Изобретение относится к автотранспортной технике и может быть использовано для эвакуации и буксировки транспортных средств, в том числе с малым дорожным просветом [B62D 11/00, B62D 55/00, B62D 63/00, B66F 5/00].
Из уровня техники известна АВТОНОМНАЯ ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА [US2022306438, опубл. 29.09.2022], содержащая одну или несколько точек подъема, связанных с днищем пассажирского транспортного средства, и автономный домкрат, содержащий корпус, содержащий криволинейный вырез, образованный вдоль верхней части корпуса; выдвижной рычаг домкрата, шарнирно соединенный с кузовом, причем размер выдвижного рычага домкрата рассчитан на оперативное соединение с каждой точкой подъема, при этом автономный домкрат имеет источник питания для перемещения по местности; один или более датчиков направления, функционально связанных с источником питания; при этом выдвижной рычаг домкрата является цилиндрическим и телескопическим, при этом выдвижной рычаг домкрата проходит от дальнего конца к ближнему концу; и точку поворота, соединяющую проксимальный конец с корпусом, так что выдвижной рычаг домкрата перемещается между положением хранения и одним из множества рабочих положений, где в положении хранения весь выдвижной рычаг домкрата примыкает к изогнутому вырезу; и идентификатор, физически связанный с каждой точкой подъема, при этом каждый идентификатор считывается одним или несколькими датчиками направления таким образом, что автономный домкрат обнаруживает, перемещается и физически взаимодействует с одной или несколькими точками подъема выдвижным рычагом домкрата.
Недостатком аналога является ограниченность функционала подъемной системы: устройство представляет собой по сути мобильный управляемый домкрат без функции буксировки, что не позволяет эффективно эвакуировать застрявшее транспортное средство.
Также известен ПРИЦЕП С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ [https://trailervalet.com/shop/trailer-valet-rvr/, веб-архив от 27.01.2022], представляющий собой моторизованную тележку с дистанционным управлением, предназначенную для облегчения перемещения прицепов, домов на колесах и т.д. и включающую базу на гусеничном ходу, на которой смонтированы литий-ионная батарея, планетарные мотор-редукторы и шарнирную сцепку, а также пульт дистанционного управления прицепом.
Недостатком аналога является отсутствие функции домкрата, то есть заявленное устройство осуществляет только функции гусеничного тягача, что не позволяет частично разгружать оси буксируемого транспортного средства при его существенном застревании в неблагоприятном грунте и, таким образом, достигать большей эффективности буксировки.
Также известна ПОДКАТНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ [SU1736822, опубл. 30.05.1992], содержащая опирающуюся на балансирные оси ходовой части и выполненную из продольных и поперечных балок раму, оборудованную домкратом, цилиндрическими стаканами, закрепленными на концах поперечной балки, и опорными гнездами с крышками, отличающаяся тем, что с целью улучшения эксплуатационных характеристик она снабжена установленными в цилиндрических стаканах с возможностью вертикального перемещения и фиксации в требуемых положениях относительно них стойками, к верхним концам которых прикреплена перекладина, несущая указанные опорные гнезда с крышками, при этом шток домкрата выполнен с гнездом, и на нем жестко закреплено седло с двумя гнездами, обращенными в разные стороны, верхнее из которых расположено с возможностью взаимодействия с кронштейном перевозимого груза, а другое гнездо совместно с гнездом штока образует овальное отверстие, сквозь которое пропущена упомянутая перекладина.
Недостатком аналога является необходимость использования дополнительного тягача для подкатывания тележки под транспортное средство, а также необходимость использования более чем одной тележки для достижения цели изобретения, что в целом усложняет конструкцию и, таким образом, ухудшает эксплуатационные характеристики, а при использовании для буксировки одного экземпляра тележки не позволяет достичь планируемой эффективности ее использования.
Наиболее близким по технической сущности является СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПАРКОВКЕ ИЛИ ЗАСТРЕВАНИИ В КОЛЕЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [RU2200683, опубл. 20.03.2003], при этом устройство для поперечного перемещения автомобиля снабжено домкратными элементами пантографной конструкции, имеет электрический или гидравлический привод и отличается тем, что движение в поперечном направлении обеспечено двумя гусеничными лентами, расположенными под днищем автомобиля или в виде откидных конструкций спереди и сзади его кузова и охватывающими каждая два домкратных элемента пантографной конструкции, каждый из которых имеет привод от соответствующего мотора для обеспечения в одном из положений подъема гусениц к днищу автомобиля, а в другом - контакта гусениц с грунтом, при этом каждая гусеничная лента имеет внутренний зубчатый профиль для соединения с зубчатым колесом, установленным на валу соответствующего мотора привода движения гусеничной ленты.
