4
&э ел ел Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаем го в редуктор между внутренним коль цом подшипника и распорной втулкой. По основному авт.св. V 819562 из вестен способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора. заключающийся в том, что подщипники устанавливают на валу-шестерне и помещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикладывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, извлекают вал-шестерню из корпуса редуктора, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку,прикладывают к внутренним кольцам подшипников осев нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстоя ние между подшипниками, а толщину компенсатора определяют как алгебраическую сумму этих двух расстояний l . Однако известный способ имеет недостаточно высокую точность, поскольку не учитывает реальные параметры шайб, из которых набирается компенсатор, т.е. разнотолщинность в пределах допуска, непараллельност торцов, коробление, наличие заусенцев . Целью изобретения является повышение точности определения компенсатора при сборке редуктора. Эта цель достигается тем, что со гласно способу определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающемуся в том, что подшипник устанавливают на валу-шестерне и по мещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикладывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку прикладывают к внутренним кольцам подшипников осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстояние между подшипниками, а толщину компенсатора опре деляют как алгебраическую сумму эти двух расстояний, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных рас стояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повтуряют операции установки, нагружения подшипников и сравнения двух расстояний между подшипниками. На фиг. 1 изображено устройство, реализующее схему измерения расстояния между кольцами подшипников на шестерне-вале в корпусе редуктора под осевой нагрузкой и при вращении корпусаj на фиг. 2 - то же, с установкой распорной втулки между кольцами,- на фиг. 3-е установкой распорной втулки и набора компенсаторных шайб между кольцами. I Устройство содержит подшипники 1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, вал-шестерню 3, корпус 4 редуктора, щуп 5, индикатор 6, распорную втулку 7, набор 8 компенсационных подшипников. Способ осуществляется следующим образом. Подшипники 1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, устанавливают на валу-шестерне 3 и помещают в корпусе 4 редуктора, задают вращение корпуса 4 редуктора, к внутреннему кольцу внешнего подшипн:чка 1 прикладывают заданную осевую нагрузку натяга подшипникового узла и измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2, например, путем измерения положения щупа 5 индикатора 6, взаимодействующего с наружным торцов внутреннего кольца внешнего подшипника 1. Затем вал-шестерню 3 извлекают из корпуса 4 редуктора, устанавливают на вал-шестерню 3 между подшипниками 1 и 2 распорную втулку 7 и прикладывают к внутренним кольцам подшипников 1 и 2 осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку и имитирующую усилие затяжки гайки (не показана) на валу-шестерне 3. Измеряют расстояние между подшип никами 1 и 2 тем же способом, что и в первом случае, и определяют ори ентировочную толщину компенсатора путем расчета алгебраической суммы этих двух расстояний, одно из которых берется с положительным, а другое - с отрицательным знаком. Определив расчетным путем ориентировочную толщину компенсатора, подбирают соответствующий набор 8 компенсаторных шайб, устанавливают этот набор 8 между распорной втулко 7 и внутренним кольцом одного из подшипников, например, внешнего, на вал-шестерню 3, прикладывают к внут реннему кольцу внешнего подшипника 1 осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке 7, измеряют расстояние между подпшпниками 1 и 2 тем же способом, что и в двух предьщущих случаях, и сравнивают его с ранее измеренным расстоя нием, полученным при приложении к подшипникам 1 и 2 заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла и при несовпадении эти расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор 8 компенсаторных шайб, отличающийся на одну , размерную градацию от ранее исполь ванного набора. Затем повторяют описанные опера ции установки набора компенсаторных шайб на вал-шестерню 3, нагружения подшипников 1 и 2 осевой нагрузкой и сравнения двух рас стояний между подшипниками 1 и 2. Если в результате установки нового набора 8 компенсаторных шайб алгебраическая сумма двух расстояний оказалась в пределах установленного допуска, то на этом определение толщины компенсатора заканчивается, и набор 8 компенсаторных шайб поступает на окончательную сборку подшипникового узла. Если же алгебраическая сумма расстояний окажется больше установленного допуска, то производится следующая замена набора 8 компенсаторных шайб на другой набор, отличающийся от предыдущего на одну размерную градацию. Таким образом, учитывается податливость всех стыков при сборке и затяжке деталей на валу-шестерне, а также влияние на толщину компенсатора разнотолщинности шайб, непараллельности их торцов, коробления шайб, наличия заусенцев и других дефектов формы шайб, допускаемых по техническим условиям на эти детали. При применении описанного способа повышается точность определения фактической толщины компенсатора, при которой может быть гарантирован заданный натяг подшипникового узла, а следовательно, обеспечена расчетная долговечность его элементов. Последнее обстоятельство обуславливает значимость предложенного способа для таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение и ряд других машиностроительных отраслей.
Фиг.
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле | 1984 |
|
SU1200155A1 |
Способ определения толщины ком-пЕНСАТОРА пРи СбОРКЕ РЕдуКТОРА | 1978 |
|
SU819562A1 |
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора | 1985 |
|
SU1325288A1 |
Способ определения величины компенсации при регулировании предварительного осевого сжатия подшипников в редукторе | 1986 |
|
SU1742664A1 |
Стенд для измерения толщины компенсатора при сборке редуктора | 1985 |
|
SU1265457A1 |
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора | 1981 |
|
SU974093A1 |
Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе | 1989 |
|
SU1663256A1 |
Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов | 1985 |
|
SU1250891A1 |
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора | 1987 |
|
SU1460591A1 |
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2363868C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА по авт.св. № 819562, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повторяют операции установки, нагружения подшипников (О и сравнения двух расстояний между подшипниками.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ определения толщины ком-пЕНСАТОРА пРи СбОРКЕ РЕдуКТОРА | 1978 |
|
SU819562A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-07-23—Публикация
1982-12-14—Подача