Линейный индукторный электродвигатель Советский патент 1986 года по МПК H02K41/03 

Описание патента на изобретение SU1226578A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции линейного индукторного электродвигателя, используемого для тяги и подъема экипажа транспортных средств на магнитном подвесе.

Целью изобретения является уменьшение потребляемой энергии и повышение надежности путем обеспечения возможности бесконтактной стабилизации воздушного зазора.

На фиг. 1 изображен электродвигатель, поперечное сечение; на фиг. 2 - то же, продольный разрез; на фиг. 3 - то же, с изображением потоков обмотки возбуждения и якорной обмотки; на фиг. 4 изображен магнитопровод первичной части; на фиг. 5- вторичная часть электродвигателя.

Линейный индукторный двигатель (ЛИД), его первичная часть, состоит из Ш-образного магнитопровода с боковыми стержнями 1 и 2 и с центральным стержнем, выполненным из двух установленных один за другим сердечников 3 и 4, контактирующих с полюсной частью 5, несущей якорную обмотку 6. Шихтованная полюсная часть 5 крепится к сердечникам 3 и 4 с помош,ью призм 7. Обмотка возбуждения выполнена из четырех катушек, две из которых 8 и 9, размещены на боковых стержнях Ш-образного магнитопровода, а две другие - 10 и 11 - на сердечниках 3 и 4.

Вторичная ферромагнитная часть 12 ЛИД выполнена в виде полосы, имеющей по продольной оси окна, длина и расстояние между которыми равны полюсному делению якорной обмотки, а ширина равна расстоянию между боковыми стержнями 1 и 2.

Для уменьшения массы подвижной части в ярме Ш-образного магнитопровода по обе стороны от сердечников 3 и 4 выполнены вырезы (фиг. 4).

Двигатель работает следующим образом.

При подключении обмоток возбуждения и якорных обмоток к источникам питания возникает поток возбуждения Ф,, замыкающийся в поперечном направлении, и поток якоря Ф я, замыкающийся в продольном направлении, что приводит к перемещению первичной части. Основные катущки 10 и 11 обмотки возбуждения, кроме своих основных функций (участие в создании усилий тяги и подъема), обеспечивают продольную стабилизацию по крену, для чего они имеют независимое управление, а дополнительные катущки 8 и 9 обмотки возбуждения используются для поперечной стабилизации по крену. Электромагнитное подвешивание экипажей эффективно лишь при сравнительно малых зазорах 10-20 мм между первичной и вторичной частью, при этом обеспечение надежной стабилизации ЛИД по крену является решающим фактором, определяю щим работоспособность данной транспортной системы.

Поскольку магнитопровод вторичной части предлагаемого ЛИД имеет непрерывное исполнение под боковыми полюсами ЛИД, проблема контроля и стабилизации воздуш- ного зазора, являющаяся одной из основных при использовании известных ЛИД в качестве тягово-подъемных модулей, в данном случае отсутствует или по крайней мере сводится к известным решениям задачи стабилизации воздушного зазора транспорта на

магнитном подвесе.

Преимуществом предлагаемой конструкции ЛИД является уменьщение магнитного потока выпучивания при вхождении его во вторичную часть, что присуще магнитным системам с магнитопроводами конечных

размеров. В данном случае,часть магнитного потока выпучивания над боковыми полюсами первичной части в связи с непрерывностью в этом месте вторичной части уменьшается в р раз по сравнению с той же составляющей

магнитного потока ЛИД с прерывистой вторичной частью, где р - количество пар полюсов якоря.

Уменьщение потока выпучивания позволяет уменьшить МДС обмотки возбуждения и тем самым уменьшить потребляемую

электроэнергию.

Формула изобретения

1. Линейный индукторный электродвигатель, содержащий первичную часть в виде несущего обмотку возбуждения Ш-образного магнитопровода, включающего ярмо, центральный стержень с якорной обмоткой, уложенной в пазы полюсной части, боковые стержни и вторичную ферромагнитную часть, отличающийся тем, что, с целью уменьщения потребляемой энергии и повышения надежности путем обеспечения возможности бесконтактной стабилизации воздушного зазора, центральный стержень выполнен из двух сердечников, установленных один за другим в продольном направлении и контактирующих с полюсной частью, обмотка возбуждения выполнена из четырех катушек, две из которых размещены на боковых стержнях Ш-образного магнитопровода, а две другие-

на сердечниках центрального стержня, при этом вторичная часть имеет вид полосы с выполненными по продольной оси окнами, длина и расстояние между которыми равны полюсному делению якорной обмотки, а щирина равна расстоянию между боковыми стерж

нями.

2. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения массы первичной части, в ярме Ш-образного маг- нитопровода по обе стороны от сердечников центрального стержня выполнены вырезы.

W

5 /2

11 В

I

Сриг.2

Похожие патенты SU1226578A1

название год авторы номер документа
Линейный электродвигатель 1977
  • Баранов Евгений Николаевич
SU693514A1
Вторичный элемент линейного индукторного электродвигателя 1987
  • Славинский Иван Людвигович
  • Попков Владимир Сергеевич
SU1515279A1
Линейный синхронный электродвигатель 1983
  • Бочаров Василий Иванович
  • Козорезов Михаил Александрович
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Куприанов Юрий Владимирович
  • Лиховидов Константин Леонидович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Реднов Федор Александрович
SU1169099A1
Синхронный бесконтактный генератор 1973
  • Паластин Леонид Михайлович
SU575735A1
Линейный индукторный электродвигатель 1988
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Лиховидов Константин Леонидович
SU1584043A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ 2004
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2319279C2
Линейный электрический двигатель 1986
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Рымша Виталий Викторович
SU1396214A1
ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1986
  • Серебряков В.И.
  • Морозова О.И.
  • Ламбрианов Л.Ф.
SU1371370A1
Электродвигатель постоянного тока 1986
  • Олешкевич Марк Михайлович
  • Шафранский Валентин Иванович
SU1494153A1
Сверхпроводниковая индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением 2018
  • Ковалев Константин Львович
  • Ильясов Роман Ильдусович
  • Дежин Дмитрий Сергеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Ларионов Анатолий Евгеньевич
RU2696090C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 226 578 A1

Реферат патента 1986 года Линейный индукторный электродвигатель

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на уменьшение потребляемой энергии и повышение надежности путем бесконтактной стабилизации вoздyuJнoгo зазора линейного электродвигателя, используемого д.ля тяги и подъема экипажа транспортных средств на магнитном подвесе. Первичная часть двигателя состоит из Ш-образного магнитонровода с боковыми стержнями 1 и 2 и центральны.м стержнем, выполненным из двух установленных один за другим сердечников, контактируюш,их с полюсной частью, несущей якорную обмотку. Обмотка возбуждения выполнена из четырех катушек, две из которых размеш,ены на боковых стержнях, а две другие - на сердечниках центрального стержня. Вторичная ферромагнитная часть двигателя выполнена в виде полосы, имеющей окна, длина и расстояние между которыми равны полюсному делению якорной обмотки, а ширина равна расстоянию между боковыми стержнями. Непрерывное исполнение магнитопрово- да вторичной части под боковыми полюсами дало возможность получения бесконтактной стабилизации воздушного зазора, а уменьшение магнитного потока выпучивания привело к уменьшению потребляемой мощности. 1 3. п. ф-лы, 5 ил. S (Л to О5 СП 00

Формула изобретения SU 1 226 578 A1

Ю

Ус1ш тяги

. 5

//,

(Риг. 4

CPU2.5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1226578A1

Линейный синхронный электродвигатель 1976
  • Шевченко Василий Иванович
  • Спринчук Андрей Ефимович
  • Гутыря Александр Николаевич
  • Фищук Виталий Степанович
  • Григоренко Владимир Изотович
  • Петровский Виктор Павлович
SU626473A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Bochlin М
J., Eastham I
F
Characteristics of а heteropolar linear synchronous machine with passive secondary.-Elec
Rower Appl., 1979, 2, № 6, 213-218.

SU 1 226 578 A1

Авторы

Шинкаренко Василий Федорович

Попков Владимир Сергеевич

Славинский Иван Людвигович

Побережский Леонид Петрович

Даты

1986-04-23Публикация

1984-09-12Подача