Основной технической проблемой прототипа является усложнение конструкции и итоговое увеличение массы автомобиля, что потенциально может привести к снижению эффективности при перемещении автомобиля.
Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности процесса буксировки транспортных средств.
Указанный технический результат достигается за счет того, что устройство для буксировки транспортных средств, состоящее из платформы, на боковых сторонах которой смонтированы колеса, на колесах закреплены гусеничные ленты, по крайней мере одно из колес на каждой стороне платформы снабжено электродвигателем колеса, отличающееся тем, что внутри платформы между гусеничными лентами смонтирован электрогидроцилиндр со штоком, шток соединен с подъемным рычагом и выполнен с возможностью его поднятия и опускания, подъемный рычаг с опорной площадкой смонтированы на платформе между гусеничными лентами, для осуществления электропитания электродвигателя колеса и электрогидроцилиндра внутри платформы смонтировано устройство электропитания.
В частности, опорная площадка выполнена с возможностью вращения в горизонтальной плоскости на угол до 360°.
В частности, опорная площадка выполнена разделенной на смонтированные на раздвижных штангах сегменты, выполненные с возможностью взаимного разъединения.
В частности, устройство электропитания содержит блок ввода электропитания для подключения внешнего источника электропитания.
В частности, устройство электропитания выполнено в виде встроенного в платформу подзаряжаемого аккумулятора.
В частности, внутри платформы между гусеничными лентами со стороны опорной площадки смонтирована лебедка.
Способ буксировки транспортных средств, включающий размещение устройства для буксировки транспортных средств на грунте под днищем транспортного средства и его подключение к источнику электропитания, приведение в движение поршня электрогидроцилиндра, штока и соединенного с ним шарнирным соединением подъемного рычага, опорной площадки с ее сегментами, подъем выбранной части буксируемого транспортного средства на необходимую высоту от поверхности, задание направления и режима движения, включение электродвигателей колеса, приводящих колеса и гусеничные ленты в движение в выбранном направлении, и перемещение застрявшего транспортного средства от неблагоприятной для движения поверхности на необходимое расстояние.
Краткое описание чертежей.
На фиг. 1 показан вид сбоку устройства для буксировки транспортных средств.
На фиг. 2 показан вид сбоку в разрезе устройства для буксировки транспортных средств.
На фиг. 3 и 4 показан вид сверху устройства для буксировки транспортных средств.
На фиг. 5 показан вид спереди устройства для буксировки транспортных средств.
На фиг. 6 показана схема буксировки транспортного средства.
На фигурах обозначено: 1 - платформа, 2 - колесо, 3 - гусеничная лента, 4 - электродвигатель колеса, 5 - электрогидроцилиндр, 6 - шток, 7 - подъемный рычаг, 8 - опорная площадка, 9 - шарнирное соединение, 10 - раздвижные штанги, 11 - сегменты, 12 - блок ввода электропитания, 13 - лебедка, 14 - электрический провод, 15 - трос.
Осуществление изобретения
Устройство для буксировки транспортных средств состоит из платформы 1, на боковых ее сторонах смонтированы колеса 2, на которых закреплены гусеничные ленты 3, снабженные грунтозацепами. По крайней мере одно из колес 2 на каждой стороне платформы 1 снабжено электродвигателем колеса 4.
Внутри платформы 1 между гусеничными лентами 3 смонтирован электрогидроцилиндр 5 со штоком 6.
Электродвигатели колеса 4 и электрогидроцилиндр 5 подключены к устройству электропитания, при этом в различных вариантах реализации устройство электропитания выполнено содержащим смонтированный внутри платформы 1 блок ввода электропитания 12 для подключения внешнего источника электропитания, либо смонтированный внутри платформы 1 встроенный подзаряжаемый аккумулятор (на фигурах не показан).
На платформе 1 между гусеничными лентами 3 смонтирован подъемный рычаг 7 с опорной площадкой 8, при этом монтаж подъемного рычага 7 к платформе 1 и опорной площадки 8 к подъемному рычагу 7 выполнен посредством шарнирных соединений 9, а шток 6 соединен с подъемным рычагом 7 и выполнен с возможностью поднятия и опускания подъемного рычага 7.
В одном из вариантов реализации опорная площадка 8 выполнена с возможностью вращения в горизонтальной плоскости на угол до 360° посредством шарнирных соединений 9.
В одном из вариантов реализации опорная площадка 8 выполнена разделенной на смонтированные на раздвижных штангах 10 сегменты 11 (см. фиг. 4), выполненные с возможностью взаимного разъединения с целью увеличения числа точек контакта опорной площадки 8 с буксируемым транспортным средством, при этом штанги 10 смонтированы на шарнирных соединениях 9.
