Система охлаждения гидромеханической передачи Советский патент 1985 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1139651A1

Изобретение относится к транспор ному машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения гидромеханических передач. Известна система охлаждения гидромеханической передачи, содержащая циркуляционный контур гидротрансфор матора, включающий насос подпитки и теплообменник, установленный в выходной гидролинни гидротрансфор.матора, и циркуляционный контур коробки передач, включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напор ной гидролинией - с теплообменником выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным кл паном подсоединена к гидробаку, всп могательный и основной питающие нас сы, в напорной гидролинии последнег из которых установлен клапан разгру ки с управляющей полостью, связанны с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления, с коробкой передач, сливные каналы клапана разгрузки и -регулято ра давления соединены гйдролинией слива с гидробаком 1J. Недостатками известной системы охлаждения являются снижение эффективности охлаждения при высокой час тоте вращения входного вала передач когда в теплообменник откачивающим насосом подается жидкость в смеси с воздухом при чрезмерном опорожне-нии поддона коробки передач, большие габариты теплообменника. Кроме того, сливной канал регуля- , тора давления непосредственно соеди нен с гидробаком, минуя теплообменник . Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения и уменьшение габаритов теплообменника. Указанная цель достигается тем, что система охлаждения гидромеханической .передачи, содержащая циркуля ционный контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплооб менник , установленный в выходной гидролинии гидротрансформатора, и циркуляционный контур коробки передач, включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напорной гидролинией - с теплообменником, выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным клапаном подсоединена к гидробаку, вспомогательный и основной питающие насосы, в напорной гидролинии последнего из которых установлен клапан разгрузки с управляющей полостью, связанные с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления, с коробкой передач, сливные каналы клапана разгрузки и регулятсг ра давления соединены гидролинией слива с гидробаком, снабжена установленным в напорной гидролинии откачивающего насоса гидрораспределителя с управляющей полостью, сообщенной с управляющей полостью клапана разгрузки, при этом сливная полость гидрораспределителя соединена гидролинией с гидробаком, а сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления подключены через гидролинию слива к теплообменнику. На чертеже схематически изображена предлагаемая система охлаждения гидромеханической передачи. Система охлаждения гидромеханической передачи содержит циркуляционный контур гидротрансформатора 1, включающий насос 2 подпитки и теплообменник 3, установленный в выходной . гидролинии 4 гидротрансформато- ра 1, и циркуляционный контур коробки передач 5, включающий откачивающий насос 6, связанньш всасывающим каналом 7 с коробкой передач 5, а напорной гидролинией 8 - с теплообменником 3, выходная гидролиния 9 которого с размещенным в ней распределительным клапаном 10 подсоединена к гидробаку 11, вспомогательный 12 и основной питающий 13 насосы, в напорной гидролинии последнего из которых установлен клапан разгрузки 14 с управляющей полостью 15, связанные с гидробаКом 11 и главной магистралью 16, в которой размещен регулятор давления 17, с коробкой передач 5, сливные каналы 18 и 19 соответственно клапана 14 разгрузки и регулятора давления 17 подсоединенные гидролинией слива 20 к теплообменнику 3. Система охлаждения гидромеханической передачи снабжена установленным в напорной гидролинии 8 откачиваюп1его насоса 6 гидрораспределителам 21 с управляющей полостью 22, сообщенной гидролинией 23 с управляющей полостью 15 клапана 14 разгрузки, сливная полость 24 гидрорас 31 пределителя 21 соединена гидролинией 25 с гидробаком 11. Кроме того система охлаждения содержит гидролинию 26, соединяющую насос 2 подпитки с гидротрансформатором 1, и гидролинию 27, соединяющую выходную гидролинию 4 с гидролинией 26. В гид ролйнии 27 установлен перепускной клапан 28, а в гидролинии 4 - предохранительный клапан 29. Система имеет гидролинию 30, соединяющую управляющую полость распределительного клапана 10 с выходной гидролинией 4. Входной вал 31 гидромеханической передачи связан с двигателём (не показан), а выходной вал .32 с колесами машины (не показаны). Гидрораспределитель 21 имеет золотник 33 и пружину 34. Система охлаждения гидромеханической передачи работает следующим образом. При работающем двигателе (не показан) циркуляция жидкости в циркуляционном контуре гидротрансформатора 1 обеспечивается насосом 2 подпитки, который забирает жидкость из теплообменника 3 и подает ее по гид ролинии 26 в гидротрансформатор 1. Из последнего жидкость направляется по гидролинии 4 к теплообменнику. 3. При возрастании давления в гидролинии 26 перепускной клапан 28 пропускает жидкость мимо гидротрансформато ра 1. Давление жидкости в передаче создается основным питающим насосом 13, а при движении машины и вспо могательным насосом 12, которые пода ют жидкость в главную магистраль 16 и aлee в гидромеханическую передачу При движении на очень малых оборотах двигателя питание главной магистрали 16 осуществляется основным 13 и вспомогательным 12 насосами, вся подача жидкости которых поступает в гидропередачу. Откачивающий насос забирает жидкость по всасывающему каналу 7 из коробки передач 5 и подает ее по напорной гидролинии 8 через гидрораспределитель 21 к теплообменнику 3. При этом золотник 33 гидрораспределителя 21 удерживается пружиной 34 в крайнем правом (по чер тежу) положении, пропуская жидкость к теплообменнику 3 и перекрывая сливную полость 24, связанную гидролинией 25 с гидробаком 11. При возрастании оборотов двигателя и скорос 14 ти движения машины подача насосов 6 и. 13, связанных с входным валом 31, и насоса 12, связанного с выходным валом 32 передачи, растет. Требуемое количество жидкости, поступающей по главной магистрали 16 в гидропередачу,остается постоянным или изменяется незначительно, подача откачивающего насоса 6 превышает количество жидкости, поступающей в передачу, и он начинает подавать жидкость вместе с воздухом. Одновременно при возрастании подачи вспомогательного насоса 12 требуемое давление в главной магистрали 16 обеспечивается одним этим насосом, при этом клапан 14 разгрузки, управляющая полость 15 которого соединена с главной магистралью, отключает питающий насос 13 от главной магистрали и переключает его подачу на сливной канал 18 и далее по гидролинии слива 20 в теплообменник 3. Одновременно по гидролинии 23, соединяющей управляющую полость 22 гидрораспределителя 21 с управляющей полостью 15, подается давление к золотнику 33, которьй перемещается д6 упора влево (по чертежу), сжимая пружину 34, и соединяет напорную гидролинию 8 с полостью слива 24 и далее по гидролинии 25 с гидробаком 11. При этом перекрывается подача жидкости откачивающим насосом 6 в теплообменник 3. При дальшейшем увеличении подачи насоса 12 излишки жидкости через регулятор 17 давления по сливному каналу 19 и гидролинии слива 20 поступают также в теплообменник 3. Таким образом, в теплообменник 3 по гидролинии слива 20 поступает непрерывный поток не смешанной с воздухом жидкости. Объем ее растет при увеличении скорости машины, эффективность теплообменника увеличивается. что соответствует увеличенному тепловыделению в КП на этих режимах. Затеплообменником 3 поток жидкости раздваивается: одна часть забирается насосом 2 подпитки и подается в гидротрансформатор 1, а другая часть по выходи чй гидролинии -9 через распределительный клапан 10 - в гидробак 11, обеспечивая охлаждение жидкости в циркуляционном контуре коробки 5 передач.

