Изобретение относится к учебным моделям или тренажерам для обучения управлению транспортными средствами и может использоваться в качестве тренажера для обучения приемам руления на месте.
Известно устройство для реализации способа обучения рулению на месте [патент RU 2709339 C1, G09B 9/02], в которое введены верхняя и нижняя опорные плиты-основания и шаровый подшипник, расположенный между ними и закрепленный на каждой из них таким образом, что находится между ними в их центральной части, при этом верхняя плита-основание имеет форму пятна контакта шины с опорной поверхностью.
Применение указанного устройства для реализации способа обучения рулению на месте позволяет использовать реальный автомобиль в качестве тренажера и прививать навыки руления на этом автомобиле как в обычных, так и в сложных ситуациях, что способствует обеспечению безопасности управления и экономии ресурса автомобиля и горючего. Данное устройство является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату и принято за прототип.
Недостатком прототипа является недостаточный уровень реалистичности управления транспортным средством, обусловленный отсутствием сопротивления повороту управляемых колес и их стабилизации при воздействии на них водителя через рулевое управление, что не обеспечивает обучаемому необходимого «чувства дороги» во время тренировки.
На движущемся автомобиле стабилизация управляемых колес обеспечивается продольным углом наклона поворотного устройства, за счет чего при наличии толкающей силы (силы тяги) управляемые колеса самопроизвольно стремятся вернуться и исходное положение, соответствующее прямолинейному направлению движения. При неподвижном положении автомобиля на устройстве для реализации способа обучения рулению на месте при повороте управляемых колес их стабилизация не происходит.
Технический результат изобретения направлен на повышение уровня реалистичности управления транспортным средством на неподвижном автомобиле при выполнении приемов руления за счет обеспечения стабилизации управляемых колес и сопротивления их повороту.
Технический результат достигается тем, что в устройстве для обучения рулению на месте, содержащем верхнюю и нижнюю опорные плиты-основания и шаровый подшипник, расположенный между ними и закрепленный на каждой из них таким образом, что находится между ними в их центральной части, обоймы шарового подшипника выполнены переменной высоты в плоскости плит-оснований таким образом, что скругленный выступ верхней обоймы в исходном положении расположен напротив скругленной впадины нижней обоймы, при этом шарики подшипника установлены в верхней обойме, а на верхней плите-основании установлены вертикальные плоские упоры, примыкающие один - к внутренней стороне шины, а другой - к внешней, имеющие возможность перемещения от центра верхней опорной плиты-основания к ее внешнему краю в зависимости от ширины шины с последующей фиксацией, при этом верхняя опорная плита-основание имеет возможность вертикального перемещения вдоль оси ее вращения.
Отличительными признаками от прототипа является то, что обоймы шарового подшипника выполнены переменной высоты в плоскости плит-оснований таким образом, что скругленный выступ верхней обоймы в исходном положении расположен напротив скругленной впадины нижней обоймы, при этом шарики подшипника установлены в верхней обойме, а на верхней плите-основании установлены вертикальные плоские упоры, примыкающие один - к внутренней стороне шины, а другой - к внешней, имеющие возможность перемещения от центра верхней опорной плиты-основания к ее внешнему краю в зависимости от ширины шины с последующей фиксацией, при этом верхняя опорная плита-основание имеет возможность вертикального перемещения вдоль оси ее вращения.
На фиг.1 представлена схема предлагаемого устройства для обучения рулению на месте, на фиг.2 показана схема работы устройства.
