Способ изготовления магнитопровода электрической машины Советский патент 1984 года по МПК H02K15/02 

Описание патента на изобретение SU1100687A1

00

Изобретение относится к электротехнике, a именно к технологии изго товления магнитопроводрв эЛейтрических машин. Известен способ изготовления лито го магнитопровода электрической машины, включаюпщй получение сплавов на основе железа и алю1«1ния и изготовлейие из данных сплавов магнитопровода литьем СТЗ. . Недостатком этого способа является то, что при изготовлении массивного магнитопровода литьем поггери в нем на гистерезис получают ма лые, а потери на вихревые токи - завышенныё.В асинхронных машинах в зубцах i ротора с короткозамкнутой обмоткой наблюдаются добавочные потери от вые ших гармоник, поэтому наличие мабсив ньпс зубцов в таких машинах нежелательно из-за возникновения высоких потерь от вихревых токов. . Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления магнитопровода электрической машины, включа ющий изготовление зубцового слоя, на пример, гофрированием ферромагнитного ленточного материала, ярма из ферромагнитного материала и их соединение между собой 2 J. Однако известный способ характеризуется трудоемкой операцией изготов ления ярма, который формируют прессованием магнитодиэлектрического порошка, и соединением его с зубцовым слоем. Так как у зубцов и ярма различные температурные коэффициенты расширения, то неизбежны растрескивания магнитодиэлектрика и появление зазоров, что Снижает надежность соединения зубцового слоя с ярмом. Цель изобретения - повьш1ение надеж ности соединения зубцового слоя с ярмом. Поставленная цель достигается тем что согласно способу изготовления маг нитопровода Электрической машины, включающему изготовление зубцового слоя, например, г эфрированием ферромагнитного ленточного материала, ярма из 50 ферромагнитного материала и их соединение между собой, перед изготовлением ярма Зубцовый слой размещают в литейную фррму и нагревают до температуры 400-600 С, а ярмо изготавливают 55 заливкой расплава ферромагнитного материала при температуре 13.00-1500 С в эту форму с последующим охлаждева зубцового слоя с литейной формой обусловлен необходимостью создания гарантированной технологии сплавления его с ярмом. Выбор верхней границы нагрева обусловлен необходимостью, ограничения от интенсивного окисления разог ретого зубцового слоя.

Выбор температуры расплава ферромагнитного материала определяется жидкотекучестью материала. Для обеспечения хорошей жидкотекучести некием в форме до температуры не более . Кроме того, расплав ферромагнитного материала заливают в вакууме при остаточном давлении 10-100 ммрт.ст. На фиг. 1 показан магнитопровод в литейной форме, поперечный разрез; на фиг. 2 - вариант магнитопровода с армированным ярмом. Изготовление магнитопровода электрической машины осуществляется в следующей последовательности. Зубцовый слой 1 в виде гофрированной ленты 2 ферромагнитного материала свернут в цилиндр 3, у которого ребра гофра 4 расположены радиально и выполняют роль зубцов 5 ротора электрической машины, а переходы 6 между ними и смежные зубцы 5 образуют паз 7 обмотку. Ребра гофра 4 могут быть отогнуты, и тем самым паз 7 становится закрытым. Зубцовый слой 1 размещают в литейной форме 8 и подогревают до 400600 С. Ярмо 9 изготавливают заливкой расплава ферромагнитного материала при 1300-1500 С в литейную форму с последующим охлаиедением до температуры не более . При заливке ферромагнитного материала формирует отверстие 10 под вал. Ярмо 9 соединяется с зубцовым слоем 1 по линии соединения 11. В случае открытых пазов 12 зубцового слоя 1 при заливке ярма 9 зубцы заполняют формовочной смесью 13, а для повьш1ения магнитных свойств ярма его армируют цилиндром 14 из ферросплава с высокими магнитными характеристиками. В таком слзгчае линии сое- динения 11 находятся в двух местах магнитопровода. Температурный интервал подогрева итейной формы с зубцовым слоем 1 ыбирают с учетом надежного сплавлеия ярма с зубцовым слоем. Выбор нижней границы температуры подогреобходим перегрев металла на 150-200 над линией ликвидус. Для ферромагнитных материалов с высоким содержа нием углерода температура расплава должна быть 1300-1500 с. Магнитопровод вместе с формой ох лаждения до температуры не более 35 Этот интервал температур выбран из условия, что такое охладжение способствует упрочнению матрицы ферромагнитного материала и уменьшению последующего коробления отливки и всей конструкции магнитопровода, а также при данных температурах охлаж дения в отливке не возникают остаточные напряжения. С целью получения более чистого расплава и уменьшения его загазованности, металл плавят и заливают в форму в вакууме при остгаточном давлении 10-100 мм рт.ст., а пр температуре магнитопровода вакуум снимают. При таком вакууме допустимо присутствие кислорода, ко торый способствует выжиганию углеро да из расплава. В результате происходит обезуглероживание как в ярме, так ив зубцовом слое. С целью предохранения электротех нической стали от влияния атмосферн го кислорода (например для нелегированной стали 2013, которая легко окисляется на воздухе), соединение ярма с зубцрвым слоем осуществляют в атмосфере инертного газа, наприме азота. С целью получения более прочного соединения ярма с зубцовым слоем во время запивки жидкого мета ла форму с зубцовым слоем вращают со скоростью 100-1000 об/мин. П р и м ё р. Изготовление магнит провода ротора асинхронной машины, 4А80В4. Зубцовый слой для данной машины изготавливается из холоднокатанной нелегированной мапотекстурованной стали 2013, толщиной 0,50 мм. Ленту шириной 80 мм гофрируют в технологическом устройстве, в результате чего получают зубцовый слой с зубцами в виде ребер гофра и пазами под обмотку между зубцами. Между смежными зубцами имеется перемычка, вьтолненная за одно целое с ребрами гофра, которая в дальнейшем выполняет роль дна паза. Гофрированную ленту заданной длины сворачивают в цилиндр так, чтобы ребра гофра были размещены радиально, а их гребни были обращены к центру цилиндра. Полученный зубцовый слой, стянутый с помощью хомута, размещают в литейной форме и нагревают в печи сопротивления типа СНЗ 8,,5,5/10 до , причем при происходит обжиг масла на гофрированной ленте и тем сакым проводится обезжиривание конструкции. В индукционной печи ИСТ-0,05 расплавляют ферромагнитный материал и доводят его до следующего состава,%: углерод 2,83,1, кремний 1,2-1,3, марганец 0,40,6} фосфор 0,08-0,1; сера 0,04-0,06; ,железо остальное. Затем доводят до 1420-1480 0, снимают шлак и переливают расплав в разливочный ковш. На дне ковша размещается модификатор марки ФС ЗОРЗМ20 в количестве 0,08-0,1% от массы металла, заливаемой в ковш. После окончания процесса модифицирования расплав ферромагнитного материала при 1360-1380 С заливают в форму. Охлаждение осуществляют непосредственно ; в форме до температуры не более 350°С. Полученный магнитопррвод извлекают из формы, и окончательное охлаждение про-, изводят на воздухе. Изобретение позволяет повысить надежность соединения зубцового слоя с ярмом.

