Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе Советский патент 1983 года по МПК H02P5/40 H02P5/34 

Описание патента на изобретение SU1039011A1

Иэобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемом асинхронном электроприводе общепромышленного назначения. Известно устройство для определения одной из координат асинхронного двигателя - скорости вращения, содер жащее электромеханический датчик, ус тановленный на валу двигателя. Известны также устройства для оп ределения координат асинхронного дви гателя - составляющих вектора потокосцепления ротора, содержащие датчи ки магнитного потока - датчики Холла и датчики ЭДС в виде измерительных обмоток 1.. Недостатком известных устройств является конструктивная сложность Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является уст ройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе, содержащее датчи ки фазных токов статора, подключенные через блок преобразования токов к входам блока вычисления составляют щих вектора потокосцепления ротора, и датчики фазных напряжений, подключенные к блоку преобразования напряжений . Недостатком является то, что данное устройство не содержит электромеханического датчика скорости, датчиков потока и ЭДС, усложняющих Koriструкцию. Кроме того, недостатком является то, что определение координат асинхронного двигателя - скорости вращения и составляющих век-тора потокосцепления ротора производится здесь по информации о фазных токах и напряжениях в разомкнутом контуре, и это не позволяет получить высокую точность, особенно в динамических ре жимах. Цель изобретения - повышение точности определения координат асинхрон ного двигателя в статических и динамических режимах работы. Указанная цель достигаётся тем, ЧТО в устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе, содержащее датчики фазных токов статора, подключенные к блоку преобразования токов, два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока вы|числения состгшляющих вектора потоке сцепления ротора, и датчики фазных напряжений статора, подключенные к блоку преобразования напряжений, введены два элемента сравнения, двг1 релейных элемента, блок вычисления составляющих вектора тока статора и логический блок, первый вход которого через последовательно.соединенные первый релейный элемент и .первый элемент сравнения подключен к одному из выходов блока преобразования токов, второй вход через последовательно соединенные второй релейный элемент и второй элемент сравнения - к другому выходу блока преобразования токов; третий, и четвертый входы соединены с выходами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора, а выходы логического блока подключены к дополнительным входам блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора и к первой паре входов блока вычисления состав-, ляющих вектора тока статора, вторая пара входов которого подключена к выходам блока вычисления составляю-л щих вектора потокосцепления ротора, третья пара входов - к выходам блока преобразования напряжений, а каждый из выходов - к второму входу соответствующего элемента сравнения. Кроме того, логический блок содер-; жит два релейных элемента, два сумма ора и распределитель импульсных сигналов, первый: и второй входы которого образуют соответственно первый и второй входы логического блока, третий вход подключен через первый релейный элемент к выходу первого . сумматора, четвертый вход через второй релейный элемент - к вькоду второго сумматора, при этом первые и вторые входы сумматоров попарно .объединены и образуют соответственно третий и четвертый входы логического блока, выходы которого являются выходами распределителя импульсных сигналов . На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - структурная схема блока вычисления составляющих вектора тока статора; на фиг 3 - структурная схема блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора; иа фиг. 4 - структурная схема логического блока; иа фиг. 5 - диаграмма работы логического блока. Устройство для определения координат асинх;ронного двигателя в регулируемом электроприводе содержит датчи- , ки 1{фиг. I) фазных токов статора, подключенные к блоку 2 преобразова- ния токов два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока 3 вычисления составляющих вектора потокосцеплен:ия ротора. Устройство содержит также датчики 4 фазных напряжений статора, подключениые к |5локу 5 преобразования нааряжений. Датчики 2 фазных токов и датчики 4 фазных напряжений включены в цепь статора асинхроииого двигателя 6. Кроме того, устройство содержит также два элемента 7 и 8 сравнения два релейных элемента,9 и 10, блок 11 вычисления сосд авлякщих вектора ока статора и логический блок 12, первый вход которого через последова тельно соединенные релейный элемент 9 и элемент 7 сравнения подключен к одному из входов блока 2 преобразова ния токов, второй вход логического 12 через последовательно соет диненные релейный элемент 10 и эл мент 6 сравнения подключен к другому выходу блока 2 преобразования . Третий и четвертый входы логического блока 12 соединены с выходами блока 3 вычисления составляющих вектора потокосцеплеиия ротора. Выходы логического блока 12 подключены к дополнительным входам блока 3 вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора и к первой паре входов блоке 11 вычисления составляющих вектора тока статора, вторая пара входов ко- тррого подключена к выходам блока 3 вычисления составляющиэс/вектора- noiro косцепления ротора, третья пара входов - к выходам блока 5 преобразования напряжений, а каждый из выходбв к второму входу соответствующего эдё ента 7 и 8 сравнения. ; БлокII вычисления составлякЩих векторд тока статора содержит y y |jpжители 13-16 (фиг. 2), сумма-гор й 17 и 18f масштабные элементы 19-22 и апериодические звенья 23 и 24. Пер вые входы-умножителей 13 - .16 соединены попарно между собой и образзпот, первую пару входов блока 11 вычисл -ния составляющих вектора тока статора. Вторые входы умножителей 15, 14 и 13, 16 соединены попарно меясду со бой и образуют вторую пару входов блока 11 вычисления составляющих вектора тока статора. Выходы умножителей 13 и 15 соединены с входами сумматора 17, к которому подключены так же вторые входы умножителей 15 и 14 через масштабный элемент 19. Выходы умножителей 14 и 16 соединены с входами сумматора 18, к которому подключены также вторые умножителей 13 и 16 через мас1итаГбный элемент 20. Третью пару входов блока 11 вычисления вектора тока статора образу ют входы масштабных элементов 21 и 22-выходы которых подключены к сумматорам 17 и 18 соответственно. Выходы сумматоров 17 и 18 соединены с входами апериодических звеньев 23 и 24 Соответственно, выходы кoтopыx образуют выходы блока 11 вычисления составляющих вектора тока статора Блок 3 вычисления составляющих . вектора потокосцепления ротора содер жит умножители 25 .