Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора Советский патент 1984 года по МПК G01B5/06 

Описание патента на изобретение SU1104355A2

4

&э ел ел Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаем го в редуктор между внутренним коль цом подшипника и распорной втулкой. По основному авт.св. V 819562 из вестен способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора. заключающийся в том, что подщипники устанавливают на валу-шестерне и помещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикладывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, извлекают вал-шестерню из корпуса редуктора, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку,прикладывают к внутренним кольцам подшипников осев нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстоя ние между подшипниками, а толщину компенсатора определяют как алгебраическую сумму этих двух расстояний l . Однако известный способ имеет недостаточно высокую точность, поскольку не учитывает реальные параметры шайб, из которых набирается компенсатор, т.е. разнотолщинность в пределах допуска, непараллельност торцов, коробление, наличие заусенцев . Целью изобретения является повышение точности определения компенсатора при сборке редуктора. Эта цель достигается тем, что со гласно способу определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающемуся в том, что подшипник устанавливают на валу-шестерне и по мещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикладывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку прикладывают к внутренним кольцам подшипников осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстояние между подшипниками, а толщину компенсатора опре деляют как алгебраическую сумму эти двух расстояний, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных рас стояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повтуряют операции установки, нагружения подшипников и сравнения двух расстояний между подшипниками. На фиг. 1 изображено устройство, реализующее схему измерения расстояния между кольцами подшипников на шестерне-вале в корпусе редуктора под осевой нагрузкой и при вращении корпусаj на фиг. 2 - то же, с установкой распорной втулки между кольцами,- на фиг. 3-е установкой распорной втулки и набора компенсаторных шайб между кольцами. I Устройство содержит подшипники 1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, вал-шестерню 3, корпус 4 редуктора, щуп 5, индикатор 6, распорную втулку 7, набор 8 компенсационных подшипников. Способ осуществляется следующим образом. Подшипники 1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, устанавливают на валу-шестерне 3 и помещают в корпусе 4 редуктора, задают вращение корпуса 4 редуктора, к внутреннему кольцу внешнего подшипн:чка 1 прикладывают заданную осевую нагрузку натяга подшипникового узла и измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2, например, путем измерения положения щупа 5 индикатора 6, взаимодействующего с наружным торцов внутреннего кольца внешнего подшипника 1. Затем вал-шестерню 3 извлекают из корпуса 4 редуктора, устанавливают на вал-шестерню 3 между подшипниками 1 и 2 распорную втулку 7 и прикладывают к внутренним кольцам подшипников 1 и 2 осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку и имитирующую усилие затяжки гайки (не показана) на валу-шестерне 3. Измеряют расстояние между подшип никами 1 и 2 тем же способом, что и в первом случае, и определяют ори ентировочную толщину компенсатора путем расчета алгебраической суммы этих двух расстояний, одно из которых берется с положительным, а другое - с отрицательным знаком. Определив расчетным путем ориентировочную толщину компенсатора, подбирают соответствующий набор 8 компенсаторных шайб, устанавливают этот набор 8 между распорной втулко 7 и внутренним кольцом одного из подшипников, например, внешнего, на вал-шестерню 3, прикладывают к внут реннему кольцу внешнего подшипника 1 осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке 7, измеряют расстояние между подпшпниками 1 и 2 тем же способом, что и в двух предьщущих случаях, и сравнивают его с ранее измеренным расстоя нием, полученным при приложении к подшипникам 1 и 2 заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла и при несовпадении эти расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор 8 компенсаторных шайб, отличающийся на одну , размерную градацию от ранее исполь ванного набора. Затем повторяют описанные опера ции установки набора компенсаторных шайб на вал-шестерню 3, нагружения подшипников 1 и 2 осевой нагрузкой и сравнения двух рас стояний между подшипниками 1 и 2. Если в результате установки нового набора 8 компенсаторных шайб алгебраическая сумма двух расстояний оказалась в пределах установленного допуска, то на этом определение толщины компенсатора заканчивается, и набор 8 компенсаторных шайб поступает на окончательную сборку подшипникового узла. Если же алгебраическая сумма расстояний окажется больше установленного допуска, то производится следующая замена набора 8 компенсаторных шайб на другой набор, отличающийся от предыдущего на одну размерную градацию. Таким образом, учитывается податливость всех стыков при сборке и затяжке деталей на валу-шестерне, а также влияние на толщину компенсатора разнотолщинности шайб, непараллельности их торцов, коробления шайб, наличия заусенцев и других дефектов формы шайб, допускаемых по техническим условиям на эти детали. При применении описанного способа повышается точность определения фактической толщины компенсатора, при которой может быть гарантирован заданный натяг подшипникового узла, а следовательно, обеспечена расчетная долговечность его элементов. Последнее обстоятельство обуславливает значимость предложенного способа для таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение и ряд других машиностроительных отраслей.

