Способ термической обработки железнодорожных колес Советский патент 1986 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1235942A1

«

Изобретение относится к термообработке цельнокатаннъпс железнодорожных колес.

Цель изобретения - повышение усталостной прочности колес..

Предлагаемая термическая обработка железнодорожных цельнокатаных колес обеспечивает изменение остаточных напряжений в элементах колеса таким образом, что в местах перехода диска в обод с внутренней стороны колеса и диска в ступицу с наружной стороны они меняют знак на обратный и становятся сжимаюш ими в противоположность растягивающим при известных способах термообработки, т.е. они становятся наиболее благоприятными для эксплуатации изделия в условиях циклического нагружения. А это влечет за собой существенное .повышение усталостной прочности колес как элемента их эксплуатационной стойкости и надежности.

На фиг. . представлены эпютеры остаточных напряжений в диске колеса с внутренней стороны после термичес- кой обработки по существующим способам и, в частности, по известному способу; на фиг. 2 - то же, с наружной стороны; на фиг. 3 - эпюры остаточных напряжений в диске колеса с внутренней стороны после термической обработки по предлагаемому способу; на фиг. 4 - то же, с наружной сторозш.

Сплошной линией изображены радиальные напряжения, и пунктирной тангенциальные. Позицией 1 обозначены напряжения в местах перехода диска в обод (внутренняя сторона колеса) ,, и позицией 2 - в местах перехода диска в ступицу (наружная сторона ).

Под термообработку колесо нагревают до температуры аустенизации, ведут прерывистое охлаждение обода, охлаждают колесо до комнатной температуры или несколько вьппе (например, до 100 с). Затем осуществляют локальный нагрев только поверхности обода до,достижения на глубине 3-5 мм температуры 460-500°С с обеспечением в местах перехода miCKa в обод (или, наоборот, что одно и то же - обода в диск) 250-300 С, с последующим охлаждением на воздухе.

Температура нагрева обода 460- объясняется следутащз-1м.

35942

- верхний предел нагрева, при котором не происходит структур- изменений в металле, приводящих к существенному разупрочнению стали.

5 - технологический интервал с учетом погрешностей измерения температуры.

Температура 300°С в месте перехода обода в диск гарантирует прог10 рев обода, обеспечивающий пластическое деформирование колеса, необходимое дп:я изменения системы остаточных напряжений.

Температура 250°С обеспечивает

5 технологический интервал с учетом погрешностей измерелия температуры.

Обеспечить требуемый перепад температур с 460-500°С на поверхности обода до 250-300 С в местах перехо20 да обода в диск можно путем циклического нагрева этой поверхности, например, индукционным методом. При этом колесо вращают в индукторе и за ка7кдый цикл температуру поверх25 ностн обода по1зьш ают на 90-100 С с выдержкой между циклами в течение 45-60 с. Время цикла составляет 55-70 с. Заданный перепад темпера- Tvp достигаете) за 6-8 циклов.

30 Нагрев на 90-100 С за один цикл ограничен за тем, чтобы в зоне нагреваемой поверхности предотвратить пласт:яческие де(1юрмации.

В результате перавномерного наг-, рева происходит упругопластическое дефор1 гнрование колеса и вследствие этого - изменение cнcтe я l остаточ- ньгх напряжений.

После термической обработки по

jQ известному способу остаточное напряженное состояние колеса характеризуется тем, что диск как целое находится в растянутом состоянии. После предлагаемой тепловой обработки

45 диск переходит в сячатое состояние, вследствие этого и меняется знак рстаточиьш напряжений в переходах диска в обод и ступицу.

В зависимости от содержания угле- 50 рода колесной стали допустим нагрев колес до 450-500 С с выдержкой 2,0- 2,5 ч.

Пример. Опробование способа вели в условиях цеха опытных уста- 55 новок отдела металловедения и термообработки стали института черной металлургии. Дпя этого использованы серийно изготовленные цельнокатаные

3

колеса диаметром 950 мм. Состав стали колес, X: углерод 0,58; марганец 0,78%; кремний 0,39%.