Устройство для обучения рулению на месте содержит верхнюю 1 и нижнюю 2 опорные плиты-основания и шаровый подшипник 3, расположенный между ними и закрепленный на каждой из них таким образом, что находится между ними в их центральной части. Верхняя опорная плита-основание 1 в рабочем положении устройства контактирует с шиной 4 колеса автомобиля. Обоймы 5 и 6 шарового подшипника 3 выполнены переменной высоты в плоскости плит-оснований таким образом, что скругленные выступы верхней обоймы 5 в исходном положении расположены напротив скругленных впадин нижней обоймы 6, при этом шарики 7 подшипника установлены в верхней обойме 5. На верхней плите-основании 1 установлены вертикальные плоские упоры 8 и 9. Один упор 8 примыкает к внутренней стороне шины 4, а другой упор 9 - к внешней стороне шины 4. Вертикальные плоские упоры 8 и 9 имеют возможность перемещения от центра верхней плиты-основания 1 к ее внешнему краю в зависимости от ширины шины 4 с последующей фиксацией. Верхняя опорная плита-основание 1 имеет возможность вертикального перемещения вдоль оси ее вращения.
Устройство для обучения рулению на месте используется в количестве по числу управляемых колес на автомобиле и работает следующим образом. Каждое устройство для обучения рулению на месте устанавливается на твердой ровной опорной поверхности перед управляемыми колесами автомобиля. Фиксирующие устройства 10 упоров 8 и 9 ослабляются и упоры 8 и 9 перемещаются от центра верхней плиты-основания 1 к ее внешнему краю за счет прохождения ослабленных фиксирующих устройств 10 в пазах 11. После чего водитель наезжает управляемыми колесами на верхние плиты-основания 1 обоих устройств таким образом, что пятно контакта шины 4 каждого управляемого колеса автомобиля с верхней плитой-основанием 1 соответствующего устройства для обучения рулению на месте устанавливается в центре верхней плиты-основания 1. Затем вертикальные упоры 8 и 9 каждого устройства для обучения рулению на месте перемещаются вплотную к шинам 4 управляемых колес и фиксируются на верхней плите-основании 1 фиксирующими устройствами 10.
После этого обучающийся занимает в автомобиле место водителя и приступает к отработке упражнений по рулению. Вместе с управляемыми колесами поворачивается верхняя опорная плита-основание 1 каждого устройства, а вместе с ней поворачивается верхняя обойма 5 с установленными в ней шариками 7 подшипника. Нижняя опорная плита-основание 2 с установленной на ней нижней обоймой 6 подшипника остаются неподвижными. При повороте управляемых колес автомобиля их проскальзывание в месте контакта с верхними опорными плитами-основаниями 1 исключается за счет прижатия к шинам 4 колес с внутренней и внешней стороны вертикальных плоских упоров 8 и 9.
При повороте верхней обоймы 5 подшипника шарики 7 перекатываются по направляющей нижней обоймы 6 подшипника, а скругленные выступы верхней обоймы 5 подшипника, перемещаясь по направлению вращения, постепенно устанавливаются напротив скругленных выступов нижней обоймы 6 подшипника. Верхняя опорная плита-основание 1 при этом осуществляет вертикальное перемещение вдоль оси ее вращения. Максимальное значение подъема верхней опорной плиты-основания 1 достигается при установке скругленных выступов верхней 5 и нижней 6 обойм подшипника 3 напротив друг друга. Такое расположение скругленных выступов на обеих обоймах подшипника 3 достигается при максимальном угле поворота управляемых колес.
При повороте и подъеме вверх верхней опорной плиты-основания 1 вместе с ней приподнимаются управляемые колеса и передняя часть автомобиля. За счет этого преодоление вертикальной нагрузки, приходящейся на управляемые колеса, создает сопротивление их повороту, что повышает уровень реалистичности при отработке приемов руления.
При снятии усилия с рулевого колеса шарики 7 подшипника 3 скатываются по направляющей нижней обоймы 6 подшипника за счет вертикальной нагрузки, приходящейся на управляемые колеса и передающейся на верхние опорные плиты-основания 1. Это вызывает поворот верхней обоймы 5 подшипника вместе с верхней опорной плитой-основанием 1 в исходное положение и установку скругленных выступов верхней обоймы 5 подшипника напротив скругленных впадин нижней обоймы 6 подшипника и поворот управляемых колес в нейтральное положение.
