Изобретение относится к транспор ному машиностроению и может быть использовано при перевозках различного вида грузов в кузовах, сним&змых с транспортного средства и уста навливаемых отдельно от него на откидных выносных опорах, которыми снабжен съемный кузов. По основному авт.св. № 1131700 известно транспортное средство со съемным кузовом, снабженным откидными телескопическими опорами, содержащее раму шасси, механизм фиксации кузова на раме шасси и механизм центровки кузова, представляющий собой установленнь1е по контуру рамы шасси конические выступы, а по контуру рамы кузова - опоры с коническими гнездами под указанные выступы, поворотные вилки, установленные на съемном кузове посредством горизонтальных осей, расположенных под углом друг к другу, фиксаторы положения вилок и закрепленные на последних перпендикулярно оси их вращения и поворота откидные телескопические опоры Недостатком этого транспортного средства являются его низкие эксплуатационные возможности. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей. Для этого в транспортном средстве со съемным кузовом каждая откидная телескопическая опора, включающая трубу с выдвижньш стержнем, сфе рическую пяту и башмак, снабжена ра мещённым в ее нижней части дополнительным вьщвижным стержнем и устано ленным на трубе телескопической опо ры с возможностью вращения относительно нее опорным катком, при этом сферическая пята с башмаком закреплена в нижней части дополнительного стержня. Кроме того, опорный каток установлен с возможностью вращения отно сительно своей оси на сферической опоре. На фиг, 1 изображено транспортно средство в свернутом (походном) пол жении, вид сбоку; на фиг. 2 - то же вид сзади/ на фиг. 3 - то же, вид сверху на фиг. 4 - транспортное средство в момент выезда шасси авто нобиля из-под съемного кузова, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, вид сверху, на фиг. 6 - транспортное средст момент въезда шасси автомобиля под съемный кузов, вид сбоку; на фиг. 7 - то же, вид сзади на фиг.8продольный разрез задней откидной телескопической опоры в момент конца ее разворачивания из свернутого положения в рабочее; на фиг. 9 - разрез А-А на фиг. 8 опорного катка; на фиг. 10 - продольный разрез соединительной муфты в момент ее фиксации в развернутом положении транспортного средства; на фиг. 11 - то же, в свернутом положении транспортного средства; на фиг. 12 - то же, в расфиксированном состоянии. Транспортное средство со съемным кузовом содержит установленные на его шасси 1 кузов 2 и съемный кузов 3, на днище которого установлены конические выступы 4, взаимодействующие (в свернутом положении) с опорами 5, имеющими конические гнезда q , закрепленными на шасси 1. Сцепление съемного кузова 3 с шасси 1 обеспечивается при помощи, запорных устройств 6, проходящих через направляю щие 7 между коническими гнездами и закрепленных на выходных валах 8 и 9 редуктора 10, установленного в съемном кузове 3, а входной вал 11 этого редуктора жестко, скреплен с одной из поворотных вилок 12, оси поворота которых расположены в горизонтальной плоскости под углом 120 друг к другу, в каждой из поворотных вилок на осях 13 установлены с возможностью поворота откидные телескопические опоры 14-16 в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота вилок, и вращение этих вилок ограничивается фиксаторами 17, входящими в паз, выполненный на каждой из вилок 12. Откидные телескопические опоры одинаковы по исполнению и содержат каждая стержень 18 и трубу 19, в которой расположен привод 20 выдвижения стержня из трубы, вьтолненный в виде последовательно установленных друг за другом конической передачи 21 и передачи винт-гайка, винт 22 которой скреплен с коническим колесом передачи 21, а гайка выполнена в нижней части стержня 18, которьш имеет возможность только поступательного перемещения, так как снабжен выступом 23, взаимодействующим с пазом & , вьтолненным по образующей трубы 19. Стержень 13 в .
верхней части снабжен выступом 24, взаимодействующим с ограничителем (осью) 25, закрепленным на каждой из вилок 12. Откидные телескопические опоры 14-16 снабжены каладая двумя телескопическими подпорками 26 и 27, 28 и 29, 30 и 31 соответственно, каждая из которых содержит наружный цилиндр 32 (см. фиг. 10-12), шарнирно закрепленный на трубе 19 каждой откидной опоры, внутренний цилиндр 33, шарнирно закрепленный (в развернутом состоянии транспортного средства) на сферическом подшипнике 34 на съемном кузове 3, соединительную муфту, которая в свою очередь состоит из резьбовой втулки 35 с контргайкой 36, установленной на внешнем цилиндре 32, внутренний цилиндр 33 вьшолнен с рядом кольцевых проточек Ь , которые взаимодействуют с валиком 37, установленным во втулке 35 и имеющим посередине своей длины сегментную выборку 38.