pus,t

срцг.1

Похожие патенты SU1100687A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления ротора электрической машины 1985
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Соленков Владимир Тимофеевич
  • Евко Владимир Михайлович
SU1339778A1
Ротор асинхронной машины и способ его изготовления 1988
  • Горенко Вадим Георгиевич
  • Московка Виталий Иванович
  • Пикульский Роман Тимофеевич
  • Хайт Яков Моисеевич
  • Соленков Владимир Тимофеевич
SU1585867A1
Магнитопровод торцовой электрической машины 1980
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горягин Владимир Федорович
SU1077010A1
Способ изготовления ротора электрической машины с короткозамкнутой обмоткой 1985
  • Заруднев Юрий Никифорович
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Яковлева Лариса Владимировна
SU1394337A1
Магнитопровод электрической машины 1982
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Гомануха Евгений Степанович
SU1078535A1
Ротор асинхронной машины 1982
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горягин Владимир Федорович
SU1040567A1
Способ изготовления ротора асинхронной электрической машины 1987
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горенко Вадим Георгиевич
  • Карножицкий Владимир Николаевич
  • Московка Виталий Иванович
  • Пикульский Роман Тимофеевич
SU1525820A1
Ротор асинхронной электрической машины 1983
  • Хаит Яков Моисеевич
SU1185502A1
Магнитопровод электрической машины 1983
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Бойко Евгений Петрович
  • Кремешный Юрий Андронникович
  • Скорковский Сергей Леонидович
  • Макаров Феликс Константинович
SU1092651A1
Статор электрической машины 1982
  • Гусев Владимир Михайлович
  • Копылова Лидия Васильевна
  • Копылов Игорь Петрович
  • Пешков Изяслав Борисович
  • Пыдрин Анатолий Иванович
  • Чижков Юрий Павлович
SU1069067A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 100 687 A1

Реферат патента 1984 года Способ изготовления магнитопровода электрической машины

1. СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включающий изготовление зубцового слоя, например, гофрированием ферромагнитного ленточного материала, ярма из ферромагнитного материала и их соединение между собой, л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повыше- ния надежности соединения зубцового слоя с ярмом, перед изготовлением ярма зубцовый слой размещают в литей ную форму и нЗгревают до .температуры 400-600°С, a ярмо изготавливают заливкой расплава ферромагнитного материала при температуре 1300-1500 С в эту форму с последукяцим охлаждением в форме до температуры не боО) лее . 2, Способ по п. 1, о т л и ч a ющ и и с я тем, что расплав ферромагнитного материала запивают в вакууме при остаточном давлении 10-100 мм рт .ст.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1100687A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Richter Ch
Magnetkreise mit Weichmagnetischen Gupteilen, Elektric, 1977, 31, N 3, 163-165, 167, 168, Dresden
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Конструкция и охлаждение специальных электрических машин безотходной технологии
Тематический сборник научных трудов Харьковского ордена Ленина авиационного института им, Н.Е
Жуковского, Харьков, 1980, с, 15-17.

SU 1 100 687 A1

Авторы

Хаит Яков Моисеевич

Соленков Владимир Тимофеевич

Николаев Владимир Вячеславович

Даты

1984-06-30Публикация

1983-01-13Подача