Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств передачи усилия при взаимном перемещении сопряженных узлов. Известно шкворневое устройство тепловоза, содержащее неподвижную балку, стакан с установленным в нем с возможностью поперечного перемещения скользуном, выполненным с гнездом под шкворень, и упругими поперечными элементами, установленными с зазором относительно скользуна 1. Недостатками известной конструкции щкворневого узла являются отсутствие способности поглощения продольных возмущении и, следовательно, ухудшение динамических и тяговых свойств локомотива вследствие жесткой передачи на локомотив колебаний тележки, что вызывает срыв колесных пар, работающих на пределе сцепления в режиме боксования. Цель изобретения - улучщение тяговых и динамических характеристик транспортного средства. Указанная цель достигается тем, что в упругом щкворневом аппарате транспортного средства, содержащем неподвижную балку, стакан с установленным в нем с возможностью поперечного перемещения скользуном, выполненным с гнездом под щкворень, и упругими поперечными элементами, установленных с зазором относительно скользуна, неподвижная балка выполнена с полостью трапецеидальной формы в плане и в ней расположена подвижная балка, имеющая с одной стороны захват, а с другой - упомянутый стакан, а в полости неподвижной балки размещены подвижные сухари, взаимодействующие с одной стороны -с упомянутым захватом и боковыми стенками полости неподвижной балки, а с другой подпружиненные установленными параллельно стенкам подвижной балки упругими элементами с шаровыми опорами, поджатыми соответственно другой стороной к неподвижной балке, причем упомянутые сухари подпружинены в поперечном направлении. На фиг. 1 показан предлагаемый аппарат, вид сбоку, разрез; на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез. Упругий щкворневой аппарат состоит из неподвижной балки 1, выполненной с полостью трапецеидальной формы в плане, и расположенных внутри нее подвижной балки 2, снабженной с одной стороны захватом 3, а с другой - стаканом 4, в котором между двумя упругими элементами 5, ось которых перпендикулярна оси балки 1, установлен скользун б с гнездом под шкворень, упругих элементов 7, опирающихся посредством шаровых опор 8 одним концом в плиту 9, а другим - в сухари 10, взаимодействующие с захватом 3 и боковыми стенками неподвижной балки 1, а также амортизаторов И и 12, предохраняющих подвижную балку 2 при перемещении в крайних положениях от жестких ударов о балку 1. Сухари 10 служат для гашения продольных колебаний подергивания локомотива за счет трения о боковые стенки неподвижной балки 1 и захват 3. Пружина 13, расположенная между сухарями 10, позволяет регулировать давление в контакте трущихся поверхностей, а также служит для возвращения их в первоначальное положение. Упругий шкворневой аппарат работает следующим образом. В процессе реализации продольных сил тяги или торможения при движении усилия, возникающие в зоне контакта колес, с рельсов передаются от рамы тележки на неподвижно укрепленную на ней балку 1, плиту 9, упругие элементы 7 с шаровыми опорами 8 по концам, захват 3 подвижной балки 2 и через стакан 4 на скользун 6 и шкворень рамы кузова локомотива. При этом подвижная балка 2 перемещается относительно неподвижной балки 1 вправо. Упругие элементы 7 в зависимости от передаваемой силы сжимаются на определенную величину. Сухари 10, скользя одной стороной по боковым стенкам балки 1, а другой - по рабочей поверхности захвата 3, сходятся, поглощая энергию, и сжимают пружину 13. При дальнейшем перемещении подвижная балка 2 упирается в амортизатор 12, и передача продольных сил происходит через него. При обратном ходе балки 2, когда величина продольной силы становится меньще, упругие элементы 7 разжимаются. Сухари 10 под действием упругих элементов 7 и пружины 13 возвращаются в первоначальное положение. Смягчение удара при соприкосновении балки 1 и подвижной балки 2 обеспечивается за счет трения сухарей 10 о рабочие поверхности захвата 3 и боковых стенок неподвижной балки 1, а также амортизатором 11. При движении в противоположном направлении передача продольных сил от рамы тележки на кузов происходит через балку 1, амортизатор 11, подвижную балку 2, стакан 4 и скользун 6. Возникающие в процессе движения в любом направлении поперечные силы передаются от тележки на балку 1, стакан 4 подвижной балки 2, один из упругих элементов 5 (в зависимости от направления действия силы), скользун 6 и находящийся в гнезде щкворень рамы кузова. Предлагаемая конструкция упругого щкворневого аппарата по сравнению с известной позволяет улучшить динамические качества экипажа за счет гашения колебаний подергивания от состава, а также колебаний относа, возникающих как в процессе трога ни я, так и при движении с больщими скоростями. Кроме того, данное техническое решение обеспечивает улучщение тяговых свойств локомотива благодаря предотвращению передачи продольных возмущений от состава на колесные пары, работающие на пределе сцепления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1965 |
|
SU171424A1 |
Устройство для управления рессорным подвешиванием в сопряжении кузова локомотива с тележками | 1974 |
|
SU745750A1 |
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1965 |
|
SU176947A1 |
Шкворневой узел железнодорожного транспортного средства | 1991 |
|
SU1789392A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ВОЗВРАЩАЮЩЕГО АППАРАТА ШКВОРНЕВОГО УЗЛА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2133685C1 |
Шкворневой узел вагона | 1983 |
|
SU1135683A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КУЗОВА ВАГОНА С ТЕЛЕЖКОЙ | 2007 |
|
RU2355594C2 |
Узел сочленения кузова грузового вагона с тележкой | 2023 |
|
RU2813223C1 |
ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ ЛОКОМОТИВА | 2006 |
|
RU2320508C1 |
ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА | 1996 |
|
RU2096217C1 |
УПРУГИЙ ШКВОРНЕВОЙ АППАРАТ, транспортного средства, содержащий неподвижную балку, стакан с установленным в нем с возможностью поперечного перемещения скользуном, выполненным с гнездом под щкворень, и упругими поперечными элементами, установленные с зазором относительно скользуна, отличающийся тем, что, с целью улучшения тяговых и динамических характеристик трансаортного -средства, неподвижная балка выполнена с полостью трапецеидальной формы в плане и в ней расположена подвижная балка, имеющая с одной стороны захват, а с другой - упомянутый стакан, а в полости неподвижной балки размещены подвижные сухари, взаимодействующие с одной стороны с упомянутым захватом и боковыми стенами полости неподвижной балки, а с другой подпружиненные -установленными параллельно стенкам подвижной балки упругими элементами с шаровыми опорами, поджатыми соответственно другой стороной к неподвижной балке, причем упомянутые сухари подпружинены в поперечном направлении. W сд о
I | |||
Тепловоды | |||
Под ред | |||
Н | |||
И | |||
Панова | |||
«Машиностроение, 1976, с | |||
Раздвижной паровозный золотник с подвижными по его скалке поршнями между упорными шайбами | 1922 |
|
SU148A1 |
Приспособление для подачи воды в паровой котел | 1920 |
|
SU229A1 |
Авторы
Даты
1983-05-15—Публикация
1982-01-25—Подача