении вслух названия объекта у обучаемого в ротовой полости язык занимает верхнее положение и фигуру размещают в емкость, расположенную в верхней части устройства для размещения фигур. Если в названии объекта, изображённого на фигуре, присутствует свистящий звук, то при произношении вслух названия объекта у обучаемого в ротовой полости язык занимает нижнее положение и фигуру размещают в емкость, расположенную в нижней части устройства для размещения фигур. В предпочтительном варианте реализации название объекта, изображенного на фигуре, произносит обучаемый. В различных вариантах реализации, если обучаемый не может произнести с первого раза название объекта, изображённого на фигуре, то делает это с нескольких попыток. В различных вариантах реализации, обучающий демонстрирует правильное произношение объекта, изображенного на фигуре обучаемому, после чего он повторяет за обучающим название. В различных вариантах реализации обучаемый произносит название объекта, изображенного на фигуре несколько раз. В различных вариантах реализации обучаемый самостоятельно размещает фигуру в нужную ёмкость для размещения фигур. В различных вариантах реализации обучаемый размещает фигуру в нужном месте для размещения фигур при помощи обучающего. При необходимости, процесс произношения названия фигуры и ее размещения на нужном месте повторяется несколько раз. После размещения фигуры в нужной ёмкости в соответствии со звуком, который в ней присутствует, из набора фигур достают очередную фигуру, после чего процесс повторяется до окончания сеанса обучения. В предпочтительном варианте реализации как произношение названия фигуры вслух, так и ее размещение - производиться непосредственно обучаемым, однако в целях демонстрации, помощи обучаемому или в особо сложных случаях (например с низким начальным уровнем навыков дифференциации звуков, малым возрастом обучаемого и др.) указанные действия могут производиться обучающим, или совместно обучаемым с обучающим.
Пример реализации заявленного способа.
Заявленный способ может быть реализован посредством набора «Отработка звуков» (фиг 1-6). Набор «Отработка звуков» состоит из трех частей. Каждая из частей содержит прямоугольную коробку (на фиг. не обозначена) для упаковки элементов набора. В состав набора входят табличка со звуками 2, с указанием восьми отрабатываемых звуков, табличка со словами 3, используемых входе занятия, коробку с восемью отделениями 4 (фиг.1), предназначенную для хранения фигурок, фигурки 5, в количестве 160 штук, хранящиеся в коробке с восемью отделениями 4, по 20 фигурок в каждом отделении. Фигурки выполнены, как вариант, из дерева, обеспечивающего прочность и долговечность при сохранении детальности фигурок (фиг.2).
С помощью фигурок из указанного набора можно дифференцировать оппозиционные звуки: С-Ш, З-Ж, Л-Р, Ль-Рь, К-Т, Г-Д, так же звуки сходные по звучанию: С-Ц, Щ-Ч, Ш-Щ, Ль-Й, Л-В, и парные согласные Д/Т, Б/П, З\С, Ж\Ш, Г\К. Для этого применяют описанный выше метод соотношения звука и положения артикуляционного аппарата. В частности, дифференциация шипящих и свистящих звуков (С-Ш и З-Ж): при произношение шипящих - верхнее положение языка в ротовой полости, при свистящих - нижнее положение. Именно этот принцип используем при дифференциации, ребенок достает фигурки из сенсорного материала, произносит их название, определяет присутствующий в них звук и положение языка при его произношении и распределяет фигурки на две мисочки, одна из которых будет стоять вверху, например, на столе, а вторая внизу, например, на полу.
Список слов к набору по отработке звуков учитывает в каком порядке звук вводится в речь (представлены слова со звуком в начале, середине и конце слова, со звуками в прямых, обратных слогах, со слогами со стечением согласных), так же учтены особенности ввода в речь оппозиционных звуков, когда в одном слове не может быть двух таких звуков (в частности в рамках реализации заявленного способа ни в одном названии фигуры нет одновременно шипящего и свистящего звука).
Так как в рамках заявленного способа коррекционная работа может быть связана с движением: отработка крупной/мелкой моторики, межполушарных взаимодействий, ритмических рядов и моторных программ, то используемое пособие выполнено прочным и долговечным. Именно поэтому для данного пособия выбран материал дерево (в вариантах реализации в качестве дерева может быть использована липа, сосна или, например береза), так как бумага и картон не отвечают данным характеристикам. При сенсорной алалии у детей часто наблюдается неадаптивный ответ на сенсорные раздражители, и при работе с ними необходимо использовать натуральные природные материалы, каким и является дерево.