В результате достигается повышение уровня реалистичности управления транспортным средством на неподвижном автомобиле при выполнении приемов руления за счет обеспечения стабилизации управляемых колес и сопротивления их повороту.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУЛЕНИЮ НА МЕСТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2018 |
|
RU2709339C1 |
Тренажер транспортного средства | 1987 |
|
SU1508265A1 |
ВЗВЕШИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 1993 |
|
RU2091723C1 |
ЧАСТИЧНО ПОГРУЖЁННЫЙ ВИНТОРУЛЕВОЙ ПРИВОД А.Г. ДАВЫДОВА (ВАРИАНТЫ), УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ГИДРОЦИЛИНДРА ПРИВОДА К ТРАНЦУ СУДНА И ГИДРОЦИЛИНДР | 2010 |
|
RU2537503C2 |
СТОЙКА ПОВОРОТНАЯ ОПОРНО-ПОВОРОТНОГО УСТРОЙСТВА КРАНОМАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ | 2001 |
|
RU2213043C2 |
Учебный стенд-тренажер газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2692315C1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО КРАНОМАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ | 2001 |
|
RU2230699C2 |
УСТРОЙСТВО РУБКИ ДВИЖУЩЕЙСЯ ЛЕНТЫ ДРЕВЕСНОГО ШПОНА С НОЖОМ И МЕХАНИЗМОМ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ | 2009 |
|
RU2403148C1 |
Тренажер для обучения вождению автомобиля | 1986 |
|
SU1390627A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРИВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РЕГУЛИРОВКЕ ЗАЗОРА | 1992 |
|
RU2025782C1 |
Изобретение относится к учебным моделям или тренажерам для обучения управлению транспортными средствами и может использоваться в качестве тренажера для обучения приемам руления на месте. Устройство для обучения рулению на месте содержит верхнюю и нижнюю опорные плиты-основания и шаровый подшипник, расположенный между ними и закрепленный на каждой из них таким образом, что находится между ними в их центральной части. Обоймы шарового подшипника выполнены переменной высоты в плоскости плит-оснований таким образом, что скругленные выступы верхней обоймы в исходном положении расположены напротив скругленных впадин нижней обоймы. Шарики подшипника установлены в верхней обойме, а на верхней плите-основании установлены вертикальные плоские упоры, примыкающие один - к внутренней стороне шины, а другой - к внешней, имеющие возможность перемещения от центра верхней опорной плиты-основания к ее внешнему краю в зависимости от ширины шины с последующей фиксацией. Верхняя опорная плита-основание имеет возможность вертикального перемещения вдоль оси ее вращения. Достигается повышение уровня реалистичности управления транспортным средством на неподвижном автомобиле при выполнении приемов руления за счет обеспечения стабилизации управляемых колес и сопротивления их повороту. 2 ил.
Устройство для обучения рулению на месте, содержащее верхнюю и нижнюю опорные плиты-основания и шаровый подшипник, расположенный между ними и закрепленный на каждой из них таким образом, что находится между ними в их центральной части, отличающееся тем, что обоймы шарового подшипника выполнены переменной высоты в плоскости плит-оснований таким образом, что скругленные выступы верхней обоймы в исходном положении расположены напротив скругленных впадин нижней обоймы, при этом шарики подшипника установлены в верхней обойме, а на верхней плите-основании установлены вертикальные плоские упоры, примыкающие один - к внутренней стороне шины, а другой - к внешней, имеющие возможность перемещения от центра верхней опорной плиты-основания к ее внешнему краю в зависимости от ширины шины с последующей фиксацией, при этом верхняя опорная плита-основание имеет возможность вертикального перемещения вдоль оси ее вращения.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУЛЕНИЮ НА МЕСТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2018 |
|
RU2709339C1 |
CN 107767726 A, 06.03.2018 | |||
CN 208861514 U, 14.05.2019 | |||
Тренажер для обучения управлению автомобилем | 1974 |
|
SU609118A1 |
Даты
2025-02-19—Публикация
2024-07-18—Подача