Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к терморегу лируемым муфтам жидкостного трения. Известна муфта жидкостного трени с термочувствительньм элементом, выполненным в виде биметаллической спиральной пружины, внутренний коне которой жестко закреплен в оси клапанного устройства, а внешний конец пружины термочувствительного элемен та - в специальном кронштейне крьпик муфты ij , Однако крепление внешнего конца пружины термочувствительного элемен путем установки в кронштейне крьшки муфты без ограничения его перемещения в месте соединения приводит к нежелательному износу соприкасаю1дих ся поверхностей кронштейна и пружин что влечет за бобой увеличение подвижности пружины и клапана и является одной из причин выхода муфты и строя. Известна также терморегулируемая муфта жидкостного трения привода вентилятора, содержащая корпус и крышку, образующие внутреннюю полость, в которой размещены диск и перегородка, снабженная отверстием, перекрываемым плоским клапаном, в котором жестко закреплен внутренний конец биметаллической пружины, выполненной в виде прямоугольной плас тины с наружным концом, скошенным под углом и размещенным в одном из установочных пазов внутренней повер ности крьшки, выполненной цилиндрической 2 . Однако в известной муфте крепление внешнего конца пружины в крон- штейне является неразъемньгм соединением, что исключает возможность регулирования термочувствительного элемента с целью уточнения настройк на данную температуру срабатывания. Целью изобретения является повышение долговечности путем ограничения подвижности внешнего конца пружины . Для достижения поставленной цели терморегулируемая муфта жидкостного трения привода: вентилятора, содержащая корпус и крышку, образующие внутреннюю полость, в которой размещены диск и перегородка, снабженная отверстием, перекрываемым плоским Клапаном, в котором жестко закреплен внутренний конец биметалли92ческой пружины, выполненной в виде прямоугольной пластины с наружным концом, скошенным под углом и размещенным в одном из установочных пазов внутренней поверхности крьш1ки, выполненной цилиндрической, снабжена пружинным кольцом, установленным на цилиндрической поверхности крьш1ки, а внешний конец биметаллической пружины выполнен с установочной прорезью, в которой размещено пружинное кольцо, причем установочные пазы крьш1ки выполнены под углом наклона, равным и сонаправленным углу скоса внешнего конца биметаллической пружины. Установочная: проррзь может быть выполнена ка боковой кромке биметаллической пружины или в виде отверстия в биметаллической пружине. На фиг. I схематически показана муфта жидкостного трения, общий ввд; на фиг. 2 - биметаллическая пружина, установленная в крьшзке муфты; на фиг.З - вариант крепления внешнего конца биметаллической пружины при помощи выполнения установочной прорези на боковой кромке; на фиг. 4 другой вариант крепления в случае выполнения установочной прорези в виде отверстия. Терморегулируемая муфта жидкостного трения привода вентилятора содержит корпус 1 и КРЬШ1КУ 2, ЯВЛЯ101ДИеся ведомыми элементами муфты и образующие внутреннюю полос ть, в которой размещен диск 3, жестко связанный с ведущим валом 4, вращающимся в подшипнике 5. Внутренняя полость муфты перегородкой 6 разделена на рабочую 7 и резервную камеры 8. По тупиковому насосу 9, Каналу 10 в крьшке 2 муфты и через отверстие 1I в перегородке 6, перекрываемое клапаном 12, циркулирует вязкая жидкость, обеспечивающая сцепление диска 3 с ведомыми элементами муфты 1 и 2. Термочувствительный элемент 13 муфты, выполненный в виде биметаллической спиральной пружины, внутренний конец которой жестко крепится в пазе оси клапана 12, а наружный конец, скошенный под углом об и размещенный в одном из установочных пазов 14 внутреннейповерхности крьш1ки, выполненной цилиндрической, имеет прорезь в виде выемки или отверстия. На внутренней поверхности крышки выполнена кольцевая канавка 15 для
31153
пружинного кольца 16, проходящего через прорезь внешнего кольца пружины.
Муфта работает следующим образом.
