Изобретение относится к автотракторостроению, и в частности, к устройствам автоматического управления скоростью движения транспортного средства.
Известна система управления скоростью транспортного средства, содержащая блок формирования сигналов управления устройства стабилизации скорости, регулируемый дроссель задающего устройства, двухпозиционный гидрораспределитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в приводе акселератора 1.
К недостаткам этой системы следует отнести то, что для ее управления необходимо наличие трех органов управления: рукоятки управления регулируемым дрог селем, органа ручного управления акселератором и привод управления устройством стабилизации скорости, что усложняет конструкцию и затрудняет управление машиной.
Цель изобретения - повышение удобства управления.
Указанная цель достигается тем, что система управления скоростью транспортного средства, содержащая блок формирования сигналов управления устройства стабилизации -скорости, регулируемый дроссель задающего устройства, двухпозиционный гидрораспределитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в приводе акселератора, снабжена объединенным органом управления скоростью, кинематически связанным с акселератором, регулируемым дросселем задающего устройства и двухпозиционным распределителем устройства стабилизации скорости, состоящим из установленных с возможностью поворота на непбдвижной оси рукоятки, рычага управления устройством стабилизации скорости, рычага ручного управления акселератором и промежуточного рычага, снабженного упором для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором, а также фиксатора, стопора и фрикционного механизма, причем фиксатор установлен с возможностью стопорения рычага ручного управления акселератором, стопор - с возможностью стопорения рычага управления устройства стабилизации скорости, фрикционный механизм установлен между промежуточным рычагом и рычагом ручного управления акселератором и между рЫчагом управления устройством стабилизации скорости и фиксатором, а упомянутая рукоятка снабжена защелкой с кнопочным управлением, выполненной с возможностью взаимодействия с рычагом ручного управления акселератором и рычагом управления устройства стабилизации скорости, при этом последний кинематически связан с валом с профилированным кулачком и рычагом для взаимодействия соответственно с иглой регулируемого дросселя задающего устройства и золотником двухпозиционного гидрораспределителя.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема системы управления скоростью само-: ходной машинь ; на фиг. .2 - конструкция органа управления скоростью; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 2.
Система управления скоростью транспортного средства (фиг. 1) содержит блок 1 формирования сигналов управления системы стабилизации скорости, связанный трубопроводами 2 и 3 с исполнительным гидроцилиндром 4, установленным в приводе акселератора, каналом 5 с двухпозиционным гидрораспределителем. Каналом 6 двухпозиционный гидрораспределитель 7 связан с датчиком скорости, выполненным в виде гидронасоса. Гидрораспределитель 7 каналом 8 соединяется одновременно с регулируемым дросселем задающего устройства 9 и блоком 1 формирования сигналов управления системы стабилизации скорости. Для управления регулируемым дросселем задающего устройства 9 и двухпозиционным гидрораспределителем 7 используется вал 10, на котором установлены профилированный кулачок 11, постоянно взаимодействующий с подпружиненной иглой регулируемого дросселя задающего устройства 9, и рычаг 12 с возможностью воздействия на подпружиненный золотник двухпозиционного гидрораспределителя 7. Вал 10 с помощью рычага 13 и тяги 14 соединяется с органом управления скбростью 15, который, кроме того связан посредством тяги 16, рычага 17, исполнительного гидроцилиндра 4, выполняющего роль тяги переменной длины рычага 18, тяги 19 с рычагом управления всережимным регулятором двигателя 20. Величина скорости при работе системы стабилизации скорости устанавливается по шкале 21 указателя скоростей. При выключенной системе стабилизации скорости управление акселератором осуществляется педалью 22, соединенной тягой 23 с рычагом 17.
