Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных транспортных средств и может быть использовано в учебных заведениях при подготовке механиков-водителей. Известен тренажер для обучения вождению гусеничных машин, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроектор, зеркало, просветный экран 1. Однако в этом тренажере при осуществлении поворотов не имитируется появление на экране новых участков дороги, не видимых ранее, а также отсутствует обратная связь между обучаемым и вопроизводимой на экране дорожной обстановкой, что ограничивает его функциональные возможности. Целью изобретения является повышение достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах. Поставленная цель достигается тем, что тренажер для обучения вождению гусеничных машин, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроектор, зеркало, просветный экран, снабжен установленной между кинопроектором и просветным экраном рамкой с приводом ее перемещения, блок управления которого содержит мостовую схему сравнения, в плечи которой включены фотодиод и переменные резисторы, связанные с датчи ками контроля положения транспортного средства, а в диагонали - поляризованное реле, контакты которого включены в цепь питания обмоток электродвигателя привода перемещения рамки, при этом на кинопленку нанесена оптическая топограмма кривизны трассы. На фиг. 1 схематически изображен тренажер для обучения воздению гусеничных машин; на фиг. 2 - электрическая схема привода перемещения рамки. Тренажер содержит макет 1 кабины с рычагами и датчиками 2 контроля положения транспортного средства, кинопроектор 3, зеркало 4 и просветный экран 5, между которыми расположена рамка 6 с приводом 7 ее перемещения. Привод 7 перемещения рамки 6 содержит двигатель 8 и блок управления, мостоваЯ схема которого включает в плечи фотодиод 9 и переменные резисторы 10-13, а в диагонали этого моста включены поляризованное реле 14 с контактом 14.1 и реле 15 и 16 с контактами 15.1, 15.2 и 16.1, 16.2 в цепи питания двигателей. В кинопроекторе установлена кинолента с нанесенной на месте звуковой дорожки оптической топограммой в виде прозрачной полосы, ширина которой выбирается для кажДОИ конкретно заданной кривизны трассы учебного кинофильма. Тренажер для обучения вождению гусеничных машин работает следующим обраОбучаемый, находящийся на тренажере, в соответствии с дорожной обстановкой, за которой наблюдает по экрану, выбирает скорость движения машины путем изменения скорости проецирования фильма. Имитация изменения визуальной обстановки на поворотах в движении осуществляется перемещением рамки 6 кадрового окна в зависимости от положения рычагов механизмов поворота и кривизны трассы учебного кинофильма. Сопротивление фотодиода 9 является функцией его освещенности, которая в свою очередь зависит от ширины оптической топограммы. При ширине топограммы, соответствующей прямому участку трассы, резисторами 10, 11 мост сбалансирован, ток в диагонали моста отсутствует и якорь поляризованного реле 14 находится в среднем (нейтральном) положении, не соприкасаясь ни одним из контактов. При наличии поворота трассы учебного кинофильма изменяется ширина оптической топограммы, а следовательно, освещенность и сопротивление фотодиода 9, мостовая схема разбалансируется, и в диагонали моста через обмотку поляризованного реле 14 потечет ток, направление которого определяется значением сопротивления фотодиода 9. В зависимости от направления тока якорь поляризованного реле 14 отклоняется и, замыкая соответственно правый или левый контакт, включает реле 15 или 16, контактами которых 15.1, 15.2 и 16.1, 16.2 замыкается цепь питания двигателя 8 электропривода. Рамка 6 смещается в сторону, протиповоложную повороту трассы учебного кинофильма, имитируя съезд с трассы, так как на экране 5 закрывается рамкой 6 кадрового окна часть изображения трассы с одной стороны экрана 5, а с другой стороны появляется часть изображения трассы, не видимая ранее. При воздействии обучаемым на правый или левый рычаг механизма поворота изменяется соответственно величина сопротивления резистора 13 или 12, компенсируя изменение сопротивления фотодиода 9, мост остается сбалансированным, а кадровое окно - неподвижным, имитируя осуществление поворота в соответствии с трассой учебного кинофильма. Использование новых элементов в кинотренажере позволит расщирить его функциональные возможности, необходимые для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков управлеНИИ гусеничной машиной, соответствующих по своей психологической структуре реальным навыкам, обеспечивает при этом экономию моторесурса и примерно в 2 раза снижает общие затраты на подготовку механиков-водителей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер для обучения вождению гусеничных машин | 1986 |
|
SU1345236A1 |
Тренажер для обучения вождению гусеничных машин | 1987 |
|
SU1517056A1 |
ТРЕНАЖЕР ВОЖДЕНИЯ | 1998 |
|
RU2150753C1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1980 |
|
SU930339A1 |
УНИФИЦИРОВАННЫЙ КИНОТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ТАНКА | 2001 |
|
RU2189081C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542694C1 |
Тренажер гусеничной машины | 1987 |
|
SU1471211A1 |
Тренажер для обучения водителей транспортных средств | 1985 |
|
SU1257694A1 |
Тренажер для обучения водителей транспортного средства | 1983 |
|
SU1088056A1 |
Тренажер для водителя гусеничных машин | 1980 |
|
SU909673A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроек рГ-: - ,- П Li-- -- -- --. - . - - lu. ::;. .5 T -u:--.-- . : БЙЙЛМаТН А тор, зеркало, просветный экран, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах, он снабжен установленной между кинопроектором и просветным экраном рамкой с приводом ее перемещения, блок управления которого содержит мостовую схему сравнения, в плечи которой включены фотодиод и переменные резисторы, связанные с датчиками контроля положения транспортного средства, а в диагонали - реле, контакть которых включены в цепь питания обмоток электродвигателя привода перемещения рамки, при этом на кинопленку нанесена оптическая топограмма кривизны трассы. О) Oi 4 Oi
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Илларионов В | |||
А | |||
Технические средства обучения водителей | |||
М., ДОСААФ, 1979, с | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-06-30—Публикация
1983-05-10—Подача