СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИТРУБНЫМ РОБОТОМ ПРИ ЕГО ДВИЖЕНИИ ПО КРИВОЛИНЕЙНОМУ УЧАСТКУ ТРУБОПРОВОДА Российский патент 2025 года по МПК F16L55/26 

Описание патента на изобретение RU2835290C1

Изобретение относится к способам управления внутритрубными мобильными роботами, перемещающимися с использованием собственных движителей на борту устройства, и может быть использовано в газо-, нефтепроводах, трубопроводах тепловых сетей, а также в иных трубопроводах, транспортирующих газообразные или жидкие среды.

Изобретение предназначено для диагностики трубопроводов криволинейной формы геометрии, к которым относятся отводы, повороты, изгибы с углом поворота до 180°.

Известны способы осуществления поступательного движения в трубопроводе криволинейной формы геометрии с использованием гусеничных и колёсных движителей.

Известен способ управления поступательным движением транспортного средства [RU170056, опубл.12/04/2017], который осуществляет движение в трубопроводе криволинейной формы с углом поворота до 90°. Транспортное средство содержит несущее основание с установленными на нем электродвигателем, три расположенными относительно друг друга под углом 120° одинаковые колесные пары. Недостатком способа управления данным транспортным средством является возможность потери ориентации в отводе при наличии единственного электродвигателя.

Известны способы управления поступательным движением робота в трубопроводе [RU 2780829, опубл. 04.10.2022; RU 2773721, опубл. 08.06.2022], при этом внутритрубный робот содержит два несущих основания, каждое из которых включает в себя расположенные относительно друг друга под углом 120 градусов три опорные ноги.

Данные способы позволяют осуществлять управление движением только в линейной части внутри трубопроводов.

Также известен способ управления движением роботизированного устройства для внутритрубной диагностики, содержащий два несущих основания, на каждом из которых расположены под углом 120° три опорные ноги с колесами, а опорные ноги и колеса выполнены с независимыми приводами. Перемещение роботизированного устройства осуществляется при помощи колес, имеющих omni конструкцию, как в продольном, так и в поперечном направлениях, что способствует поступательному и вращательному движению внутри трубопровода [RU 194854, опубл.25.12.2019].

К недостаткам данного способа следует отнести отсутствие возможности управления движением по криволинейному участку трубопровода.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению и принятому за прототип является способ управления движением внутритрубного робота [J. Chen, X. Cao and Z. Deng, "Kinematic analysis of pipe robot in elbow based on virtual prototype technology," 2015 IEEE International Conference on Robotics and Biomimetics (ROBIO), Zhuhai, China, 2015, pp. 2229-22345], выполненного с несущим основанием, с каждой стороны которого установлены опорные ноги под углом 120° с колёсами, имеющими независимые управляемые приводы. Данный способ управления роботом на криволинейном участке трубопровода основан на зависимости пути ведущих колес от кривизны криволинейного участка и ориентации робота относительно оси трубы.

Однако, в основе данного способа управления лежит предположение о постоянстве ориентации робота относительно оси трубопровода, которое предположительно поддерживается достаточно высоким уровнем трения между колесами и внутренней поверхностью трубопровода, но в реальной ситуации зависит от вязкости среды и может при вращении робота привести к потере управляемости.

Недостаток прототипа - невозможность управления роботом при его движении по криволинейному участку трубопровода с неизвестным радиусом кривизны из-за отсутствия ориентации устройства относительно оси трубопровода на криволинейном участке.

Технический результат заключается в обеспечении управляемости внутритрубным роботом при его движении по криволинейному участку трубопровода с неизвестным радиусом кривизны за счет его устойчивой пространственной ориентации относительно оси трубопровода на криволинейном участке.

