Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства Советский патент 1987 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1324875A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах большегрузных автомобилей.

Цель изобретения - снижение установочной мощности теплообменников за счет обеспечения равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи.

На чертеже изображена система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.

Система содержит два различных по ох- лаждаюш,ей способности теплообменника 1 и 2, из которых меньший теплообменник 1 подключен к охлаждающему контуру механической коробки 3 передач, который состоит из гидробака 4, основного 5 и вспомогательного 6 питающих насосов, подсоединенных главной масляной магистралью 7, в которой установлен регулятор 8 давления со сливной гидролинией 9 и фильтр 10, к механизму 11 управления коробки 3 передач, откачивающего насоса 12, связанного всасывающей гидролинией с поддоном 13 коробки 3 передач, а напорной гидролинией- с входным каналом теплообменника 1, имеющего предохранительный клапан 14. Другой теплообменник 2 с клапаном 15 разгрузки, имеющим дополнительную гидролинию 16, подключен к охлаждающему

10

При работе гидромеханической передачи рабочая жидкость из гидробака 4 подается питающими насосами 5 и 6 через регулятор 8 давления в главную масляную магистраль 7 и далее через фильтр 10 в механизм 11 управления на охлаждение, смазку и управление механической коробки 3 передач и через клапан 21 подпитки и по подпиточной магистрали 20 во входной канал 22 гидротрансформатора 17 на восполнение утечек рабочей жидкости из охлаждающего контура последнего и поддержание заданного давления на его входе. Отработанная и нагретая жидкость из коробки 3 передач стекает в поддон 13, откуда

15 забирается откачивающим насосом 12 и подается через теплообменник 1, снабженный предохранительным клапаном 14, в гидробак 4. В охлаждающем контуре гидротрансформатора рабочая жидкость по выходной гидролинии 30 поступает в теплообменник 2, снабженный клапаном 15 разгрузки, откуда забирается насосом 19 подпитки и через фильтр 18 подается во входной канал 22 гидротрансформатора 17, обеспечивая его работу и охлаждение.

25 Включение фрикционной блокировочной муфты осуществляется путем подачи жидкости из главной магистрали 7 по гидролинии 24 в рабочую полость гидравлического нажимного цилиндра 23, противоположная сторона которого сообщена с за.мкнуконтуру гидротрансформатора 17, включаю- той полостью 25 гидротрансформатора 17,

щему также фильтр 18, насос 19 подпитки и подпиточную магистраль 20 с клапаном 21 подпитки, соединяющим главную масляную магистраль 7 с входным каналом 22 гидров которой поддерживается заданное давление клапаном 21 подпитки. При отключении подачи жидкости в рабочую полость гидравлического нажимного цилиндра 23 блокитрансформатора 17, снабженного фрикцион- ровочное сцепление выключается за счет ной блокировочной муфтой, имеющей гид- давления жидкости в полости 25, действующего на противоположную сторону гидравлического нажимного цилиндра 23. Тепловая нагрузка теплообменников 1 и 2 зависит от режима работы механической коробравлический нажимной цилиндр 23, рабочая полость которого сообщается гидролинией 24 с главной масляной магистралью 7, а противоположная сторона гидравлического

нажимного цилиндра 23 - с замкнутой 40 ки передач и гидротрансформатора, тепло- полостью 25 гидротрансформатора 17. Система содержит также гидроклапан 26 управления, входная 27 и выходная 28 линии которого подключены соответственно к подвыделения в этих узлах и подачи рабочей жидкости через теплообменники.

На режимах максимальной скорости движения транспортного средства, когда

питочной магистрали 20 и входному кана- 5 гидротрансформатор работает в режиме

лу теплообменника 1, а полость управления клапана 26 управления - гидролинией 29 к полости управления клапана 21 подпитки. Выходная гидролиния 16 клапана 15 разгрузки подсоединена к входному каналу

гидромуфты или заблокирован, тепловыделение и прокачка рабочей жидкости в охлаждающем контуре гидротрансформатора и через теплообменник 2 минимальны из-за больщого гидравлического сопротивления

теплообменника 1 контура коробки передач, 50 полости гидротрансформатора. На всасыа сливная гидролиния 9 регулятора 8 давления - к выходной гидролинии 30 гидротрансформатора 17. Основной питающий 5, откачивающий 12 насосы и насос 19 подпитки имеют привод от входного вала 31, связанного с двигателем (не показан), а вспомогательный питающий насос 6 - от выходного вала 32, связанного с колесами транспортного средства (не показаны).