При тяжелых речевых нарушениях дети часто не могут воспринимать графическое и «зашумленное» изображение, поэтому на занятиях с этими детьми нужно использовать не только игрушки, муляжи и картинки с реалистичными изображениями по типу фотографий, но пособия с менее наглядными деталями, чтобы у ребёнка развивалось абстрактное мышление. В связи с этим указанное пособие с деревянными фишками полностью удовлетворяет это требование.
С помощью фигурок можно дифференцировать шипящие и свистящие звуки (С-Ш и З-Ж): в таком случае ребенок достает фигурки из сенсорного материала, произносит их название, определяет присутствующий в них звук и положение языка при его произношении и распределяет фигурки на две ёмкости, одна из которых будет стоять вверху, а вторая внизу.
В различных вариантах реализации ёмкость может быть выполнена в виде чаши или миски с углублением. Также в варианте реализации ёмкость может быть выполнена из прозрачного материала, например, стекла.
Заявленный технический результат - повышение качества отработки навыков дифференциации шипящих и свистящих звуков, достигается за счет того, что при реализации способа делается акцент на дифференциации только двух типов звуков, что существенно упрощает обучение. Кроме того, при реализации заявленного способа у обучаемого формируется устойчивая ассоциативная связь между положением языка при произношении названия объекта размещенного на фигуре и местами для размещения фигур (при верхнем положении языка - фигуру кладут в верхнее место для размещения фигур; при нижнем положении языка - фигуру кладут в нижнее место для размещения фигур). Устойчивая ассоциативная связь позволяет повысить качество отработки навыков дифференциации указанных типов звуков. Указанная ассоциативная связь возможно благодаря устройству для размещения фигур с емкостями для их размещения, разнесенных по высоте. Наличие емкостей на устройстве обеспечивает обучаемому наглядную демонстрацию мест для размещения, что делает процесс обучения еще более интуитивным, и как следствие более эффективным (внимание обучаемых не рассеивается на поиске мест для размещения фигур). В варианте реализации на фигурах может быть выполнена гравировка, что дополнительно дает обучаемым тактильные ассоциации с объектом и позволяет увеличить качество обучения. В варианте реализации, емкости могут быть выполнены в виде чаши. При этом вид чаши может быть обоснован тем, что он, как правило ассоциируется у обучаемых с местом для размещения объектов (за счет углубления), что также упрощает процесс обучения и делает его более эффективным. В варианте реализации чаша может быть выполнена из прозрачного материала, например из стекла, что сделает возможным постоянную демонстрацию обучаемого его прогресса в рамках сеанса обучения (обучаемый будет видеть сколько фигур он уже успешно отработал), что может его мотивировать к более активной работе и повысить эффективность обучения. В варианте реализации устройство для размещения фигур выполнено со стеллажами с углублениями (или фиксаторами в виде болтового крепежа) для емкости для размещения фигур. Наличие углублений (или фиксаторов) сделает положение емкостей более устойчивыми, что снизит вероятность обучаемых их опрокидывания (что очевидно приведет к прерыванию сеанса обучения) и позволит сконцентрироваться на процессе обучения, что в свою очередь также приведет к повышению эффективности обучения. Емкость, расположенная в верхней части устройства для размещения фигур и емкость, расположенная в нижней части устройства для размещения фигур, размещены друг от друга на расстоянии от 20 до 45 сантиметров. Указанное расстояние было подобрано экспериментальным путем, и может быть использовано для обучения детей. Меньшие значения разнесения по высоте не позволяют создать требуемый контраст между верхней и нижней емкостями что может привести к путанице у обучаемого и снизит эффективность обучения. Большие разнесения по высоте могут сделать реализацию заявленного способа неудобным для детей из-за того, что чтобы положить фигуру ребенку придется делать дополнительные действия (например, тянуться или вставать) что может снизить концентрацию внимания и снизить качество обучения. Использование в процессе обучения фигур из дерева (в вариантах реализации из липы, сосны и березы) обосновывается тем, что фигуры из указанных материалов с одной стороны являются безопасными для работы с детьми с другой стороны обеспечивают приятный опыт тактильного взаимодействия, что вызывает у обучаемых приятные эмоции и не отвлекает от процесса обучения, что также влияет на эффективности реализации заявленного способа.
Примеры достижения технического результата.
Пример 1.
В рамках одного общего занятия по изучению звуков длительностью 30 минут. Задание на отработку дифференциации шипящих и свистящих звуков (в соответствии с заявленным способом) было включено два раза - в начале и в конце занятия. За каждый сеанс отработки отрабатывалось пять фигур. При этом на первых двух фигурах дифференцируемый звук стоял в начале слова. Каждый из сеансов отработки занял в среднем 5 минут. Возраст обучаемого - 5 лет. Занятия проводились раз в неделю. Правильность произношения слов с шипящими и свистящими звуками перед началом занятий составляла порядка 25%, после пяти занятий - 60%, после десяти занятий - 90%.