Технический результат достигается в результате того, что в способе управления внутритрубным роботом при его движении по криволинейному участку трубопровода, включающем размещение робота, выполненного с тремя приводными колесами на опорах, расположенными на несущем основании под углом 120 градусов и оснащенными движителями с самостоятельными приводами, во внутритрубное пространство криволинейного участка трубопровода, согласно изобретению, двум приводным колесам робота задают скорости вращения W1 и W2 , соответственно, и поддерживают их равенство W1 = W2 , размещая третье приводное колесо со скоростью вращения в плоскости симметрии трубопровода, одновременно измеряют среднюю поступательную скорость движения робота W и угол его поворота δϕ вдоль оси трубопровода за время движения робота δt на криволинейном участке трубопровода с помощью гироскопа, предварительно размещенного в плоскости, образованной осью трубопровода и точкой креплением третьего приводного колеса, далее определяют радиус кривизны R участка трубопровода по формуле:

,

и рассчитывают оптимальные скорости трех приводных колес по формулам:

, где

- расстояние между осью трубопровода и приводными колесами,

W3 - скорость вращения третьего приводного колеса,

затем задают движителем третьему колесу оптимальную скорость W3.

Заявляемый способ управления позволяет внутритрубному роботу быстро занять устойчивую пространственную ориентацию относительно оси трубопровода, т.к. переход в такое положение обеспечивает одинаковая скорость вращения двух приводных колес , в результате чего третье приводное колесо, имеющее скорость ,оказывается в плоскости кривизны трубопровода (плоскости симметрии). При этом оптимальные скорости приводных колес для движения по криволинейному участку без проскальзывания обеспечены предварительным расчетом радиуса кривизны R участка трубопровода путем измерения средней поступательной скорости движения робота W и угла его поворота δϕ вдоль оси трубопровода за время движения робота δt на криволинейном участке трубопровода с помощью гироскопа, предварительно размещенного в плоскости, образованной осью трубопровода и точкой креплением третьего приводного колеса.

Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами.

На фиг. 1 показана конструкция внутритрубного робота.

Фиг. 2 иллюстрирует устойчивую пространственную ориентацию относительно оси А трубопровода на криволинейном участке трубопровода.

На фиг. 1 и 2 показаны:

1 - первое приводное колесо (скорость W1);

2 - второе приводное колесо (скорость W2);

3 - третье приводное колесо (скорость W3);

4 - трубопровод;

5 - внутритрубный робот;

6 - гироскоп;

7 - опора приводного колеса;

R - радиус кривизны участка трубопровода;

- расстояние между осью трубопровода и приводным колесом.

Способ управления осуществляется следующим образом.

Робот 5 устанавливают во внутритрубное пространство участка трубопровода 4 с неизвестным радиусом кривизны R c малым вязким трением среды, как показано на фиг. 1 . С помощью независимых движителем с приводами (не показаны) двум приводным колесам 1 и 2 робота 5 придают скорости вращения W1 и W2, соответственно, и поддерживают постоянство равенства этих скоростей. В это время третье приводное колесо 3, имеющее скорость , оказывается в плоскости кривизны трубопровода 4 (плоскости симметрии).Одновременно осуществляют измерение средней поступательной скорости W робота 5 и угла поворота в плоскости кривизны трубопровода δϕ, за некоторое время δt движения робота 5 на криволинейном участке трубопровода 4 с помощью гироскопа 6, предварительно размещенного на опоре 7 в плоскости, образованной осью трубопровода А и точкой креплением третьего колеса 3 , рассчитывают оптимальные скорости трех приводных колес по формулам:

,

где - расстояние между осью трубопровода и приводными колесами,

затем задают движителем третьему колесу 3 оптимальную скорость W3., обеспечивая оптимальные скорости вращения приводных колес для движения по криволинейному участку без проскальзывания и устойчивую ориентацию робота 5 относительно оси А трубопровода 4.

ПРИМЕР

Робот 5 размещен внутри криволинейного участка трубопровода 4. Двум приводным колесам 1 и 2 робота с помощью движителей придают скорости вращения W1=W2= 3 м/мин, в результате чего приводное колесо 3, имеющее скорость W3 больше, чем W1 и W2, оказывается в плоскости симметрии трубопровода.