Передача крутящего момента корпусу j 1 н крышке 2 муфты от ведущего диска 3 осуществляется за счет жидкостного трения при наличии вязкой жидкости в зазорах между ними.
Ведущий диск 3 имеет несколько ю большую частоту вращения по сравне нию с корпусом 1 и крьшкой 2 за счет некоторого проскальзывания.
При повышении окружающей темпера туры термочувствительный элемент 13 f5 начинает поворачивать ось клапана 3 2 и открывает отверстие 31 в перегороди ке 6 муфты.
Под воздействием центробежных сил и разности в частотах вращения веду- jg щего и ведомого элементов муфты вязкая жидкость по тупиковому насосу 9 и каналу 10 в кр|лпке2 перекачивается из рабочей камеры 7 в резервную 8, а затем через открытое отверстие 11 25 в перегородке 6 поступает обратно в резервную камеру 8. Таким образом обеспечивается постоянная циркуляция вязкой жидкости и сцепление ведущего элемента муфты с ведо1 е 1ми в режиме зо включения муфты.
394
При понижении окружающей температуры термочувствительный элемент 13 поворачивает ось заслонки клапана 12 в обратную сторону, перекрывает отверстие 11 в перегородке 6 муфты и тем самым прерывает циркуляцию вязкой жидкости.
Из рабочей камеры 7 вязкая жидкость перекачивается в резервную 8, и муфта отключается.
Момент открытия илн закрытия клапана определяется настройкой термочувствительного элемента I3 муфты на заданную температуру срабатывания
Настройка термочувствительного элемента зависит от крепления его концов в деталях муфты и возможности регулирования в процессе эксплуатации, что возможно при установке внутреннего конца в плоском клапане, а внешнего - в пазах крышки, закрепленного пружинным кольцом.
Таким образом, в результате ограничения подвижности внешнего конца биметаллической пружины с сохранением возможности ее регулирования путем закрепления его в установочном . пазе крышки разрезным кольцом повышается долговечность терморегулируемой муфты жидкостного трения.
в
w
Фиг.Г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Термочувствительная муфта жидкостного трения привода вентилятора автомобильного двигателя | 1984 |
|
SU1176109A1 |
Муфта вязкого трения привода вентилятора двигателя | 1989 |
|
SU1732059A1 |
ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2079744C1 |
Вязкостная гидромуфта | 1986 |
|
SU1409798A1 |
Вязкостная гидромуфта | 1991 |
|
SU1820068A1 |
ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА | 2002 |
|
RU2235231C2 |
Вязкостная гидромуфта | 1991 |
|
SU1820067A1 |
ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2229043C2 |
Вязкостная муфта | 1988 |
|
SU1530866A1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
1. ТЕРМОРЕГУЛИРУЕМАЯ МУФТА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА, содержащая корпус и крышку, образующие внутреннюю полость, в которой размещены диск и перегородка, снабженная отверстием, перекрываемым плоским клапаном, в котором жестко закреплен внутренний конец биметаллической пружины, выполненной в виде прямоугольной пластины с на ружным концом, скошенным под углом и размещенным в одном из установленных пазов внутренней поверхности крышки, выполненной цилиндрической, отличающаяся тем, что, с целью повьгаения долговечности путем ограничения подвижности внешнего конца пружины, муфта снабжена пружинным кольцом, установленным на цилиндрической поверхности крьшгки, а внешний конец биметаллической пружины выполнен с установочной прорезью, в которой размещено пружинное кольцо, причем установленные пазы крышки выполнены под углом наклона, равным и сонаправленным углу скоса внешнего конца биметаллической пружины. 2.Муфта поп. 1, отличающаяся тем, что установочная сл прорезь выполнена на боковой кромке биметаллической пружины. 3.Муфта по п. 1, отличающая с я тем, что установочная прорезь выполнена в виде отверстия в биметаллической пружине.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США № 3263783, кл | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Водоотводчик | 1925 |
|
SU1962A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США № 4103765, кл | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Авторы
Даты
1985-04-30—Публикация
1983-10-20—Подача