Транспортное средство со съемным кузовом снабжено опорными катками 39, установленными на трубе 19 каждой из откидных опор съемного кузова с возможностью вращения как относительно собственной оси 40 на сферической опоре 41 (см. фиг. 9), так и в горизонтальной плоскости (в развернутом положении откидных опор) относительно наружных цилиндров откидных опор, каждая из которых в нижней своей части снабжена дополнительным стержнем 42, установленным соосно имеющемуся стержню 18, и дополнительным приводом 43 вьщвижаиия этого цилиндра, аналогичным приводу 20 и состоящим также из конической передачи 44, с которой скреплен винт 45, взаимодействукмций с гайкой, выполненной на внутреннем диаметре дополнительного стержнр 42, на ниж-. нем конце которого закреплена сферическая пята 46 с опорной плитой 4 Каждый из приводов 20 и 43 каждой из откидных опор снабжен контрящим маховичком 48, i-федохраняющим элементы этих приводов от самопроизвольного вращения.
Предложенное транспортное средство со съемным кузовом работает следующим образом.
В первоначальный момент времени откидные телескопические опоры 14-16
поворачивают относительно осей 13 до соприкосновения выступов 24 с ограничителями 25, после чего, используя эти опоры как рычаги, поворачивают их вниз относительно осей вращения поворотных вилок 12, затем фиксаторами 17 стопорят вилки 12 от самопроизвольного поворота и, удерживая откидные опоры в положении, изображенном на фиг. 8, вращением привода 43 (при отвернутом на нем маховичке 48) в соответствующем направлении обеспечивают вьщвижение стрежня 42 до тех пор, пока опорная плита 47 не коснется поверхности земли. Опорные катки при этом -земли не касаются и могут быть легко повернуты как в горизонтальной плоскости относительно трубы 19, так и относительно собственной оси вращения 40 на сферической опоре 41.
Одновременно с поворотом вилки 12 откидной опоры 16 поворачивается и жестко скрепленный с ней вал 11, являющийся входным валом редуктора 10 выходное валы 8 и 9 которого вращаются в противоположных друг другу направлениях, поскольку передача от вала 11 к валу 8 выполнена зубчатой цилиндрической, а от вала 11 к валу 9 - цепной. Поэтому установленные на валах 8 и 9 запорные устроства 6 поворачиваются в противоположных направлениях и из положения, изображенного на фиг. 2, занимают положение, изображенное на фиг. 7, проходя через направляющие 7. Следовательно, при развертывании откидных телескопических опор производится одновременная автоматическая расфиксация съемного кузова 3 от шасси 1 автомобиля, следовательно, можно приступать к непосредственному подъему кузова 3 над шасси 1 автомобиля, который осуществляется следующим образом: рукоятку (не показана) всталяют на четьфехугольный хвостовик конической шестерни привода 20 каждой из откидных оуор 14-16. Вращая данные рукоятки в соответствующем направлении, передают вращение на коническое колесо передачи 21 и соединенный с ним кодовый винт 22, взаимодействие которого с резьбовым участком стержня 18 приводит к линейному вьщвижению последнего из грубы 19, пока выступ 23 не дойдет до верхнего конца пазаи . При этом опорные плиты 47 вдавливаются в грун под действием веса съемного кузова 3, каждая иэ откидных опор нижним концом поворач вается относительно плиты 47 на сферической пяте 46, а (верхним - относительно оси 13, высту пы 24 отходят на некоторое расстояни от ограничителей 25. Во время подъем съемного кузова 3 его конические выступы 4 выйдут из гнезд а , после чего автомобиль получает возможност .выезда из-под поднятого кузова 3. При подъеме съемный кузов 3 не теряет устойчивости ни в продольном ни в поперечном направлении, несмот ря на его шарнирное закрепление на откидных опорах, поскольку оси 13 закреплены под острыми углами друг другу, а вилки зафиксированы фиксат рами 17, и поворот 14-16 не совпада ет по направлениям их вращения, что обеспечивает съемному кузову 3, уставновленному на откидных опорах 14 16, статическую устойчивость в пред лах люфтов в местах сочленений дета лей этих опор. После того, как транспортное средство (автомобиль) выехало из-по съемного кудова 3, осуществляется (при необходимости) процесс горизон тирования последнего, также привода .ми 20 на откидных опорах. У .