ел
4ib
сс
Изобретение относится к способам регенерации отработанных смазочных масел, в частности моторных масел, и может быть применено на нефтеперерабатывающих заводах и маслорегенерационных станциях.
Известны способы регенерации отработанных масел путем обработки их серной кислотой и отбеливающими глинами 1.
Однако такая обработка приводит к необходимости удаления отработанных глин и отработанного кислотного щлама, что связано с загрязнением окружающей среды.
Известен способ регенерации отработанных моторных масел, включающий обработку масла смесью серной и азотной кислот в количестве 0,1-2% на отработанное масло при 15-20°С и интенсивном перемешивании воздухом. В результате кислотной обработки из отработанного масла выделяются золообразующие неуглеводородные соединения и присадки. Для ускорения осаждения посторонних примесей и присадок могут быть введены добавки диметилсульфоксида или диметилформамида в количестве 0,1-2% на исходное масло.
При использовании воздуха для интенсификации перемешивания образуются сложные коллоидные системы, которые не разрушаются даже при центрифугировании. Диметилсульфоксид и диметилформамид проявляют себя в этих случаях как антидетергенты, которые помогают разрушить равновесие коллоидной системы и ускорить осаждение загрязнений. Однако процесс очистки отработанного масла может быть осуществлен и без добавок диметилсульфоксида или диметилформамида 2.
Недостатками указанного способа являются использование концентрированных кислот и образование кислых трудно утилизируемых отходов, а также низкое качество получаемых масел.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ регенерации отработанных масел, включающий следующие стадии: разбавление отработанного масла бензином {фракции 40-180°С) и обработка 10-20°/о-ным раствором каустической или кальцинированной соды; отстой и отделение загрязнений и отгонка воды и топливных фракций; вакуумная перегонка с получением дистиллятного и остаточного компонентов; обработка остаточного компонента пропаном; доочистка масляных фракций контактной очисткой или гидроочисткой. Количество применяемого разбавителя 15-100 мас.°/о на отработанное масло 3.
Известный способ позволяет получить дистиллятный и остаточный компоненты смазочных масел, однако выход их недостаточно высокий (76-80% на сырье). Недостатком является также необходимость дополнительной очистки остатка от вакуумной перегонки
для получения остаточного масляного компонента требуемого качества.
Цель изобретения - повышение выхода и качества регенерированного масла, упрощение технологической схемы процесса.
Поставленная цель достигается тем, что при способе регенерации отработанного смазочного масла путем разбавления его бензиновой фракцией и обработки химическим агентом с последующим удалением загрязнений, воды и топливных фракций, вакуумной перегонкой осветленного масла и доочисткой полученных масляных фракций, в качестве химического агента используют диметилацетамид или смесь его с 0,1 - 5 0,3 мас.% карбоната натрия или кальция при массовом соотнощении к маслу (1-6):1.
Кроме того, отработанное масло разбавляют бензиновой фракцией в массовом соотношении (1 -10) :1.
В отработанном масле содержатся примеси кислого характера и вода, которые могут способствовать разложению диметилацетамида. Для нейтрализации кислых продуктов и предотвращения гидролиза диметилацетамида обработку растворителем ведут в присутствии карбонатов натрия или кальция в количестве 0,1-0,3 мас.% на диметилацетамид.
Обработка отработанного масла диметилацетамидом позволяет удалить основную часть загрязнений, содержащихся в исходном масле: высокоэффективные присадки, продукты окисления, мехпримеси. Разбавление масла бензиновой фракцией 40-180°С в указанном соотношении способствует улуч5 щению массообмена в системе и повышает эффективность обработки. При этом не требуется дополнительная обработка остатка от вакуумной перегонки пропаном. Получае.мый остаток после контактной доочистки или гидродоочистки имеет хорошее качество и
может быть использован как остаточный компонент смазочного масла.
Для осуществления способа отработанное масло смешивают с бензиновой фракцией 40-180°С в соотношении с исходным
5 маслом (1 -10):1 и обрабатывают диметилацетамидом, взятым в соотношении к маслу (1-6):1 при 20-35°С. Обработку растворителем ведут в присутствии карбонатов натрия или кальция в количестве 0,1 - 0,3 мас.% на диметилацетамид.
