Изобретение относится к системам смазки автотракторных двигателей, преимущественно газотурбинных.
Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая маслосборник, масляные форсунки, масляный бак и соединяющие их магистрали 1.
Однако данная система на нулевых и малых частотах (к нримеру при запуске газотурбинного двигателя через час и более после остановки) не может решчть проблему эффективной смазки двигателя в период запуска.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя, содержащее масляный аккумулятор, подключенный к системе смазки двигателя, и воздущный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором 2.
Недостаток известного устройства заключается в том, что после разрядки воздущного баллона, устройство теряет способность к действию. Это делает его непригодным для использования в газотурбинных двигателях при сбросе газа и при торможении.
Цель изобретения - повыщение надежности устройства в работе при использовании его в газотурбинном двигателе.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для предпусковой смазки автотракторного двигателя, содержащем масляный аккумулятор, подключенный к системе смазки двигателя, и воздущный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором, воздущный ресивер дополнительно соединен с компрессором двигателя.
На чертеже показана принципиальная схема устройства для предпусковой смазки двухвального газотурбинного автотракторного двигателя.
Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя содержит масляный аккумулятор 1, подключенный к системе 2 смазки автотракторного газотурбинного двигателя 3, и воздущный ресивер 4, соединенный с масляным аккумулятором 1. Газотурбинный двигатель 3 состоит из компрессора 5, электростартера б, теплообменника 7, камеры 8 сгорания, турбины 9 компрессора 5, тяговой турбины 10, редуктора И. Компрессор 5, турбины 9 и 10 установлены в подщипниках 12, к турбине 9 подсоединен тахогенератор 13. Система 2 смазки двигателя 3 включает маслонасос 14, приводимый от турбины 9, соединенный магистралями 15 с подшипниками 12. через обратный клапан 16. Компрессор 5 соединен с теплообменником 7 магистралями 17. Масляный аккумулятор 1 соединен с системой 2 смазки через электромагнитный клапан 18 и механический клапан 19, а с воздущным ресивером 4 через односторонний, клапан 20 и электромагнитный клапан 21. Воздущный ресивер 4 дополнительно соедипен с .компрессором 5 через клапан 22, соединенный с магистралью 17. На масляном аккумуляторе 1 установлен предохранительный клапан 23.
Устройство для предпусковой смазки автотракторного двигателя работает следующим образом.
При нажатии на кнопку электропуска электрический ток подается на электромагнитные клапаны 18 и 21, опережая (благодаря реле времени) на 3-5 с подачу напряжения на электростартер 6. Электромагнитные клапаны 18 и 21 открываются. При этом находящийся под давлением в воздущном ресивере 4 воздух давит на масло, находящееся в масляном аккумуляторе 1, которое поступает, несмотря на то, что еще не работает газотурбинный двигатель 3 и маслонасос 14, в систему 2 смазки газотурбинного двигателя 3. Этим обеспечивается подвод масла к трущимся поверхностям и
5 подщипникам 12 еще до работы газотурбинного двигателя 3, что автоматически исключает возможность сухого и полусухого трения в парах трения тогда, когда начнут движение подвижные детали газотурбинного двигателя 3 под действием электростар0 тера 6. При раскрутке ротора газотурбинного двигателя 3 маслонасос 14 разгоняется, повыщая свою производительность и давление до уровня рабочего давления в системе 2 смазки. При этом открывается обратный клапан 16, а электромагнитные клапа5 ны 18 и 21 закрываются. Роль обратного клапана 16 сводится к тому, чтобы в условиях дефицита масла в системе 2 смазки (перед пуском и в первые доли времени прокручивания двигателя 3) не дать воз0 можности маслу уходить через маслонасос 14 в масляную емкость (не показана). Это способствует существенному уменьшению объема масляного аккумулятора 1 и воздущного ресивера 4 и быстрому повыщению давления масла в маслонасосе 14. В
5 момент выхода двигателя 3 на режим израсходованные из масляного аккумулятора 1 масло и воздух из ресивера 4 будут восстанавливаться благодаря подпитке через односторонние клапаны 19 и 22. Оставшаяся в верхней части масляного аккумулятора 1 часть воздуха будет сжиматься поступающим маслом максимально до величины, равной максимальному давлению, развиваемо му маслонасосом 14.
Для очередного запуска устройство вновь
5 должно быть подготовлено по смазке к действию. Для этого ресивер 4 заполняется сжатым воздухом, отбираемым из компрессора 5 газотурбинного двигателя 3 через клапан 22, а масляный аккумулятор 1 - маслом из системы 2 смазки газотурбинного двигателя 3 через клапан 19 под. давлением, обеспечиваемым маслонасосом 14 на рабочих режимах (масляные линии обозначены штрихпунктиром, пунктиром обозначено движение газов). С целью обеспечения максимально возможного в условиях данного двигателя давления масла и воздуха предусмотрено их протекание через клапаны 19 и 22 только в одном направлении. Этим достигается аккумулирование масла и воздуха при тех давлениях, которые в состоянии обеспечить соответственно маслонасос 14 и компрессор 5 двигателя 3.
Подготовленные к очередному запуску условия (созданные давления масла и воздуха) при наличии герметичности в системе могут сохраняться практически бесконечно долго, а система срабатывает при очередном запуске. Описанный процесс будет повторяться каждый раз, когда запускается двигатель 3 и выводится на номинальный режим.
Таким образом, обеспечивается постоянная готовность устройства и всей системы смазки газотурбинного двигателя к действию что особенно важно в автотракторных двигателях, работающих в условиях частого изменения нагрузки.
Тем самым повышается надежность работы устройства при использовании в газотурбинном двигателе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2592092C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВС С АВТОМАТИЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ПОДАЧЕЙ МАСЛА | 2001 |
|
RU2217605C2 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ | 2004 |
|
RU2277175C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2592090C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ В НАЗЕМНЫХ УСТАНОВКАХ | 2015 |
|
RU2583490C1 |
СИСТЕМА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2021 |
|
RU2757797C1 |
Устройство для предпусковой смазки деталей двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1523692A1 |
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВС | 2003 |
|
RU2287711C2 |
Система подачи масла при предпусковой смазке транспортных двигателей внутреннего сгорания | 1949 |
|
SU86235A1 |
Устройство для предварительной смазки при запуске двигателя внутреннего сгорания | 1949 |
|
SU82095A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОЙ СМАЗКИ АВТОТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее масляный аккумулятор, подключенный к системе смазки двигателя, и воздушный ресивер, соединенный с масляным аккумулятором, отличающееся тем, что, с повышения надежности устройства в работе при .использовании его в газотурбинном двигателе, воздушный ресивер дополнительно соединен с компрессором двигателя. сл сд 1чЭ о ;о со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Система управления многокамерной холодильной установкой фруктохранилища | 1985 |
|
SU1281842A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Контрольный висячий замок в разъемном футляре | 1922 |
|
SU1972A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
УСТРОЙСТВО для ПРЕДПУСКОВОЙ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 0 |
|
SU248379A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1983-11-07—Публикация
1982-04-16—Подача