каждой из откидных опор 14-16 с двух сторон отводят телескопические подпорки 26-31, поворачивая их наружные цилиндры 32 (в этот момент времени положение подпорок изображено на фиг. 11) относительно откидных опор, затем поворачивают в них на 180 валик 37 так, чтобы его сегментная выборка 38 заняла положение, «изображенное на фиг. 12, и не препятствовала вьщвижению внутреннего цилиндра 33, который после этого во всех подпорках вьщвигают и закрепляют сферическими подшипниками 34 в соответствующих местах на съемном кузове 3 (это положение изображено на фиг. 4 и 5). Затем, например, в подпорка 30 и 31 вращением резьбовых втулок 35 обеспечивают совпадение профиля валика 37 с ближайшей из проточек о , поворачивают валик 37 на 180®, обеспечивая его захождение в кольцевую проточку t , затем Доворотом резьбо вой втулки 35 выбирают осевые люфты и стопорят в зтом положении части подпорок 30 и 31 контргайкой 36 (см. фиг. 10). Тем самым откидная опора 16 жестко связывается со съемным кузовом 3 и может поворачиваться только вместе с ним относительно своей сферической пяты 46. Телескопические подпорки 26, 27 и 28, 29 остаются в незапертом состоянии (см. фиг. 12). После этого вращением привода 20 в откидных опоpax 14 и 15 поднимают или опускают переднюю часть съемного кузова 3 в продольном и поперечном направлениЯх относительно сферической плиты 46 в опоре 16 до тех пор, пока кузов 3 не окажется в Плоскости горизонта. Затем аналогично фиксирлот в осевом направлении телескопические подпорки 26-29 и закручивают все маховички 48, исключая тем самым самопроизвольное вращение приводов 20 и 43 съемный кузов 3 жестко установлен на окидных опорах 14-16 в плоскости горизонта вне транспортного средства. Процесс горизонтирования съемного кузова 3 возможно осуществлять и во время его подъеме, вьщвигая стержни 18 из трубы 19 в откидньбс опорах 14-16 на разную величину. Подъем съемного кузова 3 над шасси автомобиля могут осуществлять как трое человек одновременно, так и один человек, производящий поочередный подъем в опорах 14-16 на небольшие величины. Процесс свертывания предложенного транспортного среяства, т.е. стыковка и опускание съемного кузова на шасси автомобиля, может быть произведен в варинтах. Убирают телескопические подпорки 27 и 28, мешающие заезду шасси автомобиля под съемный кузов 3, нпи убирают все телескопические подпорки сразу, причем это осуществляется следующим образом на каждой подпорке (см. фиг. 10): откручивается контргайка 36 и поворотом втулки 35 расклинивается валик 37, который затем поворачивается вокруг своей оси на 180, занимая положение, изображенное на фиг. 12, т.е. освобождается внутренний цилиндр 33 для перемещения относительно внешнего цилиндра 32, затем верхний конец внутреннего цилиндра отсоединяется от
съемного кузова 3, и внутренний цилиндр 33 задвигается внутрь внешнег цилиндра 32 и упора, после чего валик 37 вновь поворачивают на 180 так, что он заходит в проточку 6 , фиксируя внутренний цилиндр относительно внешнего в свернутом положении. Затем втулку 35 с зафиксированным внутри нее внутренним цилиндром 33 поворачивают по резьбе влево до упора (см. фиг. 11) и затягивают контргайку 36. После этого свернутую телескопическую подпорку поворачивают относительно нижнего ее конца, установленного в сферической опоре в нижней части трубы 19 до положения ее оси параллельно оси откидной опоры (см. например, сложенное положение телескопических подпорок на откидных опорах на фиг. 3).
После этого транспортное средство .въезжает задним ходом под съемный кузов таким образом, чтобы меньшие из диаметров конусньпс выступов 4 находились над большими из диаметров гнезд q , а задняя торцовая стенка кузова 2 не касалась передней торцовой стенки кузова 3.
Вращением приводов 20 обеспечивают опускание съемного кузова 3 на шасси 1 до тех пор, пока меньшие из диаметров конусных выступов не упрутся в конусные склоны гнезд а зайдя в них по вертикали на незначительную величину, поскольку при въезде шасси 1 под кузов 3 невозможно обеспечить полное совпадение осей в гнездах О с выступами 4.
Для обеспечения возможности дальнейшего опускания кузова 3 на шасси автомобиля необходимо из всех вилок 12 вытащить входящие в них фиксаторы 17, т.е. вилки 12 после этого приобретают возможность поворота вокруг своей оси в горизонтальной плоскости, а съемньй кузов 3 теряет статическую устойчивость и приобретает возможность колебания на откидных опорах в горизонтальной плоскости в пределах гнезд а . При дальнейшем вращении приводов 20 съемный кузов 3, опускаясь, одновременно перемещается и в горизонтальной плоскости, т.е. он при опускании самоцентрируется в конических гнездах и при захождении в них коническргх выступов 4.
164101 . 8
Посредством приводов 43 на откидных опорах 14-16 втягивают дополнительные внутренние цилиндры 42 внутрь опор , тем самым опорные 5 плиты 47 отрывают -от поверхности земли. Используя опоры 14-16 как рычаги, поворачивают их вверх относительно осей поворота вилок 12 до занятия этими опорами горизонталь 0 ного положения, после чего каждую из указанных опор поворачивают в горизонтальной плоскости относительно оси 13 - откидные опоры 14-16 свернуты.
