Способ изготовления железнодорожных колес Советский патент 1990 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1555382A1

Изобретение относится к черной металлургии.

Цель изобретения - повышение надежности колеса путем предотвращения образования растягивающих остаточных напряжений в ободе и исключения подкалки поверхностных слоев диска.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу изготовления колес, включающему нагрев колеса до температуры аустенизации, прерывистое охлаждение обода, очистку диска, его переходов в обод и ступицу путем подачи воды высокого давления, подачу воды начинают до достижения ободом температуры 400-450°С и осуществляют ее импульсно с длительностью каждого импульса 3-4 с интервалами между ними не менее 5 с при общей длительности подачи 6-12 с, а заканчивают не позднее окончания охлаждения обода водой.

Используют серийно изготовленные цельнокатаные колеса диаметром 950 мм из стали с содержанием углерода 0,59% и марганца 0,72%.

Колеса нагревают под закалку в кольцевой печи до 850°С в течение 1 ч 30 мин. Нагретые колеса помещают в закалочную машину и производят термическое упрочнение обода водой в теСЛ in

СП

СЈ

эо

О

чение 130 с при давлении воды 4 атм и производят подачу воды высокого давления (160 атм) на диск и переходы диска в обод и ступицу через специальные щелевые форсунки.

Параметры обработки представлены

в табл.1.

Все колеса подвергают отпуску при

500 С в течение 2,5 ч.

Качество очистки поверхности диска и его переходов оценивают в соответствии с требованиями и методических указаний по очистке колес от окалины .

Контроль остаточных напряжений в ободе производят в соответствии с методикой стандарта. Для этого на торцовой поверхности обода с наружной стороны наносят два керна на расстоянии 100 мм друг от друга. Керны должны наноситься на равном расстоянии от обоих краев торцовой поверхности обода. Колесо разрезается по радиусу в направлении от гребня к отверстию ступицы так, чтобы разрез находился посередине между кернами. Международный стандарт требует, чтобы расстояние между кернами было меньше первоначального на величину не менее, чем 1 мм. .

Наличие подкалки поверхностных слоев диска оценивают путем металлографического анализа под световым микроскопом при увеличении 800.

Результаты оценки качества поверхности диска и его переводов, остаточных напряжений в ободе и наличия подкалки в поверхностных слоях диска при обработке представлены в табл.2.

Повышение надежности колеса за счет предотвращения образования растягивающих остаточных напряжений и исключения подкалки диска достигается при выполнении в совокупности заявленных отличительных признаков и не достигается при отсутствии любого из них.

Опыты 1-4 соответствуют оптимальным и граничным значениям параметров отличительных признаков. Импульсная подача воды высокого давления в тече- 6,9 и 12с с длительностью импульсов 3 и 4 с обеспечивает эффективную очистку поверхности колеса от окалины. Температура обода 400-450°С достигается после его охлаждения в течение 60 с. Остаточные напряжения в ободе колес, обработанных по опытам

0

5

0

5

0

5

0

5

1-4, удовлетворяют требованиям международного стандарта (схождение М составляет 3,0; 2,7; 2,} и 2,0 мм соответственно). Подкалка поверхностных слоев диска отсутствует.

При общей длительности подачи 15 с (опыт 5) доля и величина растягивающих напряжений в ободе достигают недопустимых пределов - уменьшение расстояния между кернами составляет лишь 0,8 мм. При начале подачи воды высокого давления ранее, чем по достижении ободом температуры 400-450°С (ранее, чем через 60 с после охлаждения обода), остаточное напряжения также не удовлетворяют стандарту. При обработке по опыту 6 подачу воды на диск начинают по достижении ободом 500°С (через 50 с после начала охлаждения обода) и уменьшение расстояния между кернами составляет 0,9 мм. При сокращении интервалов между импульсами подачи воды на диск до 3 с (опыт 7) и при сокращении длительности импульсов до 2 с (опыт 8) снижается эффективность очистки поверхности диска от окалины - остаются небольшие участки с неотделившейся окалиной.

Для сравнения обрабатывают колеса по известному способу. Подачу воды высокого давления на диск и переходы производят непрерывно в течение 5 и 4 с (опыты 9 и 10 соответственно) с началом подачи и одновременно с началом охлаждения обода. При длительности подачи 5 с наблюдаются частичная подкалка поверхностного слоя диска и, следовательно, снижение его надежности. Увеличение длительности подачи воды приводит к увеличению толщины подкаленного поверхностного слоя. Кроме того, длительность импульсов не должна быть более 4 с (опыт 9) t так как даже при одном импульсе длительностью 5 с происходит подкалка поверхностного слоя диска. Подача воды в течение 4 ч, т.е. один импульс (опыт 10), снижает эффективность очистки: наблюдаются отдельные участки с неотделившейся окалиной.