В одном из вариантов реализации для дополнительного крепления буксируемого транспортного средства к предлагаемому устройству для буксировки транспортных средств внутри платформы 1 между гусеничными лентами 3 со стороны опорной площадки 8 посредством шарнирных соединений 9 смонтирована лебедка 13 (см. фиг. 3) с намотанным на ее вал тросом 15.
В одном из вариантов реализации вместо электрогидроцилиндра 5 для упрощения конструкции может применяться механический домкрат или гидродомкрат, снабженные ножным либо ручным приводом, либо пневмоподушка.
В одном из вариантов реализации устройство для буксировки транспортных средств в транспортном положении может быть смонтировано разъемным соединением к днищу транспортного средства.
Заявленное техническое решение используют следующим образом.
При попадании ведущих колес автомобиля, прицепа, полуприцепа или иного транспортного средства, в том числе технически неисправного, на скользкую почву, в рыхлый снег или другие неблагоприятные для движения поверхности возникает вероятность потери сцепления ведущих колес с поверхностью и их проскальзывания вплоть до полной остановки и невозможности дальнейшего самостоятельного движения транспортного средства.
В таких условиях при отсутствии возможности привлечь сторонний тягач к вытягиванию и буксировке застрявшего транспортного средства актуальным становится использование автономных самоходных тягачей, одним из вариантов которых выступает предлагаемое техническое решение.
В транспортном положении (например, при размещении в багажнике) подъемный рычаг 7 с опорной площадкой 8 опущены и сложены вниз к платформе 1 между гусеничными лентами 3.
Для буксировки либо эвакуации автомобиля при невозможности его самостоятельного движения предлагаемое устройство для буксировки транспортных средств размещают на грунте под днищем упомянутого автомобиля и с помощью электрических проводов 14 соединяют клеммы аккумулятора автомобиля либо гнездо прикуривателя, размещенное в салоне или багажнике, с разъемами блока ввода электропитания 12, либо активируют встроенный в платформу 1 подзаряжаемый аккумулятор.
В одном из вариантов реализации посредством блока управления, расположенного на платформе 1, либо пульта дистанционного управления (на фигурах не показаны) включают электрогидроцилиндр 5, поршень которого перемещает шток 6 и соединенный с ним шарнирным соединением 9 подъемный рычаг 7.
В иных вариантах реализации приводят в действие упомянутые механический домкрат, гидродомкрат или пневмоподушку, которые воздействуют на поршень электрогидроцилиндра 5, поршень перемещает шток 6 и соединенный с ним шарнирным соединением 9 подъемный рычаг 7.
Подъемный рычаг 7 из нижней точки транспортного положения перемещается вверх, поднимая при этом опорную площадку 8 до момента ее соприкосновения с днищем или иными элементами кузова буксируемого транспортного средства, при этом сегменты 11 опорной площадки 8 раздвигают посредством раздвижных штанг 10 на расстояние, обеспечивающее надежное крепление предлагаемого устройства к днищу или иным кузовным элементам буксируемого транспортного средства. Далее производят подъем выбранной части буксируемого транспортного средства на необходимую высоту от поверхности.
После этого посредством упомянутых блока управления либо пульта дистанционного управления задают направление и режим движения, включают электродвигатели колеса 4, приводя колеса 2 и снабженные грунтозацепами гусеничные ленты 3 в движение в выбранном направлении, и перемещают застрявшее транспортное средство от неблагоприятной для движения поверхности на необходимое расстояние.
Для повышения надежности сцепки буксируемого транспортного средства осуществляют дополнительное его крепление к предлагаемому устройству посредством троса 15 лебедки 13 с зацепом, например, за мост транспортного средства, противоположный поднимаемому от поверхности.
Технический результат изобретения - повышение эффективности процесса буксировки транспортных средств - достигается за счет следующих факторов:
- объединения в одном устройстве функций домкрата и буксировщика, что способствует повышению автономности и выполнения одновременно нескольких задач;
- выполнения платформы 8 поворотной и разделенной на сегменты 11, что позволяет во время буксировки менять направление движения шасси предлагаемого устройства с сохранением надежного крепления к нему буксируемого транспортного средства;
- создания пониженного давления на грунт со стороны буксируемого транспортного средства благодаря подъему над поверхностью по крайней мере одной его оси;
- создания (в соответствии с предыдущим пунктом) повышенного давления на грунт со стороны предлагаемого устройства и, таким образом, улучшения сцепления гусеничных лент 3 с неблагоприятной для движения поверхностью.