Согласно заявляемого способа за некоторое время δt движения робота по криволинейному участку была измерена его средняя поступательная скорость м/мин , а также угол поворота в плоскости кривизны трубопровода δϕ с помощью гироскопа 6. Соотношение мин-1. По этим данным был вычислен радиус R кривизны трубопровода:

м

Расстояние между осью трубопровода и приводными колесами составляло

Таким образом, скорости вращения приводных колес 1,2 составили 3,6 м/мин:

м/мин

Скорость вращения приводного колеса 3 была вычислена по указанной математической формуле и составила 4,8 м/мин:

м/мин

Устойчивая ориентация робота относительно оси А трубопровода и движение его по криволинейному участку без проскальзывания были обеспечены.

Похожие патенты RU2835290C1

название год авторы номер документа
АДАПТИВНАЯ КОЛЕСНАЯ ОПОРА ТРАНСПОРТНОГО МОДУЛЯ ВНУТРИТРУБНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО РОБОТА 2023
  • Седелев Юрий Анатолиевич
  • Кадров Андрей Александрович
  • Савченко Дмитрий Николаевич
  • Рахматуллин Рустем Равильевич
  • Коротков Алексей Львович
  • Лопота Александр Витальевич
  • Прядко Алексей Иванович
  • Волков Владислав Александрович
  • Рогов Александр Владимирович
  • Филиппов Данила Денисович
  • Хокконен Евгений Игоревич
  • Шмаков Олег Александрович
RU2821671C1
ТРАНСПОРТНЫЙ МОДУЛЬ ВНУТРИТРУБНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО РОБОТА 2022
  • Седелев Юрий Анатолиевич
  • Макарычев Дмитрий Анатольевич
  • Кадров Андрей Александрович
  • Середенок Виктор Аркадьевич
  • Созонов Петр Михайлович
  • Петров Александр Дмитриевич
  • Волков Владислав Александрович
  • Коротков Алексей Львович
  • Лопота Александр Витальевич
  • Прядко Алексей Иванович
  • Рогов Александр Владимирович
  • Тарасов Александр Эдуардович
  • Филиппов Данила Денисович
  • Хокконен Евгений Игоревич
  • Шмаков Олег Александрович
RU2802483C1
ВНУТРИТРУБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Антипов Борис Николаевич
  • Ангалев Александр Михайлович
  • Аверьянов Владимир Валентинович
  • Бутусов Дмитрий Станиславович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Кучеренко Владимир Иванович
  • Мартынов Андрей Иванович
  • Степанов Виктор Владимирович
RU2418234C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ 1999
  • Шпорт В.И.
  • Кузьмин В.Ф.
  • Марьин Б.Н.
RU2169643C1
НАВИГАЦИОННО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ВНУТРИТРУБНЫЙ ИНСПЕКТИРУЮЩИЙ СНАРЯД 2007
  • Бакурский Николай Николаевич
  • Антипов Борис Николаевич
  • Бакурский Александр Николаевич
  • Попов Владимир Александрович
  • Горшков Александр Николаевич
  • Афанасьев Алексей Викторович
  • Братков Илья Степанович
RU2321828C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАВНОМЕРНОГО УГЛОВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕКОВ КОРПУСКУЛЯРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПЛЕНОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Гусинский Г.М.
RU2149472C1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДВУХ И БОЛЕЕ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОПУСКОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА 2013
  • Мирошник Александр Дмитриевич
  • Гурин Сергей Федорович
  • Кирьянов Максим Юрьевич
  • Орлов Вячеслав Викторович
RU2558724C2
Транспортная система, содержащая трубопровод и транспортное средство для перемещения внутри трубопровода 2019
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2714277C1
ВНУТРИТРУБНЫЙ РОБОТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТРУБОПРОВОДОВ 2021
  • Поезжаева Елена Вячеславовна
  • Кучев Дмитрий Николаевич
  • Тонков Евгений Юрьевич
  • Веснин Михаил Александрович
RU2773721C1
АВТОНОМНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТРУБОПРОВОДОВ 2021
  • Поезжаева Елена Вячеславовна
  • Кучев Дмитрий Николаевич
  • Тонков Евгений Юрьевич
RU2780829C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 835 290 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИТРУБНЫМ РОБОТОМ ПРИ ЕГО ДВИЖЕНИИ ПО КРИВОЛИНЕЙНОМУ УЧАСТКУ ТРУБОПРОВОДА