55

вании насоса 19 подпитки имеет место снижение давления и даже разрежение. Тепловыделение в коробке передач и подача питающих насосов на этих режимах наибольшее, но потребности коробки передач в масле остаются постоянными или изменяются незначительно в зависимости от режима работы, а через теплообменник 1 прокачивается постоянное количество жидкости. Из0

При работе гидромеханической передачи рабочая жидкость из гидробака 4 подается питающими насосами 5 и 6 через регулятор 8 давления в главную масляную магистраль 7 и далее через фильтр 10 в механизм 11 управления на охлаждение, смазку и управление механической коробки 3 передач и через клапан 21 подпитки и по подпиточной магистрали 20 во входной канал 22 гидротрансформатора 17 на восполнение утечек рабочей жидкости из охлаждающего контура последнего и поддержание заданного давления на его входе. Отработанная и нагретая жидкость из коробки 3 передач стекает в поддон 13, откуда

5 забирается откачивающим насосом 12 и подается через теплообменник 1, снабженный предохранительным клапаном 14, в гидробак 4. В охлаждающем контуре гидротрансформатора рабочая жидкость по выходной гидролинии 30 поступает в теплообменник 2, снабженный клапаном 15 разгрузки, откуда забирается насосом 19 подпитки и через фильтр 18 подается во входной канал 22 гидротрансформатора 17, обеспечивая его работу и охлаждение.

5 Включение фрикционной блокировочной муфты осуществляется путем подачи жидкости из главной магистрали 7 по гидролинии 24 в рабочую полость гидравлического нажимного цилиндра 23, противоположная сторона которого сообщена с за.мкнув которой поддерживается заданное давление клапаном 21 подпитки. При отключении подачи жидкости в рабочую полость гидравлического нажимного цилиндра 23 блокики передач и гидротрансформатора, тепло-

выделения в этих узлах и подачи рабочей жидкости через теплообменники.

На режимах максимальной скорости движения транспортного средства, когда

гидротрансформатор работает в режиме

гидротрансформатор работает в режиме

гидромуфты или заблокирован, тепловыделение и прокачка рабочей жидкости в охлаждающем контуре гидротрансформатора и через теплообменник 2 минимальны из-за больщого гидравлического сопротивления

полости гидротрансформатора. На всасы5

вании насоса 19 подпитки имеет место снижение давления и даже разрежение. Тепловыделение в коробке передач и подача питающих насосов на этих режимах наибольшее, но потребности коробки передач в масле остаются постоянными или изменяются незначительно в зависимости от режима работы, а через теплообменник 1 прокачивается постоянное количество жидкости. Излишки жидкости, подаваемой питающими насосами 5 и 6 в главную масляную магистраль 7 на питание и охлаждение коробки передач, через регулятор 8 давления по сливной гидролинии 9 отводятся к выходной гидролинии 30 и далее в теплообменник 2 охлаждающего контура гидротрансформатора 17. Прокачка жидкости через теплообменник 2 и давление на всасывании насоса 19 подпитки возрастают, исключается разрежение. Увеличивается тепловая нагрузка теплообменника 2. Давление жидкости на входе в гидротрансформатор возрастает выще заданной величины, клапан 21 подпитки закрывается, но давление продолжает повышаться, так как подача жидкости по сливной гидролинии 9 в контур гидротрансформатора превышает утечки из последнего, тогда клапан 26, полость управления которого сообщается гидролинией 29 с полостью управления клапана 21 подпитки, открывается и часть жидкости по подпиточной магистрали 20, входной 27 и выходной 28 линиям поступает в теплообменник 1 и далее в гидробак. При этом обеспечивается равномерная тепловая нагрузка теплообменников 1 и 2, повышение эффективности охлаждения за счет увеличения прокачки жидкости через теплообменники 1 и 2, подачи рабочей жидкости из охлаждающего контура коробки передач в ненагруженпый теплообменник 2 охлаждающего контура гидротрансформатора и дополнительной, кроме откачивающего насоса, прокачки жидкости от линии 28 через теплообменник 1 охлаждающего контура коробки 3 передач.

При движении транспортного средства на малой скорости и максимальной загрузке гидротрансформатора (при разгоне, преодолении подъемов и т.д.) тепловыделение в последнем наибольшее, возрастает прокачка жидкости в охлаждающем контуре гидротрансформатора и через теплообменник 2 за счет гидротрансформатора, давление в выходной гидролинии 30 возрастает, открывается клапан 15 разгрузки и часть нагретой жидкости из гидротрансформатора и поступающей по сливной гидролинии 9 от регулятора 8 давления подается по выходной гидролинии 16 клапана 15 разгрузки в теплообменник 1 охлаждающего контура коробки передач, который на этих режимах имеет минимальную тепловую нагрузку. Восполнение утечек из охлаждающего контура гидротрансформатора осуществляется на этих режимах подачей жидкости от главной масляной магистрали 7 через клапан 21 подпитки и подпиточной магистрали 20 и частично по сливной гидролинии 9. При этом обеспечивается равномерная тепловая нагрузка теплообменников 1 и 2, повышение эффективности охлаждения за счет уменьшения тепловой нагрузки теплообменника

0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

2 и подачи части жидкости из охлаждающего контура гидротрансформатора 17 в теплообменник 1.