Орган управления скоростью состоит из установленных с возможнрстью поворота на неподвижной оси 24 промежуточного рычага 25, кинематически связанного с рычагом управления всережимным регулятором двигателя 20, рычага ручного управления акселератором 26, рукоятки 27, рычага управления системой стабилизации скорости 28, кинематически связанного с валом 10 управления системой стабилизации скорости и неподвижно установленных на этой оси (лишенных возможности поворота) шайбы - 29, обеспечивающей свободный поворот промежуточного рычага 25 и являющейся опорной для фрикционного элемента 30, предназначенного для удержания рычага pyMHOFo управления акселерато ром 26 в промежуточных рабочих положениях, Щайбы 31, которая предохраняет от поворота рычаг ручногь управления акселератором 26 при использовании органа управления скоростью на режиме стабилизации скорости, корпуса фиксатора 32, фрикционного элемента 33, предназначенного для удержания в промежуточных положениях рычага управления, системой стабилизации скорости 28 и корпуса 34 стопора. Кроме того, на оси установлены пружина 35, шайба 36 и гайка 37. Для фиксации от проворачивания указанных выше элементов ось 24 имеет две лыски, а фиксируемые детали - соответственно этому некруглыё отверстия. Промежуточный рычаг 25 имеет упор 38 для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором 26. На неподвижной рукоятки 27 установлена защелка 40, соединенная с тягой 41 с подпружиненной кнопкой 42. Такая конструкция дает возможность взаимодействия ее посредством защелки 40 при отпущенной кнопке 42 с рычагом ручного управления акселератором 26, имеющего для этого прорезь, а при нажатой кнопке - с рычагом управления системой стабилизации скорости 28, который также выполнен с прорезью. Кроме того, в рычаге ручного управления акселератором 26 и рычаге управления системой стабилизации скорости 28 выполнены полусферические поверхности, предназначенные для стопорения от проворачивания посредством ролика с полусферическими торцами 43, помещенного в корпусе фиксатора 32 и имеющего возможность перемещения в осевом направлении, лнбо рычага ручного управления акселератором 26 при работе на режиме стабилизации скорости, либо рычага управления системой стабилизации скорости 28 при ручном управлении акселератором и выключенной системе стабилизации скорости. При совпадении прорезей на рычагах ручного управления акселератором 26 и управления системой стабилизации скорости 28 совпадают и их полусферические поверхности с отверстием корпуса фиксатора 32, в котором помещен ролик с полусферическими торцами 43. Для надежного удер жания рычага упраЬления системой стабилизации скорости 28 в положении выключения системы стабилизации скорости, кроме фиксатора -используется еще стопор, состоящий из корпуса 34, пальца 44, пружины 45, шайбы 46 и штифта 47. При ручном управлении акселератором и отключенной системе стабилизации скорости водите рь поворачивает рукоятку 27 в нужном направлении, не нажимая на кнопку 42. При этом защелка 40 соединена с рычагом ручного управления акселератором 26. При этом рычаг ручного управления акселератором 26 и промежуточный рычаг 25 поворачивается вместе, постоянно взаимодействуя с помощью выступа и упора; чему способствует пружина всережимного регулятора (не показана). Фрикционный механизм, удерживающий рычаг ручного управления акселератором 26 в промежуточных рабочих положениях, позволяет устанавливать любой скоростной режим двигателя путем поворота рычага управления всережимным регулятором двигателя 20, свя;занного системой тяг и рычагов с промежуточным рычагом 25. При этом движется и педаль 22 акселератора. Рычаг управления системой стабилизации скорости 28 при использовании органа управления скоростью для ручного управления акселератором фиксируется от проворачивания в положении включенной системы стабилизации скорости с помощью стопора, палец 44 которого под действием пружины 45 входит в прорезь рычага управления системой стабилизации скорости 28. Кроме того, упомянутый рычаг 28 в этом положении удерживается дополнительно с помощью фиксатора. При этом ролик с полусферическими торцами 43 соединяет корпус фиксатора 32 и упомянутый рычаг 28 и, находясь в корпусе фиксатора 32 и полусфере рычага управления системой стабилизации скорости 28, не препятствует повороту рычага управления системой стабилизации скорости 26. Для подготовки органа управления скоростью к работе на режиме стабилизации скорости водитель,воздействуя на кнопку 42, перемещает рукоятку 27 в положение, при котором защелка 40 частично войдет в паз рычага управления системой стабилизации скорости 28. При дальнейшем нажатии кнопки защелка 40 полностью входит в упомянутый паз, преодолевая усилие пружины 45 и выдавливая палец стопора 44. При этом рычаг ручного управления акселератором 26 освобождается от