Пример 2.
В рамках одного общего занятия по изучению звуков длительностью 20 минут. Задание на отработку дифференциации шипящих и свистящих звуков (в соответствии с заявленным способом) было включено один раз - в конце занятия. За каждый сеанс отработки отрабатывалось четыре фигуры. При этом на первых двух фигурах дифференцируемый звук стоял в начале слова. Каждый из сеансов отработки занял в среднем 4 минуты. Возраст обучаемого - 4 года. Занятия проводились два раза в неделю. Правильность произношения слов с шипящими и свистящими звуками перед началом занятий составляла порядка 10%, после пяти занятий - 40%, после десяти занятий - 60%. Отработка на первых четырех занятиях производилось с демонстрацией правильного варианта произношения.
Пример 3.
В рамках одного общего занятия по изучению звуков длительностью 20 минут. Задание на отработку дифференциации шипящих и свистящих звуков (в соответствии с заявленным способом) было включено два раза - в конце и начале занятия. За каждый сеанс отработки отрабатывалось шесть фигур. При этом на всех фигурах дифференцируемый звук стоял в произвольной части слова. Каждый из сеансов отработки занял в среднем 6 минут. Возраст обучаемого - 6 лет. Занятия проводились два раза в неделю. Правильность произношения слов с шипящими и свистящими звуками перед началом занятий составляла порядка 50%, после пяти занятий - 85%, после десяти занятий - 95%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СЛОГОВ | 2024 |
|
RU2821123C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 2000 |
|
RU2168770C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ | 2007 |
|
RU2383932C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2302040C2 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА | 2024 |
|
RU2831215C2 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, и может быть использовано для отработки навыков дифференциации звуков. Обучаемый из набора деревянных фигур достает фигуру с изображением объекта. Обучаемый произносит вслух название объекта. Если в названии объекта, изображенного на фигуре, присутствует шипящий звук, то фигуру размещают в емкость, расположенную в верхней части устройства для размещения фигур. Если в названии объекта, изображенного на фигуре, присутствует свистящий звук, то фигуру размещают в емкость, расположенную в нижней части устройства для размещения фигур. Способ обеспечивает повышение качества отработки навыков дифференциации шипящих и свистящих звуков. 9 з.п. ф-лы, 6 ил., 3 пр.
1. Способ отработки навыков дифференциации шипящих и свистящих звуков, характеризующийся тем, что первоначально обучаемый из набора деревянных фигур достает фигуру с изображением объекта, далее обучаемый произносит вслух название объекта, если в названии объекта, изображенного на фигуре, присутствует шипящий звук, то при произношении вслух названия объекта у обучаемого в ротовой полости язык занимает верхнее положение и фигуру размещают в емкость, расположенную в верхней части устройства для размещения фигур, если в названии объекта, изображенного на фигуре, присутствует свистящий звук, то при произношении вслух названия объекта у обучаемого в ротовой полости язык занимает нижнее положение и фигуру размещают в емкость, расположенную в нижней части устройства для размещения фигур.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что деревянные фигуры, на которых изображены объекты, в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук, выполнены из липы.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что деревянные фигуры, на которых изображены объекты, в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук, выполнены из сосны.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что деревянные фигуры, на которых изображены объекты, в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук, выполнены из березы.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что деревянные фигуры, на которых изображены объекты, в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук, выполнены с гравировкой.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве устройства для размещения фигур используют стеллаж, состоящий из двух разнесенных по высоте полок с углублениями на каждой полке под емкость для размещения фигур.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что емкость для размещения фигур, на которых изображены объекты, в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук, выполнена в виде чаши.
8. Способ по пп.1, 7, отличающийся тем, что емкость для размещения фигур, на которых изображены объекты, в названии которых присутствует свистящий или шипящий звук, выполнена в виде чаши, выполненной из прозрачного материала.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что емкость, расположенная в верхней части устройства для размещения фигур, и емкость, расположенная в нижней части устройства для размещения фигур, размещены друг от друга по высоте на расстоянии от 20 до 45 сантиметров.
10. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве устройства для размещения фигур используют стеллаж, состоящий из двух разнесенных по высоте полок с фиксаторами на каждой полке под емкость для размещения фигур, при этом фиксаторы выполнены в виде болтового крепежа.
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей | 2022 |
|
RU2808348C1 |
Устройство для обогревания моторов автомобилей | 1930 |
|
SU28113A1 |
KR 102260115 B1, 03.06.2021 | |||
БЕЛОВА Т.П | |||
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР разных клинических видов в условиях специализированной группы МБДОУ (из опыта работы) | |||
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
Авторы
Даты
2025-02-17—Публикация
2024-07-30—Подача