Таким образом, предотвращение образования растягивающих остаточных напряжений в ободе повышает его на- дежность за счет торможения роста термических трещин в глубь обода, а исключение подкалки поверхностных слоев диска предотвращает образование в них закалочных трещин и, следовательно, обеспечивает повышение его надежности.

Применение предлагаемого способа обеспечивает повышение надежности{ колеса замечет повышения надежности обода и диска.

Формула изобретения

Способ изготовления железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, прерывистое охлаждение обода и очистку диска и

ления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности колес путем предотвращения образования растягивающих остаточных напряжений в ободе и исключения подкалки поверхностных слоев диска, подачу воды на диск и его переходы в обод и ступицу начинают по достижении ободом 400-450 С и осуществляют ее импульсно с длительностью каждого импульса 3-4 с и интервалами между ними не менее 5 с при общей длительности подачи воды без учета интервалов 6-12 с, а эакан

Похожие патенты SU1555382A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1983
  • Узлов Иван Герасимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Миронов Павел Федорович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Сунгуров Азис Сунгурович
SU1235942A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Чуприна Любовь Владимировна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Лысогор Игорь Александрович
SU1497242A1
Способ термической обработки цельнокатаных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Сидоренко Юрий Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Весна Александр Иванович
  • Галкин Валерий Константинович
  • Мазуркевич Валентин Семенович
SU1339148A1
Способ термической обработки цельнокатаных колес 1985
  • Козловский Альфред Иванович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Кияшко Николай Иванович
  • Сухомлин Георгий Дмитриевич
SU1280041A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1990
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Лисняк Александр Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Толстопят Владислав Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шкапров Виктор Павлович
  • Завадский Александр Ефимович
SU1735395A1
Способ термической обработки стальных цельнокатаных железнодорожных и крановых колес 1984
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Башкиров Вячеслав Анатольевич
  • Зайцев Вадим Николаевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Левин Николай Николаевич
  • Галкин Валерий Константинович
SU1237716A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Конышев А.А.
  • Глухов И.А.
  • Базин С.В.
  • Яндимиров А.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Цюренко В.Н.
  • Школьник Л.М.
RU2088677C1

Реферат патента 1990 года Способ изготовления железнодорожных колес

Изобретение относится к черной металлургии. Цель - повышение надежности за счет предотвращения образования растягивающих остаточных напряжений в ободе и исключения подкалки поверхностных слоев диска. Железнодорожные колеса нагревают до температуры аустенизации и охлаждают водой. После достижения ободом колеса температуры 400 - 450°С осуществляеют импульсную подачу воды высокого давления (160 атм). Длительность каждого импульса 3 - 4 с. Интервал между импульсами не менее 5 с. Общая длительность подачи воды высокого давления без учета интервала между импульсами 6 - 12 с. Подачу воды высокого давления заканчивают не позднее окончания охлаждения обода водой. 2 табл.

Формула изобретения SU 1 555 382 A1

его переходов в обод и ступицу от ока- 15 чивают ее не позднее окончания охлажпины путем подачи воды высокого дав

3,0 Отсутст- Удовлетво- , вует рительное

дения обода.

.Таблица 2

1555382

Продолжение табл.2

Составитель А.Стадников Редактор Н.Рогулич Техред м. Ходанич Корректор М.Наксимигоинец

Заказ 539

Тираж 520

РЧИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1555382A1

Железнодорожный транспорт, 1984, № 4, с.57.

SU 1 555 382 A1

Авторы

Узлов Иван Герасимович

Гринев Анатолий Федорович

Мирошниченко Николай Григорьевич

Староселецкий Михаил Ильич

Школьник Лев Михайлович

Данченко Нинель Ивановна

Парышев Юрий Михайлович

Подольский Станислав Евгеньевич

Шмаков Евгений Николаевич

Кузьмичев Михаил Васильевич

Пахомов Геннадий Ефимович

Дюбченко Василий Григорьевич

Озимина Валентина Васильевна

Даты

1990-04-07Публикация

1988-01-12Подача