связи с рукояткой, так как защелка выходит из его паза. Далее, д)ля включения системы стабилизации скорости водитель поворачивает рукоятку 27, продолжая удерживать кнопку 42. Рукоятка 27 поворачивается вместе с рычагом управления системой стабилизации скорости 28, при этом ролик с полусферическими торцами 43 фиксатора выдавливается в полусферу рычага ручного управления акселератором 26, стопоря его в положении, соответствующем нижнему пределу регулирования частоты двигателя системой стабилизации скорости. и,,освобождая рычаг управления системой стабилизации скорости 28. Одновременно поворачивается связанный с рычагом управления системой стабилизации скорости 28 тягой 14 и рычагом 13 вал it), на котором неподвижно установлен рычаг 12 и профилированный кулачок 11. При этом при повороте рычага управления системой стабилизации скорости 28 из положения «Выключено в положение «Включено под действием пружины золотник двухпозиционного гидрораспределителя 7 перемещается и сообщает каналы 6 и 8, включая систему стабилизации скорости. Дальнейший поворот рычага управления стабилизации скорости 28 происходит в зоне регулирования и
определяет скорость движения, поддерживаемую системой стабилизации скорости и устанавлив емую по шкале 21. При этом рычаг 12 не взаимодействует с золотником двухпозиционного гидрораспределителя 7, Следует отметить, что теперь кнопка 42 сама удерживается в нажатом положении, поскольку прорези рычагов ручного управления акселератором 26 и управления системой стабилизации скорости 28 .не совпадают, и щелка 40, взаимодействуя своей поверхностью Б с торцем рычага ручного управления акселератором 26 не может выйти из паза рычага управления системой стабилизации скорости 28,
Переход с режима стабилизации скорости на ручное управление акселератором производится в обратном порядке.
Применение в системе управления скоростью самоходной машины одного объединенного органа управления скоростью, позволяющего управлять системой стабилизации скорости и ручным приводом акселератора, упрощает конструкцию, уменьшает число органов управления и улучщает условия труда водителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства | 1979 |
|
SU785074A1 |
Система стабилизации скорости самоходной машины | 1983 |
|
SU1100158A1 |
Устройство стабилизации скорости транспортного средства | 1987 |
|
SU1428611A1 |
Система стабилизации скорости тягово-транспортной машины | 1982 |
|
SU1054125A1 |
Привод управления топливным насосом двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1726813A1 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1987 |
|
SU1459965A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2259280C1 |
Система стабилизации скорости самоходной машины | 1982 |
|
SU1039748A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫБОРА РЕЖИМОВ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ АВТОМОБИЛЯ | 2012 |
|
RU2491459C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая блок формироваии,я сигналов управления устройства стабилизации скорости, регулируемый дроссель задающего устройства, двухпозйционный гидрораспределитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в приводе акселератора, отличающаяся тем, что, С целью повышения удобства :управления, она снабжена объединенным органом управления скоростью, кинематически связанным с акселератором, регулируемым дросселем задающего устройства и двухпозиционным распределителем устройства стабилизации скорости, состоящим из установленных с возможностью поворота на неподвижной оси, рукоятки. рычага управления устройством стабилизации скорости, рычага ручного управления акселератором и промежуточного рычага, снабженного упором для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором, -а также фиксатора, стопора и фрикционного механизма, причем фиксатор установлен с возможностью стопорения рычага ручного управления акселератором, стопор - с возможностью стопорения рычага управления устройства стабилизации скорости, фрикционный механизм установлен между промежуточным рычагом и рычагом ручного управления акселератором -и между рычагом управления устройством стабилизации скорости и фиксатором, а упомянутая рукоятка снаб: жена защелкой с кнопочным управлением, выполненной с возможностью взаимодействия с рычагом ручного управления акселератором и рычагом управления устройства стабилизации скорости, при этом последний кинематически связан с валом с профилированным кулачком и рычагом для взаимодействия соответственно с иглой регулируемого дросселя задающего устройства и золотником двухпозиционного гидрораспределителя.
i
&
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Система управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства | 1979 |
|
SU785074A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1983-11-15—Публикация
1981-10-22—Подача