Подпитка циркуляционного контура гидротрансформатора 1 осуществляется от потока жидкости, подаваемой откачивающим насосом 6, или после его переключения питающими насосами 12 и 13 по гидролинии слива 20 в теплообменник 3, и объем ее регулируется распределительным клапаном 10,управляющая полость которого подсоединена гидролинией 30 к выходной гидролинии 4 гидротрансформатора.

Предлагаемая система повышает эффективность охлаждения за счет устранения подачи в теплообменник вместе с жидкостью воздуха при чрезмерном опорожнении поддона коробки передач, увеличения объема подачи жидкости в теплообменник на режимах повышенного тепловьщеления в коробке пере; ач, что приводит к уменьшению габаритов теплообменника и всей

системы охлаждения гидромеханической передачи. Охлаждение рабочей жидкости гидротрансформатора и коробки передач производится в общем масловоздушном теплообменнике, исключается водяной контур (водомасляные теплообменники, водяной насос и т.д.), увеличивается расход жидкости через теплообменник от контура коробки передач и исключается подача в теплообменник жидкости в смеси с воздухом, что приводит к повышению эффективности охлаждения и уменьшению габаритов системы

охлаждениягидромеханической передачи-. Кроме того, повьшается надежность коробки передач, так как разгерметизация круга циркуляции гидротрансформатора не приводит

к падению давления в главной магистрали и выходу из строя фрикционов коробки передач.

Похожие патенты SU1139651A1

название год авторы номер документа
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1085861A1
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1131687A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи 1982
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
SU1073519A1
Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1986
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1324875A1
Гидросистема маслопитания и управления гидромеханической передачей 1981
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Доронин Борис Филимонович
SU973990A1
Гидравлическая система гидромеханической передачи 1986
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1315347A1
Система охлаждения гидромеханической передачи 1982
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1052765A1
Гидросистема маслопитания и управления гидропередачей 1980
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Доронин Борис Филимонович
SU941761A1
Устройство системы охлаждения гидромеханической передачи 1988
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1537574A1
Гидравлическая система гидромеханической передачи 1984
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1194716A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 139 651 A1

Реферат патента 1985 года Система охлаждения гидромеханической передачи

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащая -цир,куляционный контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, установленный в вькодной гидролинии гидротрансформатора, и циркуляционный контур коробки передач, включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напорной гидролинией - с теплообменником, выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным клапаном подсоединена к гидробаку, вспомогательный и основной питающие насосы, в напорной гидролиний последнего из которых установлен клапан разгрузки с управляющей полостью, связанные с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления, с коробкой передач, сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления соединены гидролинией слива с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и уменьшения габаритов теплообменника, она снабжена установленным в напорной гидролинии откачивающего насоса гидрораспределителем с управляющей (Л полостью, сообщенной с управляющей полостью клапана-разгрузки, при этом сливная полость гидрораспределителя соединена гидролинией с гидробаком, а сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления подключены через гидролинию слива СдЭ к теплообменнику. ;о О) ел

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1139651A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Система охлаждения гидромеханической передачи 1982
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1052765A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 139 651 A1

Авторы

Нишчик Евгений Владимирович

Нишчик Натэлла Михайловна

Митяненко Анатолий Николаевич

Даты

1985-02-15Публикация

1983-09-23Подача