0 После отстоя отделяют верхнюю масляную фазу, содержащую масло, бензин и диметилацетамид, и перегонкой при 160- 175°С и остаточном давлении 650- 700 мм рт. ст. удаляют из нее диметилаце5 тамид, разбавитель и топливные фракции, содержащиеся в сырье.
Осветленное масло подвергают вакуумной перегонке с получением дистиллятных
фракций и остатка, которые направляют на доочистку (контактную или гидродоочистку).
Вакуумная перегонка может быть проведена и после доочистки осветленного масла.
Из нижней фазы, содержащей диметилацетамид, бензин-разбавитель, воду и загрязнения, центрифугированием или фильтрацией отделяют водогрязевой шлам. Разбавитель отделяют от обводненного диметилацетамида отстоем. По мере накопления воды в диметилацетамиде ее регенерируют.
Пример 1. См€сь отработанных моторных масел в количестве 100 г смешивают с 100 г бензиновой фракции 40-180°С при 35°С и добавляют 100 г диметилацетамида и 0,1 г карбоната кальция при перемешивании. Полученную смесь отстаивают и осадок отделяют. Из осветленного продукта удаляют при атмосферном давлении и температуре 160-175°С диметилацетамид и топливные фракции. Осветленное масло подвергают вакуумной разгонке для получения дистиллятной и остаточной фракции.
Дистиллятную фракцию доочищают отбеливающей глиной при 95°С, а остаток от перегонки - при 145°С. После контактной доочистки получают 65,4 г дистиллятного компонента и 20,9 г остаточного компонента.
Показатели качества исходного масла и полученных продуктов приведены в табл. 1.
Пример 2. 100 г отработанного моторного масла разбавляют бензином-разбавителем в количестве 500 г. После перемешивания в течение 15 мин при 30°С полученную смесь обрабатывают 300 г диметилацетамида и 0,3 г карбоната натрия при перемешивании. Центрифугированием отделяют осветленный продукт от загрязнений. Из осветленного продукта удаляют при атмосферном давлении и температуре 165-175°С диметилацетамид и топливные фракции. Осветленное масло доочищают отбеливающей глиной при 95°С и получают 88,5 г базового .мае ла, при фракционировании которого получают Дистиллятную и остаточную масляные фракции.
Показатели качества сырья и полученных продуктов приведены в табл. 2.
Пример 3. Отработанное масло в количестве 5 кг разбавляют бензиновой фракцией 40-180°С в количестве 50 кг при 20°С при перемешивании. Полученную смесь обрабатывают 30 кг диметилацетамида и 90 г карбоната натрия. После отстоя отделяют осветленную масляную фазу от загрязнений.
Из осветленного продукта при атмосферном давлении при 165-175°С удаляют диметилацетамид и топливные фракции. Вакуумной разгонкой полученного масла выделяют 5 Дистиллятную и остаточную фракции. Дистиллятную фракцию подвергают гидроочистке на А1-Со-Мо-катализаторе при давлении 40 кг/см 2, температуре 270°С, объемной скорости подачи сырья 1 ч и получают 2,6 кг дистиллятного компонента.
Остаточную фракцию подвергают гидродоочистке на А1-Со-Мо-катализаторе при давлении 50 кг/см , температуре 350°С, объемной скорости подачи сырья 0,7 ч и получают 1,55 кг остаточного компонента.
5 Показатели качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в табл. 3. Пример 4. Отработанное моторное масло в количестве 100 г смешивают с 500 г бензина-разбавителя (фракции 40-180°С) при 35°С и добавляют 300 г диметилацетамида.
Полученную смесь отстаивают и осадок удаляют.
Из осветленного масла отделяют при атмосферном давлении и температуре 160-
5 175°С диметилацетамид и топливные фракции. Осветленное масло подвергают вакуумной разгонке для получения дистиллятной и остаточной фракций. Последние доочищают отбеливающей глиной. Получают 65,5 г дистиллятного компонента и 22,9 г остаточного
компонента.