- 28 (фиг. 3) , cyi .маторы 29-32 масштабные элементы уЗЗ - 36 и апериодические звенья 37 и 38. Входы масштабных элементов : 35 и 36 образуют первые входы блока 3 вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора. Первые входы умножителей 25, 26 и 27, 28 соединены попарно между соббй и образуют дополнительные входы блока 3 вычисления составляющих вектора потокосцепления : ротора. Выход умножителя 25 соединен с входами сумматоров 29 и 31, выход умножителя 26 - с входами сумматоров 30 и 32, выход умножителя 27 - с вторым входом сумматора 31, выход умножителя 28 - с вторым входом сумматора 32. -Выходы сумматоров 29 и 30 подключены к вторым входгил умножителей 27 и 28 соответственно, выходы суг маторов 31 и 32 - к входам апериодических звеньев 37 и 38 соответственно. ВЕЛСОДЫ масштабных элементов 35 и 36 подключены к третьим входам сумматоров 31 и 32 соответственно, а-выходы масштабных элементов 33 и 34 - к третьим входам суммаг торов 29 и 30 соответственно. Выход апериодического звена соединен с входом, масштабного элемента 33 и вторым входом умножителя 26, а выход апериодического, звена 38 - с входом масштабного элемента 34 и вторым входом умножителя 25. Выходы апериодических Звеньев 37 и 38 образуют выходы бяока 3 вычисления составляющих вектрра тока статора.., . . i Логический блок 12 содержит два релейных элемента 39 и 40 (фиг.4), два -с-умматора 41 и 42 и распределитель 43 Импульсных Сигналов, первый и второй входы которого образуют соответственно первый и второй входы логического блока 12, третий вход подключен через первый релейный элемент 39 к выходу первого сумматора 41, а четверт.ый вход через второй релейный элемент 40 - к выходу второго сумматора 42. Первые и вторые входы сумматоров 41 и 42 попарно объединены и образуют соответственна третий и четвертый входы логического блока 12, выходы которого являются выходамр распределителя 43 импульсных сиг- налов. Устройство работает следунадим обраэрм. Блоки 2 преобразования токов и блок 5 преобразования напряжений осуществляют преобразование фазных токов и напряжений соответственно всоставляющие обобщенных векторов токА Icj so напряжения Ug, Up, статора в декартовой системе координат, .ct, ft , неподвижной относительно статора асинхронного двигателя. Устройство представляет собой замкнутый контур регулирования,.в котором задающей величиной является вектор тока ст 1тора, представляемый в виде проекций на неподвижные оси сС, р . в блоке 11 вычисления составляющих вектора тока статора осуществляатся решение следуквдей системы урав нений статорной цепи асинхронного двигателя проекции вычисленийг Sot обобщенного вектора тока статора; Ы ut проекции вычисланног Rot Kib вектора потокосцепле ния; проекции обобщенного вектора напряжения статора; Lp- индуктивность статор индуктивность цепи н магничивания, приведенная индуктивность ротора, активное сот противление ротора, коэффициент рассеяни Я - скорость вращения асинхронного двигате ля; / фиктивная переменная В блоке 3 вычисления составляющи вектора потокосцепления ротора осуществляется решение системы диффере циальных уравнений роторной цепи асинхронного двигателя относительно проекций вектора потокосцепления ро тора на осиоС,/2,, .лы р W R ы + -I оы J. Roi . I Л 5Ы RR. -5- if - 5 Ф IS ° , to RP (И RI Величины alt 1 , модулированные в времени, на выходе логического блок 12 ВЫПОЛНЯЮТ роль управлякхаих возде ствий в контуре регулирования. Среднее значение Q определяет частоту вращения вала х вигателя. Ве личина введена для исключения не определенностей, появляющихся при перемножений S2 и составляющих пото косцепления рютора. Причем в устано вившемся режиме работы устройства, когда его свободное движение закончено, среднее значение /и. равно нулю. Иными словами, величины Я,/л создают такой вектор .управления движением устройства,, чтобы слежение за вектором тока статора осуществлялось во всех режимах работы реального двигателя. Составляющие тока ртатора % полученные в блоке 2 преобразования 1- токов, и составляющие I 5о6 5( численные :в блоке 11, сравниваются с помсидью элементов 7 и 8 сравнения. Результаты сравнения i оздействуют на релейные элементы 9 и Ю с выхода которых получак т импульсные сигналы, определягацие знак рассогласования. Указанные )импульсные сигналы распределяют в логическом блоке 12 на вы хйды, на которых сигналы S,/5 устанавливаются в зависимости от положения . вектора потокосцепления ротора на Л плоскости оС, /Э таким образом, чтобы знаки ошибок производных составлякхцих статора всегда были отрицательны, г,е, чтобы в каждом канал обратная с:вязь была бы отрицательной в любой момент времени. Алгоритм распределения сигналов определяют, исходя из того, что сигналы управления ,дс изменяются с частотой много большей, чем напряжв ние и ток асинхронного двигателя. Практически выбрав частоту переключений i, на уровне 50 кГц - 100 кГц, это условие можно выполнять для любо го современного регулируемого электропривода. Кроме этого, высокая частота перек.гпочений обеспечивает малое свободное время движения системы. Производные ошибок по времени можно представить в виде IZsc ... „. cJi сК dt Ы cj . Сл 6UU P drjgg m ,. dt oH; Ш где С И D - члены уравнений с медлен- но меняющимися величинами. С учетом того, что )с080; р |ф|51пв и, заменив . . получим С е cos 0/U - Е sin 0ft; Sine/in-EcoseSZ