Изобретение относится к способам управления внутритрубными мобильными роботами, перемещающимися с использованием собственных движителей на борту устройства, и может быть использовано в газо-, нефтепроводах, трубопроводах тепловых сетей. В способе задают скорости вращения W1 и W2, соответственно, и поддерживают их равенство W1 = W2 , размещая третье приводное колесо со скоростью вращения W3 > W1 в плоскости симметрии трубопровода, одновременно измеряют среднюю поступательную скорость движения робота W и угол его поворота δϕ вдоль оси трубопровода за время движения робота δt на криволинейном участке трубопровода с помощью гироскопа, предварительно размещенного в плоскости, образованной осью трубопровода и точкой креплением третьего приводного колеса, далее определяют радиус кривизны R участка трубопровода и рассчитывают оптимальные скорости трех приводных колес. Технический результат заключается в обеспечении управляемости внутритрубным роботом при его движении по криволинейному участку трубопровода с неизвестным радиусом кривизны за счет его устойчивой пространственной ориентации относительно оси трубопровода на криволинейном участке. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 835 290 C1

Способ управления внутритрубным роботом при его движении по криволинейному участку трубопровода, включающий размещение робота, выполненного с тремя приводными колесами на опорах, расположенными на несущем основании под углом 120 градусов и оснащенными движителями с самостоятельными приводами, во внутритрубное пространство криволинейного участка трубопровода, отличающийся тем, что двум приводным колесам робота задают скорости вращения W1 и W2, соответственно, и поддерживают их равенство W1 = W2, размещая третье приводное колесо со скоростью вращения W3 > W1 в плоскости симметрии трубопровода, одновременно измеряют среднюю поступательную скорость движения робота W и угол его поворота δϕ вдоль оси трубопровода за время движения робота δt на криволинейном участке трубопровода с помощью гироскопа, предварительно размещенного в плоскости, образованной осью трубопровода и точкой крепления третьего приводного колеса, далее определяют радиус кривизны R участка трубопровода по формуле:

,

и рассчитывают оптимальные скорости трех приводных колес по формулам:

, где

- расстояние между осью трубопровода и приводными колесами,

W3 - скорость вращения третьего приводного колеса,

затем задают движителем третьему колесу оптимальную скорость W3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835290C1

J
Chen, X
Cao and Z
Deng, "Kinematic analysis of pipe robot in elbow based on virtual prototype technology," 2015 IEEE International Conference on Robotics and Biomimetics (ROBIO), Zhuhai, China, 2015, pp
Ветряный двигатель 1925
  • Тамбовцев Д.Г.
SU2229A1
ОСЕВОЙ РЕДУКТОР ДЛЯ ЛОКОМОТИВОВ 1967
  • Волобоев И.Н.
  • Кириллов Ю.Г.
  • Коняев А.Н.
  • Найш М.Н.
  • Науменко В.В.
  • Румянцев Б.П.
  • Турик Н.А.
SU225248A1
0
  • В. И. Шпорхун, А. Б. Тютюнников, Ф. А. Гул И. Д. Решетн
SU217364A1
ВЫПУСКНОЙ КЛАПАН ПОРШНЕВОГО ДЕТАНДЕРА 0
SU194854A1
АВТОНОМНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТРУБОПРОВОДОВ 2021
  • Поезжаева Елена Вячеславовна
  • Кучев Дмитрий Николаевич
  • Тонков Евгений Юрьевич
RU2780829C1
ВНУТРИТРУБНЫЙ РОБОТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТРУБОПРОВОДОВ 2021
  • Поезжаева Елена Вячеславовна
  • Кучев Дмитрий Николаевич
  • Тонков Евгений Юрьевич
  • Веснин Михаил Александрович
RU2773721C1

RU 2 835 290 C1

Авторы

Келлер Илья Эрнстович

Кучев Дмитрий Николаевич

Даты

2025-02-24Публикация

2024-10-16Подача