Изобретение относится к области измерений в машиностроении, а именнок средствам контроля точности зубчатых колес.
Известен способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что поверхности зубьев покрнвают смазочным слоем и измеряют изменение электрического параметра смазочного слоя при взаимном обкатывании зубьев
ш
Недостаток этого способа заключается в том, что при таком контроле не удается разделить границы взаимодейсшвия кромок и активных участков профиля зубьев, что снижает точность и информативность контроля.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и досигаемому результату является способ однопрофильного1):онтроля па{ял зубчатых колеи, заключающийся в том, что на части- боковой поверхности одного из колес устанавливают ленточные эле-. менты по профилю или вдоль линии зуба, обкатывают колеса друг с другом и регистрируют рассогласование их движений, по результатам которого судят о точности иэотовления контролир руемого колеса 2.
Недостатком известного способа является то, что при его осуществлении не удается разделить участки взаимодействия активных частей и кромок зубьев, что приводит к снижению точности контроля и неправильному представлению о качестве изготовления и работы зубчатых колес.
Цель изобретения - повышение точностиконтроля за счет определения влияния отдельйых частей поверхности зубьев с электроизоляционным покрытием на величину рассогласования в относительном движении колес пары.
Эта цель достигается тем, что согласно способу однопрофильного контроля рары зубчатых колес, заключающемся в том, что часть поверхности зубьев одного из колес покрывают электроизоляционным покрытием, обкатывают колеса и регистрируют рассогласование их движений , устанавливают колесо с электроизоляционным покрытием зубьев на электроизоляционную опору, измеряют электрическое сопротивление между колесами и по скачку этого сопротивления определяют зону влияния на кинематическую погершност передачи нейзолированого участка поверхности зуба.
На фиг. 1 показана часть зубчатог колеса, на котором установлены ленточные элементы на боковой поверхности зубьев; на фиг. 2 - участок записи кинематограммы, выполненой в соответствии с предлагаемым, способом
На фиг. 1 показано измерительное зубчатое колесо 1 с установленными электроизоляционными ленточньми элементами 2 на активной части зубьев Через один по всему зубчатому венцу.
Предлагаемый способ контроля осуществлен на приборе для комплексного однопрофильного контроля мод. ЕРК-40 фирмы Гарбек.
Зубчатое колесо 1 с ленточными элементами 2 устанавливают на электроизолированную оправку прибора и вводят в зацепление с контролируемым колесом ,{не показано). При взаимном обкате зубчатых колес фиксируют паралельно с записью кинематограмы рассогласования угла 1Говорота(фиг. 2, кривая К с розмахом погрешности/даг/ ) сигнал изменения электрического сопг ротивления , характеризующий участок взаимодействия кромок (фиг. 2, кривая,участок AS) и участок взаимодействия активной части профиля (фиг. 2, кривая оС, участок ВС с размахом
у/л д .
Таким образом, пр.нменение предлагаемого способа позволяет определить влияние на кинематическую погрешность отдельных элементов поверхйости зубьев колес и дает воэможмость боя лее .обьективно управлять процесом профилирования.
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Способ комплексного однопрофильногоКОНТРОля зубчАТыХ КОлЕС | 1979 | 
 | SU815465A2 | 
| Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1976 | 
 | SU599155A1 | 
| Способ определения погрешности зубчатых колес | 1982 | 
 | SU1062507A1 | 
| СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1973 | 
 | SU390346A1 | 
| Способ определения координат начала и конца контролируемого участка зацепления | 1976 | 
 | SU577391A1 | 
| Способ контроля профиля зубьев косозубых зубчатых колес | 1973 | 
 | SU497464A1 | 
| Способ контроля направления зубьев косозубых зубчатых колес | 1973 | 
 | SU497463A1 | 
| Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1981 | 
 | SU962751A1 | 
| Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1972 | 
 | SU462975A1 | 
| Способ определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1979 | 
 | SU898834A2 | 
 
		
         
         
            СПОСОБ ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, заключающийся В тем, что часть поверхности  зубьев одного из колес покрывают .электроиэоляционнным покрытием, обкатывают колеса и регистрируют рас|согласование их движений, о т л и  асощийся тем, что, с целью  повьЕцения точности за счет опреде;ления влияния отдельных частей поверхности эубьв с электроизоляционным покрытием на величину рассбгласования, устанавливают колесо с эле: ктроизоляциорньш пок{%1тием зубьев на  электроизсхпяционную опору, измеряют  электрическое сопротивление между  колесами и по скачку этого сопротивления определяют зону влияния на кия  |Нематическук погрешность передачи  , неизолированного участка поверхнос ти зуба.
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Способ измерения динамических характеристик зубчатого зацепления | 1973 | 
 | SU476438A1 | 
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 | 
 | SU2A1 | 
| Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1976 | 
 | SU599155A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| : | |||
Авторы
Даты
1983-06-23—Публикация
1982-01-04—Подача