Поскольку система координат неподвижная, а вектор потокосцепления ротора вращается, то меняется и угол О, т.е. меняются и коэффициенты при сигналах управления Я , /и. , как по величине, так и по знаку. Для обеспеченияусловий скользящего режима (слежения) вьщеляют 4 |квадранта (фиг. 5) . В первом квад}ран тесо5в 81П0,. Поэтому для того, чтобы связи были отрицательными, управляищим сигналам присваивают значения (ni,5l--st . Во втором квадранте ,, поэтому/ -Siqjn./i3g , SZaSVqfH Л 3 . Рассуясдая аналогично, получают для третье %t Vp V- A oi V 4/b %L-4p ;5 p

V-Vp ei 4toC+4/i 4tt-Vfb V

.. л

Vot-Kt/S Vot-«fp

V-Vp. fs/ ЧЫ-Vfi W..

которые реализует логический распределитель 43 логического блока 12 с помощью стандартных логических элементов .

Замкнутая система регулирования составляющих вектора статора, реализованная в устройстве, позволяет обеспечить высокую точность определения таких координат асинхронного двигателя как скорость вращения S и .составляющие вектора потокосцещ(ения ротора V,.

Таким образом, введение в устройство для определения координат асинхго кеадранта;и.81({пда,./,, для четвертого (л.,.

Квадранты вьщеляют по определенным знакам разности и суммы составля ю1цих вектора потокосцепления ротора. Обозначив через

.n()i

)

Л7, 5о.; 5л.,Э

управлянхцие воздействия 62,/и, формируют по следующим логическим функци,ям:

ронного двигателя блока вычисления составляющих вектора тока статора, элементов сравнения, релейных элементов и логического блока, с помощью которых образуется замкнутый контур регулирования составляющих вектора тока статора, позволяет обеспечить определение скорости вращения и составляющих потокосцепления ротора, не обходимых в системе регулирования асинхронным электроприводом, с более высокой точностью по сравнению с известным устройством, .