Фиг.

Фиг.З

Похожие патенты SU1104355A2

название год авторы номер документа
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле 1984
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Харитонов Валерий Иванович
SU1200155A1
Способ определения толщины ком-пЕНСАТОРА пРи СбОРКЕ РЕдуКТОРА 1978
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Шандров Борис Васильевич
  • Харитонов Валерий Иванович
SU819562A1
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора 1985
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Груздев Александр Юрьевич
  • Смолюгов Андрей Владимирович
SU1325288A1
Способ определения величины компенсации при регулировании предварительного осевого сжатия подшипников в редукторе 1986
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Железнов Анатолий Александрович
  • Вардашкин Борис Николаевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Снимщиков Анатолий Иванович
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Коровин Валентин Серафимович
  • Воронин Сергей Алексеевич
  • Рябушкин Петр Ильич
SU1742664A1
Стенд для измерения толщины компенсатора при сборке редуктора 1985
  • Воронин Алексей Василиевич
  • Вардашкин Борис Николаевич
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Булавин Игорь Александрович
  • Снимщиков Анатолий Иванович
  • Рябушкин Петр Ильич
  • Груздев Александр Юрьевич
SU1265457A1
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора 1981
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Вардашкин Борис Николаевич
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Снимщиков Анатолий Иванович
  • Воронин Сергей Алексеевич
  • Рябушкин Петр Ильич
  • Булавин Игорь Александрович
SU974093A1
Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе 1989
  • Булавин Игорь Александрович
  • Смолюгов Андрей Владимирович
  • Груздев Александр Юрьевич
  • Агеев Николай Витальевич
  • Паршин Николай Егорович
  • Адаричев Валерий Петрович
  • Гришин Виталий Владимирович
SU1663256A1
Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов 1985
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Вардашкин Борис Николаевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Лайок Владлен Владимирович
SU1250891A1
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора 1987
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Лайок Владлен Владимирович
  • Булавин Игорь Александрович
  • Груздев Александр Юрьевич
  • Воронин Сергей Александрович
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Смолюгов Андрей Владимирович
SU1460591A1
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Богатов Николай Юрьевич
  • Власов Вадим Викторович
  • Прытков Вячеслав Борисович
  • Потапов Александр Иванович
  • Уткин Василий Германович
  • Одиноков Владимир Александрович
RU2363868C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 104 355 A2

Реферат патента 1984 года Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА по авт.св. № 819562, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повторяют операции установки, нагружения подшипников (О и сравнения двух расстояний между подшипниками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1104355A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ определения толщины ком-пЕНСАТОРА пРи СбОРКЕ РЕдуКТОРА 1978
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Шандров Борис Васильевич
  • Харитонов Валерий Иванович
SU819562A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 104 355 A2

Авторы

Воронин Алексей Васильевич

Харитонов Валерий Иванович

Булавин Игорь Александрович

Даты

1984-07-23Публикация

1982-12-14Подача