Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в нро- изводетве стержней обмоток крупных электрических машин.
Цель изобретения - повьпнение производительности труда и снижение материалоемкости нри одновременной формовке, онрес- совке и занечке пазовой и . sodoBijix частей стержней обмоток в одном гнбочном Hia6- лоне.
На фиг. 1 приведена схема гибочного шаблона для формовки, занечки назовой и лобовых частей стержня, обниш вид; на фиг. 2 - схема контроля на отсутствие замыканий мо;-|;д проводниками стержней; на фиг. 3 - пнд . Х на фиг. 2; на фиг. 4 -- схема контроля для случая, когда между контролируемыми проводниками в зоне назовой и лобовых частей замыкание отсутствует, но проводники замкнуты между собой в точке (/ на конне стержня; на фиг. 5 ехема контроля для случая, когда между контролируемыми нроводниками в зоне пазовой и лобовых частей, а также на конце стержня замыкания отсутствуют; на ()иг. 6 то же, для с.лучая, когда между контролируемыми проводниками в зоие назовой и лобовых частей имеется зам1зн апие в точке е и н;; конце стержня в точке / ; на фи1 . 7 то же, когда между контро.пируемыми )водника- ми в зоне назовой и лобовых частеГ имеется замыкание, в точке к, а на конце стержня замыкание отсутствует; на фиг. 8 то же, когда между контролируемыми нроводниками в зоне назовой и лобовых частей имеются замыкания в точке п и на конне стержня в точке 0; на фиг. 9 - схема контроля для случая, когда между контролируемыми проводниками в зоне назовой и лобовых частей имеются за.мыкания в точках р и rt, а на конце стержня замыкание отсутствует.
Способ осун1ествляют следующим образом.
Подготовку к онрессовке лобовых частей совмещают с подготовкой к онрессовке пазовой части, при этом на одной из лобовых частей стержня оставляют непромазанный клеящим лаком участок размером 50 -80 мм, находящийся непосредственно за зачищенными концами проводников. Полностью ncx i- готовленный стержень 1 укладывают между нагревательными и нрессуюн1ими элементами 2 гибочного Hia6;iOHa (фи1 1), формуют, опреесовывают и запекают одновременно пазовую и лобовые части. Контроль замыканий проводников выполняют носле занечки пазовой и лобовых частей и выемки стержня из гибочного 1пабло11а. Изоляционный промежуток между зачин1,еннымн участками проводников создают с помощью изоляционной гребенки 3 на Toii „юбовой части, где уменыпена длина нромазки клеян1им лаком. Индикацию наличия за 11 1каний между нроводниками ос чцествляют индукционным -;
0
5
0
5
0
0
5
0
5
датчиками 4 и 5. Нанряжение от источника 6 питания подается к контролируемым проводникам стержня 1 через нриеоедини- гельные провода и П1уны 7 и 8 (фиг. 2-4).
Контроль за наличием контакта между щупами 7 и 8 и проводниками стержня 1 осуществляют по свечению сигнальной лампочки 9 (фиг. 3). Сигнальная лампочка 9 должна во всех случаях светиться слабо или ярко, так как она включена во вторичную пень импульсного трансформатора, встроенного в щуп 8.
Первичной обмоткой импульсного трансформатора является присоединительный провод, проходящий через щуп 8. Импульсный трансформатор реагирует на распределенную емкость, существующую между изолированными проводниками стержня 1. При наличии контакта между HiyriaMH 7 и 8 и нроводниками стержня 1 и отсутствии замыкания между проводниками стержня 1 ламночка 9 светится слабо. При наличии контакта между Н1,унами 7 и 8 и проводниками стерж- замыкания между провод- 1 ламночка 9 еветится ярня 1 и наличии никами стержня ко.
Сигна.чы от и 5 иост па1от
индукционных датчиков 4 в блок 10 сравнения, на котором установлена сигнальная лампочка 11, си| нализирующая о наличии (отсутствии) замыкания между проводниками в зоне пазовой и лобовых частей стержня (фиг. 2 и 3). Возможны несколько случаев наличия (отсутствия) замыканий между нроводниками стержня; в зоне пазовой и лобовых частей замыкание отсутствует,однако контролируемые проводники замкнуты на конце стержня (фиг. 4); в зоне назовой и лобовых частей и на Koime стержня замыкание отсутствует (фиг. 5); в зоне пазовой и лобовых частей и на конце стержня контролируемые проводники имеют замыкания (фиг. 6); в зоне назовой и лобовых частей контролируемые цровод|шки имеют замыкание, на конце стержня проводники не замкнуты (фи1 . 7); в зоне пазовой и лобовых частей контролируемые проводники имеют более одного замыкания, кроме того проводники замкнуты на конце стержня (фиг. 8); в зоне назовой и лобовых частей контролируемые нро- водники имеют более одного замыкания, а на конце стержня проводники не замкнуты (фиг. 9).
