1 Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - увеличение долговечности муфты путем устранени повышенного износа термочувствитель ного элемента в месте крепления с сохранением возможности его регулир вания. Демпфирование внешнего конца спи ральной пружины в радиальном направ t лении обеспечивает соответствующим образом установленное в крышке пружинное кольцо, а демпфирование в осевом направлении - резиновый амор тизатор. Устранение какого-либо контакта конца биметаллической пружины с деталью устройства увеличит долговечность муфты.. На фиг. 1 изображена муфта жидкостного трения, общий вид; на фиг. 2 - термочувствительный элемен муфты с деталями крепления; на фиг. 3 и 4 - варианты крепления вне него конца термочувствительного эле мента, сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 5 и 6 - варианты установки амо тизатора, сечение Б-Б на фиг. 2. Терморегулируемая муфта жидкостного трения привода вентилятора состоит из корпуса 1 и крышки 2, являющихся ведомыми элементами муфты. Между к.орпусом 1 и крышкой 2 с радиальными торцовыми зазорами расположен диск 3, жестко связанный с ведущим валом 4, вращающимся в подшипнике 5 относительно корпуса 1. Внутренняя полость муфты перегородной 6 разделена на рабочую 7 и резервную 8 камеры. По тупиковому насосу 9, каналу 1 в крьп ке 2 муфты и через сквозное перепускное отверстие 11 в перегородке 6, перекрьшаемое клапаном 12 в виде плоской заслонки, циркули.рует вязкая жидкость, обеспечивающая сцепление диска 3 с ведомыми элементами 1 и 2 муфты. Термочувствительньй элемент 13 муфты выполнен в виде спиральной биметаллической пружины, внутренний конец которой крепится с натягом в оси клапана 12, а внешний конец заканчивается прямым участком и имеет паз 14 или отверстие 15 для установки пружинного кольца 16. 92 Б приливе крьш1ки 2 муфты выполнен карман 17 для установки резинового амортизатора 18, в один из пазов 19 которого вставляется внешний торец термочувствительного элемента 13. На цилиндрической поверхности прилива выполнена круговая канавка 20 для пружинного кольца 16. Муфта работает следующим образом. Передача крутящего момента корпусу 1 и крьш1ке 2 муфты от ведущего диска 3 осуществляется за счет жидкостного трения при наличии вязкой жидкости в зазорах между ними. Ведущий диск 3 имеет несколько большую- частоту вращения по сравнению с корпусом 1 и крьшткой 2 муфты за счет некоторого проскальзывания. При повьш1ении окружающей температуры Термочувствительньй элемент 13 начинает поворачивать ось клапана 12 и открывает сквозное отверстие 11 в перегородке 6 муфты. Момент открытия клапана определяется настройкой термочувствительного элемента-13 муфты на заданную температуру срабатывания. Под воздействием центробежных сил и разности в частотах вращения ведущего и ведомых элементов муфты вязкая жидкость по тупиковому насосу 9 и каналу 10 в крьш1ке 2 муфты перекачивается из рабочей камеры 7 в резервную 8, а затем через открытое отверстие 11 в перегородке 6 поступает обратно.в резервную камеру. Таким образом обеспечивается постоянная циркуляция вязкой жидкости и сцепление ведущего элемента муфты с ведомыми в режиме включения муфты. При понижении окружающей температуры термочувствительный элемент 13 поворачивает ось заслонки клапана 12 в обратную сторону, перекрывает отверстие 11 в перегородке 6 муфты и тем самым прерывает циркуляцию вязкой жидкости. Из рабочей камеры 7 вязкая жидкость перекачивается в резервную 8, и муфта отключается. При включении или выключении муфты неизбежны под действием сил инерции резкое изменение положения внешнего конца биметаллической пружины, его контакт с крьппкой 2 как в радиальном, так и в осевом направлениях и быстрый его износ. Однако при использовании изобретения по сравнению с термочувствительной муфтой автомобиля УАЗ этого не произойдет, так как перемещение указанного конца биметаллической пружины ограничено во всех направлениях. Кроме того, изобретение упрощает технологию сборки -и обеспечивает .1176 09 возможность его регулирования, что способствует достижению оптимального теплового режима двигателя внутреннего сгорания и увеличивает его экономичность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Терморегулируемая муфта жидкостного трения привода вентилятора | 1983 |
|
SU1153139A1 |
Муфта вязкого трения привода вентилятора двигателя | 1989 |
|
SU1732059A1 |
ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2079744C1 |
Вязкостная муфта | 1988 |
|
SU1530866A1 |
Вязкостная гидромуфта | 1986 |
|
SU1409798A1 |
ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2229043C2 |
Вязкостная гидромуфта | 1991 |
|
SU1820068A1 |
Телескопический гидравлический амортизатор | 1974 |
|
SU739281A1 |
Термочувствительная механическая муфта привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 2021 |
|
RU2752323C1 |
Вязкостная гидромуфта | 1980 |
|
SU947507A1 |
1. ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ МУФТА Щ КОСТНОГО ТРЕНИЯ ПРРШОДА ВЕНТИЛЯТО-. РА АВТОМОБИПЬНОГО .ЦВИГАТЕЛЯ, содержащая корпус, крышку, разделяющие последние диск и перегородку со сквозным отверстием и осью, плоский перепускной клапан и термочувствительный элемент в виде биметаллической .спиральной пружины, причем перепускной клапан установлен с возможностью перекрытия oteepcTHH перегородки, внутренний конец биметаллической пружины жестко закреплен на оси перегородки, а внешний - на крышке, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения долговечности путем устранения износа термочувствительного элемента с сохранением возможности его .регулирования, она снабжена резиновым амортизатором с радиальным пазом под конец биметталической прзпкины и разрезным пружинным кольцом,в крышке выполнены карман под амортизатор и канавки под пружинное кольцо, а крепление внешнего конца биметаллической пружины выполнено через амортизатор, причем пружинное кольцо установлено в с S канавке крьппки с возможностью фиксации от вьтадания амортизатора и конца биметаллической пружины и с возможностью его взаимодействия с торцом амортизатора. 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что паз под конец биметаллической пружины вьтолнен трапецеидальной формы. 2. Муфта по п. 1,отличающ а я с я тем, что поперечное сече sl ние канавки под пружинное кольцо Од выполнено в виде окружности.
Патент США № 4103765, кл | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Патент США № 4190140, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-08-30—Публикация
1984-01-06—Подача