Установка гидроклапана 26 позволяет исключить чрезмерное повышение давления на входе и в полости 25 гидротрансформатора при увеличенной подаче по сливной гидролинии 9 или при заклинивании .клапана подпитки в открытом положении и повысить надежность фрикционной блокировочной муфты за счет исключения возрастания противодавления с противоположной стороны нажимного цилиндра 23 и некачественного включения фрикционной блокировочной муфты. Кроме Toroi, обеспечивается работоспособность гидротрансформатора и надежное выключение фрикционной блокировочной муфты при заклинивании клапана 21 подпитки в закрытом положении за счет подпитки о.члаждающего контура гидротрансформатора от сливной гидролинии 9 регулятора 8 давления и обеспечения задан ного давления на входе и в полости 25 гидротрансформатора гидроклапаном 26. При этом повышение надежности фрикционной блокировочной муфты обеспечивается за счет качественного выключения и исключения подблокировки фрикционной блокировочной муфты в выключенном по„тоже- нии.

Формула изобретения

Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, содержащая два теплообменника, один из которых установлен в охлаждающем контуре коробки передач и соединен с гидробаком и напорной гидролинией откачивающего насоса, а другой - в охлаждающем контуре гидротрансформатора, включающем последовательно соединенный с ним насос подпитки, гидравлически подключенный к входной и выходной линиям гидротрансформатора, выполненного с фрикционной блокированной муфтой, приводимой от нажимного гидроцилиндра, рабочая полость которого сообщена с главной магистралью, соединенной с механизмом управления, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности работы путем снижения установочной мощности теплообменников за счет обеспечения их равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи, она снабжена гидролинией с установленными в ней последовательно гидроуправляемыми клапанами подпитки и управления, соединенной в месте входа в клапан подпитки с главной магистралью, между этими клапанами - с линиями их управления и с напорной гидролинией насоса подпитки, а в месте выхода из клапана управления - с напорной гидролинией откачивающего насоса, и дополни132487556

тельной гидролинией с установленным в установленного в ней другого теплообмен- ней клапаном разгрузки, подключенной к ника и к напорной гидролинии откачиваю- выходной линии гидротрансформатора до щего насоса.

Похожие патенты SU1324875A1

название год авторы номер документа
Гидросистема маслопитания и управления гидромеханической передачей 1981
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Доронин Борис Филимонович
SU973990A1
Система охлаждения гидромеханической передачи 1983
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1139651A1
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1131687A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1085861A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи 1982
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
SU1073519A1
Гидросистема маслопитания и управления гидропередачей 1980
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Доронин Борис Филимонович
SU941761A1
Устройство системы охлаждения гидромеханической передачи 1988
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1537574A1
Гидравлическая система гидромеханической передачи 1986
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1315347A1
Система охлаждения гидромеханической передачи 1980
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Нателла Михайловна
SU909387A1
Система охлаждения гидромеханической передачи 1982
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1052765A1

Реферат патента 1987 года Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах большегрузных автомобилей. Цель изобретения - повышение надежности работы путем снижения установочной мош.ности теплообменников коробки за счет обеспечения их равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи. Система содержит два различных по охлаждаю- ш,ей способности теплообменника коробки передач (ТКП). ТКП 1 подключен к охлаждающему контуру коробки передач (КП) 3, который состоит из гидронасосов 5 и 6, подсоединенных главной масляной магистралью к КП 3 и гидротрансформатора (ГТ) 17, регулятора 8 давления, откачиваюш.его насоса 12, обеспечиваюплего подачу жидкости из поддона 13 КП через ТКП в гидробак 4. ТКП 1 с клапаном 15 разгрузки подключен к охлаждаюш,ему контуру ГТ, который включает фильтр 18, гидронасос 19 подпитки, подпиточную магистраль 20 с клапаном 21 подпитки. Полость управления данного клапана сообш,ена с входным каналом ГТ. ГТ выполнен с фрикционной блокировочной муфтой, которая имеет гидравлический нажимной цилиндр 23, при этом его рабочая полость сообщена с главной масляной магистралью, а противоположная - с полостью ГТ. Сливная гидролиния 9 регулятора 8 давления подключена к выходной гидролинии ГТ. Система содержит гидроклапан 26, полость управления которого подключена к полости управления клапана 21 подпитки. 1 ил. (О (Л оо to 4; 00 СП

Формула изобретения SU 1 324 875 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1324875A1

Система охлаждения гидромеханической передачи 1972
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Шимков Александр Андреевич
  • Шапошник Борис Львович
SU460201A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 324 875 A1

Авторы

Нишчик Евгений Владимирович

Нишчик Натэлла Михайловна

Даты

1987-07-23Публикация

1986-02-17Подача