Также заявленное техническое решение обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик за счет обеспечения электропитанием от единого блока ввода электропитания электродвигателя колеса и электрогидроцилиндра, обеспечения возможности размещения предлагаемого устройства в багажном отделении и питания его электродвигателей от бортовой сети буксируемого транспортного средства, а также оперативного извлечения предлагаемого устройства и его использования силами водителя без привлечения стороннего буксира.
В 2021-2022 гг. заявителем были изготовлены экспериментальные образцы предложенного технического решения, опытная эксплуатация которых подтвердила заявленный технический результат.
В частности, эффективность применения предлагаемого технического решения составила 95% в сравнении с аналогами и прототипом, протестированные образцы которых показали 84-86%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОПРИЦЕП - АМФИБИЙНЫЙ ПАРОМ | 2007 |
|
RU2339537C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2283242C1 |
Эвакуационный тягач | 1990 |
|
SU1791192A1 |
Устройство для буксировки автомобилей | 1990 |
|
SU1784515A1 |
ПОДЪЕМНИК АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ | 2009 |
|
RU2399578C1 |
Способ буксировки транспортного средства с изменяемым дорожным просветом на грунтах с низкой несущей способностью | 2020 |
|
RU2727219C1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2005 |
|
RU2289150C1 |
Машина самоходная гусеничная малогабаритная для подъема и установки бордюрного камня. | 2022 |
|
RU2785102C1 |
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА | 2012 |
|
RU2482578C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ С НИЗКОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ | 2022 |
|
RU2780902C1 |
Изобретение относится к устройству и способу для буксировки транспортных средств. Устройство для буксировки состоит из платформы, на боковых сторонах которой смонтированы колеса, на колесах закреплены гусеничные ленты. По крайней мере одно из колес на каждой стороне платформы снабжено электродвигателем колеса. Внутри платформы между гусеничными лентами смонтирован электрогидроцилиндр со штоком. Шток соединен с подъемным рычагом и выполнен с возможностью его поднятия и опускания. Внутри платформы смонтировано устройство электропитания. Способ буксировки заключается в размещении устройства для буксировки под днищем транспортного средства и его подключении к источнику электропитания, приведении в движение поршня электрогидроцилиндра и подъемного рычага. Далее подъем выбранной части буксируемого транспортного средства на необходимую высоту от поверхности, задание направления и режима движения, включение электродвигателей колеса и перемещение застрявшего транспортного средства на необходимое расстояние. Достигается повышение эффективности процесса буксировки транспортных средств. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Устройство для буксировки транспортных средств, состоящее из платформы, задающей направление и режим работы устройства, на боковых сторонах которой смонтированы колеса, на колесах закреплены гусеничные ленты, по крайней мере одно из колес на каждой стороне платформы снабжено электроприводом, внутри платформы между гусеничными лентами смонтирован электрогидроцилиндр со штоком, шток соединен с подъемным рычагом, снабженным опорной площадкой, и выполнен с возможностью его поднятия и опускания, опорная площадка выполнена разделенной на смонтированные на раздвижных штангах сегменты, выполненные с возможностью взаимного разъединения, для осуществления электропитания электродвигателей колес и электрогидроцилиндра внутри платформы смонтирован аккумулятор.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что опорная площадка выполнена с возможностью вращения в горизонтальной плоскости на угол до 360°.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что устройство электропитания содержит блок ввода электропитания для подключения внешнего источника электропитания.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутри платформы между гусеничными лентами с одной стороны смонтирована лебедка для дополнительного крепления к буксируемому транспортному средству в случае необходимости.
5. Способ буксировки транспортных средств, включающий:
размещение устройства для буксировки транспортных средств по п. 1 на грунте под днищем транспортного средства и приведение в движение штока электрогидроцилиндра и соединенного с ним шарнирным соединением подъемного рычага, опорной площадки с ее сегментами, подъем выбранной части или всего буксируемого транспортного средства на необходимую высоту от поверхности, включение электродвигателей колес, приводящих колеса и гусеничные ленты в движение в выбранном направлении, и перемещение застрявшего транспортного средства от неблагоприятной для движения поверхности на необходимое расстояние.
МОРОЗОСТОЙКОЕ ТЕПЛОГИДРОИЗОЛИРОВАННОЕ ИЗДЕЛИЕ ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА | 2007 |
|
RU2327923C1 |
US 4079634 A1, 21.03.1978 | |||
CN 103863268 A, 18.06.2014 | |||
US 20220306438 A1, 29.09.2022 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГИДРОКАРБОНАТА СВИНЦА | 0 |
|
SU175932A1 |
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПАРКОВКЕ ИЛИ ЗАСТРЕВАНИИ В КОЛЕЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2200683C2 |
Авторы
Даты
2025-01-16—Публикация
2023-04-24—Подача