15 Одновременно с поворотом откидной опоры 16 поворачивается и жестко связанный с ее вилкой 12 валик11, который передает это вращение через редуктор 10 на запорные ус тройс тва 6, и они после окончания своех о
поворота занимают положение, изображенное на фиг. 2, т.е. сцепляет съемный кузов 3 с шасси автомобиля. Таким образом, съемный кузов 3 закреплен на шасси транспортного средства в продольном и поперечном направлениях коническими выступами 4, вошедшими в конические гнезда q , и в вертикальном направлеНИИ - запорными устройствами 6 транспортное средство со съемным кузовом готово для передвижения.
Второй вариант стыковки съемного кузова 3 с шасси 1 автомобиля осуществляется следующим образом. На .съемном кузове 3 убирают (складывают) только телескопические подпорки 27 и 28, мешающие въезду 1 под съемный кузов 3 по указанной методике, а телескопические подпорки 26, 29 и 30, 31 остаются на прежних местах. Посредством приводов 43 на откидных опорах 14-16 обеспечивают втягивание на них цилиндров 42 внутрь этих
опор: таким образом съемный кузов, опустившись оказывается установленным уже не на опорных плитах 47, а на опорных катках 39.
После этого (см. фиг. 6 и 7) .автомобиль заезжает задним хоДом шасси под съемный кузов. Если одно из колес автомобиля заденет откидную опору 14 или 16, а также если водитель не успеет вовремя остановить автомобиль и кузов 2 упрется в кузов 3, то последний вместе с автомобилем сдвигается назад на опорных катках 39, что позволяет избежать полом91
ки откидных опор 14-16, т.е. устраняет аварийную ситуацию.
Для опускания съемного кузова 3 на шасси 1 можно вновь установить съемный кузов на опорные плиты А7 и производить дальнейшие операции или сразу приводами 20 обеспечить втягивание стержней 18 внутрь откидных опор, при этом поскольку длина телескопических подпорок 26, 29, 30 и 31 не меняется, то они своими противоложными концами по:ворачивают в местах закрепления в шарнирных опорах на съемном кузове и на трубах 19, а опорные катки 39 разъезжают, этот процесс происходит до тех пор, пока выступы 24 не упрутся в ограничители 25.
6А101 -10
Для дальнейшего опускания необхо.димо убрать (свернуть) все тегескопические подпорки по указанной методике, после чего, вращая приводы 20, 5 обеспечивают полное опускание съемного кузова 3 на шасси 1, который в процессе захождения конических выступов 4 в гнезда oi перемещается в горизонтальной плоскости на кат0 ках 39, установка которых на сферические опоры 41 позволяет им осуществлять максимальный контакт с поверхностью земли. Дальнейший процесс свертывания откидных опор 14-16 аналогичен.
Применение изобретения позволит расширить эксплуатационные возможности транспортного средства.
Г5
1$
п
го
Z
m
//////A//jf/j
-ч ЧЧЧЧЧЧУчЧJ7
35
V
X
Ч-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство со съемным кузовом | 1983 |
|
SU1131700A1 |
Откидная опора транспортного средства | 1984 |
|
SU1232529A1 |
Транспортное средство со съемным кузовом | 1982 |
|
SU1129093A1 |
Транспортное средство со съемным кузовом | 1975 |
|
SU534378A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СЪЕМНЫМ СНАРЯЖЕНИЕМ | 1996 |
|
RU2122500C1 |
Транспортное средство со съемным кузовом | 1980 |
|
SU958169A1 |
Транспортное средство со съемным кузовом | 1982 |
|
SU1044494A1 |
Складная эстакада для погрузки-разгрузки вагонов и фургонов | 2018 |
|
RU2691485C1 |
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА | 2012 |
|
RU2482578C1 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ СМЕННОГО КУЗОВА | 2020 |
|
RU2743864C1 |
1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СЪЕМНШ КУЗОВОМ по авт.св. W 1131700, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, каждая откидная телескопическая опора, лклю«r«aSt f.43iA чакнцая трубу с вьщвижным стержнем, сферическую пяту и башмак, снабжена размещенным в ее нижней части дополнительным выцвижньм стержнем и установленным на трубе телескопической опоры с возможностью вращения относительно нее опорным катком, при этом сферическая пята с башмаком закреплена на нижней части дополнительного стержня. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что опорный каток установлен с возможностью вращения относительно своей оси на сферической опоре.
33 v ./;
////////////А
Фиг.П
36 35 37 Ш7
38 33
Ye
Транспортное средство со съемным кузовом | 1983 |
|
SU1131700A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-06-30—Публикация
1984-02-15—Подача