Похожие патенты SU1039011A1

название год авторы номер документа
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1984
  • Уткин Вадим Иванович
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Пикунов Владимир Васильевич
  • Гречухин Владимир Алексеевич
  • Башин Валерий Николаевич
SU1246317A1
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1988
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Пикунов Владимир Васильевич
  • Рубцов Сергей Алексеевич
SU1575285A2
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1986
  • Уткин Вадим Иванович
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Пикунов Владимир Васильевич
  • Зезин Владислав Глебович
  • Макаров Евгений Владимирович
SU1399882A1
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1985
  • Уткин Вадим Иванович
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Костылева Наталья Евгеньевна
  • Шустов Александр Борисович
  • Брейтер Борис Захарович
  • Спивак Леонид Моисеевич
SU1283929A1
Устройство для определения координат асинхронного двигателя регулируемого электропривода 1986
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Пикунов Владимир Васильевич
SU1403323A1
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1986
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Пикунов Владимир Васильевич
SU1398061A1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1984
  • Уткин Вадим Иванович
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Пикунов Владимир Васильевич
  • Уваров Виктор Федорович
  • Анисимов Сергей Аполлонович
SU1241399A1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Сидоров Петр Григорьевич
  • Александров Евгений Васильевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
RU2313894C1
Частотно-регулируемый электропривод 1986
  • Голубицкий Валерий Эдуардович
  • Дегтяренко Олег Александрович
  • Домнин Александр Николаевич
  • Клименко Юрий Михайлович
  • Лиманский Александр Иванович
  • Мусиенко Анатолий Григорьевич
  • Садовой Александр Валентинович
  • Сухинин Борис Владимирович
SU1365335A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 039 011 A1

Реферат патента 1983 года Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, Б РЕГУЛИРУЕМОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ, содержащее датчики фазных токов статора, подключенные к блоку преобразования; токов, два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора,и датчики фазных напря-, женин статора, подключенные к блоку преобразования напряжений, о т л и- :л а ю щ е е с я тем, что, с целью по- вышения точности в статических и диг намических режимах работы, введены два элемента сравнения, два релейных ; - элемента, блок вычисления составляющих вектора тока статора и логичесjкий блок, первый вход которого через Ч. ;последовательно соединенные первый : реле1йный элемент и первый элемент .. . сравнения подключен к одному из выходов блока преобразования токов, второй вход через последовательно соединённые второй релейный элемент и второй элемент сравнения - к другому выходу блока преобразования токов, третий и четвертый входы соединены с выходами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротрра, а выходы логического блока подключены к дополнительным входам блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора и к первой паре бходов блока вычисления составляющих вектора тока статора, вторая пара входов которого подключена к выходам блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора, третья пара входов - к выходам блока преобразования напряжений, а каждый из выходов - к второму входу соответствую- щего элемента сравнения 2, Устройство по п. 1, ® т л и чающееся тем, что логический блок содержит два релейных элемента, дв,а сумматора и распределитель им:пульсных сигналов, первый и.второй ОР входы которого образуют соответственсо но первый и второй входы логического блока, третий вход подключен через первый релейный элемент к выходу первого сумматора, четвертый вход через .второй релейный элемент - к вьЬсоду .второго сумматора, при этом первые и вторые входы сумматоров попарно объединены и образуют соответственно третий и четвертый входы логического блока, выходы Которого являются-выходами распределителя импульсных сигналов . . .

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1039011A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Бродовский В.Н
и др
Асинх-
ронные приводы с честотнотоковым управлением
Известия АН СССР, Энергетика и транспорт , 1974, 2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ очистки жидких нефтепродуктов 1974
  • Большаков Геннадий Федорович
  • Петров Александр Константинович
SU472146A1

SU 1 039 011 A1

Авторы

Уткин Вадим Иванович

Изосимов Дмитрий Борисович

Архангельский Николай Леонидович

Анисимов Сергей Аполлонович

Лебедев Сергей Константинович

Курнышев Борис Сергеевич

Казарин Станислав Алексеевич

Шадрин Энгельс Федорович

Коноплев Леонид Николаевич

Даты

1983-08-30Публикация

1982-01-29Подача