Колеса нагревают до 850 С, осуществляют прерывистое упрочнение обо да вращающегося в устройстве колеса из спрейеров в течение 130 с- при давлении охлаждающей воды 2 атм. Среднемассовая температура обода после охлаждения составляет . Часть колес после этого подвергается подстуживанию на воздухе 40 мин, от- пуска при 500°С с последующим их охлаждением до 180 С со скоростью 15-20 /ч.

Вторую часть колес после упрочнения обода охлаждают на воздухе, помещают в индуктор и нагревают циклически обод. Период цикла 1 мин, из них нагрев на 10 с, вьщерж- ка 50 с. За каждый последующий цикл с учетом охлаждения в период выдержки температура поднималась на .

Длительность выдержки после калс- дого нагрева оставалась одинаковой.

В результате через 7 циклов температура изделия на глубине 5 мь1 от поверхности катания составила 470- 49.0 С, а в местах перехода обода в

ПредлагаемыйИзвест1й1й

+20 -60

35942 4

диск 270-290°С. После этого колеса охлаждают-на воздухе.

Для определения уровня и харак- тер.а остаточных напряжений в колесах 5 используют разрущающий метод с механической вырезкой темплетов, оборудованных дв хкомпонентными розетками тензодатчиков 2ПКБ с базой 10 мм. Замер, деформаций тензодатчиков оп-.

О ределяют цифровым тензометрическим мостом ЦТМ-5 с обработкой результатов измерений на ЭВМ.

Характер остаточных напряжений приведен на фиг. 1-4 и в таблице.

5 Таким образом, технический эффект изобретения по сравнению .с известным способом заключается в коренном изменении эпюры остаточных напряжений в критических сечениях диска

20 (места перехода в обод и ступицу) что влечет за собой повьшение усталостной прочности колеса, а также в сокращеню времени термического упрочнения колес: ликвидируются

25 35-45-ти минутное подстуживание колес и примерно 12-ти часовое регулируемое охлаждение после отпуска. В качестве базового объекта взят известньй способ.

-220 + 150

+30 -ПО

Похожие патенты SU1235942A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Чуприна Любовь Владимировна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Лысогор Игорь Александрович
SU1497242A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1985
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Перков Олег Николаевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Жолудев Александр Михайлович
SU1286636A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Способ термической обработки цельно-КАТАНыХ жЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
SU837982A1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1995
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Валетов М.С.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Яндимиров А.А.
  • Мазурин В.В.
RU2088678C1
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1976
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Тимофеевич
  • Бабич Владимир Константинович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мартынов Николай Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Андреев Юрий Васильевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Школьник Лев Михайлович
SU716691A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1979
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
  • Перков Олег Николаевич
  • Кудин Валерий Ефимович
SU937526A2
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Токмаков Анатолий Митрофанович
  • Игнатьев Юрий Павлович
SU1537699A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1975
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Перков Олег Николаевич
SU549485A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 235 942 A1

Реферат патента 1986 года Способ термической обработки железнодорожных колес

Формула изобретения SU 1 235 942 A1

-т-т О 700 гоо

(р1/г.2

пнм

350

т

6,МПа

200

т

6,мпа

-т-100 о 100 200 фиг.з

Редактор Т, Коссей

Составитель А. Кулемин Техред В. Кадар

Заказ 3063/25

Тираж 552Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, , Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

-200 100 о 100 200 фив.4

Корректор М. Максимишинец

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1235942A1

Способ термической обработки железнодорожных колес 1975
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Перков Олег Николаевич
SU549485A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ термической обработки железно-дОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Босис Злата Марковна
  • Весна Александр Иванович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
SU836156A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 235 942 A1

Авторы

Узлов Иван Герасимович

Данченко Нинель Ивановна

Миронов Павел Федорович

Подольский Станислав Евгеньевич

Кузьмичев Михаил Васильевич

Козловский Альфред Иванович

Староселецкий Михаил Ильич

Стальнокрицкий Виктор Николаевич

Узлов Владимир Иванович

Чурсин Владлен Герасимович

Школьник Лев Михайлович

Цюренко Владимир Николаевич

Сунгуров Азис Сунгурович

Даты

1986-06-07Публикация

1983-06-23Подача