Результаты очистки отработанного масла диметилацетамидом с вводом и без ввода карбонатов приведены в табл. 4.
Данные по регенерации отработанного
масла известным способом приведены в табл. 5.
Проверка способа в лабораторных условиях и на пилотной, установке показала, что предлагаемый способ позволяет перерабатывать отработанные моторные масла с получением дистиллятных и остаточных компонентов, по качеству не уступающих свежим маслам, с вы.ходом целевых продуктов 95- 97% от потенциального содержания масла в сырье.
5 Получаемые масляные компоненты имеют лучщие показатели по сравнению с известными по коксуемости, кислотному числу и цбету и повышенный выход масла (на 6-8%).
Использование предлагаемого способа
0 позволяет исключить обработку остатка от перегонки пропаном, что улучшает технико-экономические показатели процесса.
2,74
1,5
3,5
Отсуствует Отсутствует
0,02
0,52
0,004
0,003
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ регенерации отработанного смазочного масла | 1974 |
|
SU636250A1 |
Способ очистки масляных фракций нефти | 1980 |
|
SU977476A1 |
Способ очистки масляных фракций нефти | 1981 |
|
SU1011673A1 |
Способ очистки масляных фаркций нефти | 1981 |
|
SU981346A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ | 1999 |
|
RU2174531C2 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2161176C1 |
Способ деасфальтизации нефтяных остатков | 1981 |
|
SU1006479A1 |
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2001 |
|
RU2211240C2 |
НЕФТЕШЛАМОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС | 2014 |
|
RU2550843C1 |
Способ получения смазочного масла | 1990 |
|
SU1825815A1 |
1. СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННОГО СМАЗОЧНОГО МАСЛА путем разбавления его бензиновой фракцией и обработки химическим агентом с последующим удалением загрязнений, воды и топливных фракций, вакуумной перегонкой осветленного масла и доочисткой полученных масляных фракций, отличающийся тем, что, с целью увеличения выхода, улучшения качества и упрощения способа, в качестве химического агента используют диметилацетамид или смесь его с 0,1-0,3 мас.% карбоната натрия или кальция при массовом соотношении к маслу
96,5 86,0
Показатели
Сьфье
Содержание воды, мас.
Содержание топливных
фракций, %
f) Вязкость при 100 С,
мм2/с
Цвет, ед. ЦНТ
Зольность, %
Коксуемость, %
Кислотное число,
мгКОН/Г
Скорость осаждения по высоте экстрактора, мм/мин
Выход масляных фракци мае.%:
на сухое масло на исходное сырье
Таблица 2
После контактной доочистки и фракционирования
Остаточный
Дистиллятный компонент компонент
2,5
4,0 6 Отсутствует
Отсутствует
0,02
0,52 0,005
0,007
2,63
95,9 88,6
Содержание воды.
Скорость осаждения по высоте экстрактора, мм/мин
Выход масляных компонентов,мае.%:
на сухое масло на исходное сырье
Выход масла, мас.% на исходное
Качество очищенного масла:
цвет, ед. ЦНТ зольность, % кокс, %
1154318
10
Таблица
6,5
3,5
4,5
5,0
0,005 Отсутст- Отсутст- Отсутствует вует вует
1,29
0,04
0,59
О,ОД
0,006 0,01
95,3 85,2
,4
88,4
5
0,005
0,42 Содержание воды, мас.% Содержание топливных фракций,% Вязкость при 100°С мм2/с Черный7,5 Цвет, ед.ЦНТ Зольность, % 1,90,005 4,05 0,04 Коксуемость,% Кислотное число, мкКОН/г Выход масляных компонентов на сухое масло, мас.%
Таблица 5 ,05 Отсутст- 0,01 вует ,40 0,07 0,6 ,23 0,02 0,02
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США № 4029569, кл | |||
Гидравлическая или пневматическая передача | 0 |
|
SU208A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Гидравлическая или пневматическая передача | 0 |
|
SU208A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1985-05-07—Публикация
1983-04-05—Подача