В пер1И)м случае (фиг. 4) путь прохождения тока короткого замыкания следующий; источник 6 импульсного напряжения - HiyH 8 -- первый проводник 12 точки замыкания d, 15торой нроводник 13 - шун 14 источник 6 импульсного напряжения. Л1агнит- ное п(Х1е, создающееся вокруг проводников 12 и 13, фи;лсируется датчиком 4, а вокруг соединительных нроводов -- датчиком 5. Сигналы от датчиков 4 и 5 с двух сторон ностунают к б. юку 10 сравнения, сигнальная ламночка 1 которого в данном случае
не светится, что указывает на отсутствие замыкания в зоне б стержня (фиг. 2). Во втором случае (фиг. 5) лампочка 11 также не светится, что указывает на отсутствие замыкания в зоне б стержня (фиг. 2), так как сигналы от датчиков 4 и 5 не поступают в блок 10 сравнения. В третьем случае (фиг. 6) лампочка 11 светится, что указывает на наличие замыкания между проводниками 12 и 13 в зоне б стержня (фиг. 2). Свечение лампочки 11 объясняется тем, что ток короткого замыкания не доходит до д.тчика 4, следовательно на блок 10 сравнения сигнал поступает только от датчика 5. Поиск места расположения замыкания заключается в том, что датчик 4 перемещают вдоль стержня с позиции I на позицию II. В момент пересечения точки замыкания е датчик 4 фиксирует наличие магнитного поля вокруг замкнутых проводников 12 и 13 и подает сигнал на блок 10 сравнения, в результате чего лампочка 11 гаснет, отмечают мес- то расположения замыкания и устраняют, повторно устанавливая датчик на позицию I и если лампочка 11 не горит (фиг. 4), то замыкание устранено качественно.
В четвертом случае (фиг. 7) установление наличия замыкания и его устранение ана- логично третьему случаю. В пятом случае (фиг. 8) поиск месторасположения замыканий заключается в следующем: датчик 4 перемещают вдоль стержня с позиции I на позицию II, в момент пересечения точки замыкания т датчик фиксирует наличие магнитного поля вокруг замкнутых проводников 12 и 13 и подает сигнал на блок 10 сравнения, в результате чего лампочка 11 гаснет, отмечают место расположения замыкания и устраняют его, и датчик 4 перемещают с позиции II на позицию III, после пересечения второй точки замыкания п, за которой магнитное поле исчезает и датчик 4 не подает сигнал на блок 10 сравнения, лампочка 11 вновь загорается, отмечают место располо- жения и устраняют замыкание. После устранения замыкания в точке п датчик 4 с позиции /// перемещают на позицию /, при этом сигнальная лампочка 11 не должна светиться. В щестом случае (фиг. 9) установление на
5
г О 0
5
0
личия замыкания и устранение его аналогично пятому случаю.
После контроля замыканий изоляционную гребенку 3 (фиг. 2) удаляют с конца стержня, проводники в зоне е (фиг. 2) сближают вплотную друг к другу, промазывают клеящим лаком и накладывают изоляционную ленту.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет снизить материалоемкость и трудоемкость за счет сокращения количества операций технологического процесса изготовления стержней.
Формула изобретения
Способ изготовления стержней обмоток электрических мащин, заключающийся в плетении стержня, промазке клеящим „таком, формовке, опрессовке и запечке пазовой и лобовых частей с по.мо1цью 1 ибочного паб- лона, при котором осуществляют контроль на наличие замыканий между соседними проводниками и поиск их места расположения, отличающийся те.м, что, с целью повышения производительности труда и снижения материалоемкости при одновременной формовке, опрессовке и запечке пазовой и /юбовых частей стержней обмоток в одном гибочном шаблоне, во время запечки участок от одного из концов стержня до места сопряжения лобовой части с головкой остав;1яют незанеченным, вынимают стержень лз гибочного шаблона, разводят проводп.ики на указанном участке, устанавлиЕ яют пзо.иииюн- ную гребенку и производят контро/п, нп ii;b личие замыканий и поиск их места расположения, при этом каждую па)у проводников поочередно с помощью соедпнительн1)1х проводов нодк.иочают к источник} П1тання, устанавливают два индукционных датчика, соединенных с блоком сравнения, один с охватом соединительных проводов, а гой - на противоположном конце стержня с возможностью неремсн1ения вд()Л1 него, при наличии замыканий их устраняют, снимают изоляционную гребенку, юзведсн- ные проводники сближают вплотн ю .чруг к другу, промазывают клеящнм лаком и уплотняют изоляционной , 1ентой.
1 3
Изобретение относится к способу изготовления стержней обмоток электрических машин. Целью изобретения является повышение производительности труда и снижение трудоемкости при одновременной формовке, опрессовке и запечке пазовой и лобовой частей стержня (С) в одном гибочном шаблоне. После сплетения С, промазки клеящим лаком формовку, опрессовку и запечку пазовой и лобовых частей проводят одновременно. Во время запечки участок от одного из концов С до места сопряжения лобовой части с головкой оставляют незапеченным. Вынимают С из шаблона, разводят проводники на незапеченном участке, устанавливают изоляционную гребенку и пропзводят контроль на наличие замыканий п поиск их места расположения двумя пндукционпымп датчиками. Один датчик устанавливают с охватом соединительных проводов, подк.пючаю- щих каждую пару проводников С к источнику питания, а другоГ| на противоположном конце С с возможностью перемещения вдоль него. Сигнал III от датчиков поступают в блок сравнения, соединенно1О с ними, и лампочка сигна.чизирует о наличпп и. ш отсутствии замыкания между нроводнпками в пазовой и лобовых частях С. После контроля и устранения замыканий изоляционную гребенку снимают, разведенные проводники сближают, промазывают лаком и уп,чотняют изоляционной ленто11. 9 ii.i. Ф сл ГчЭ оо 4 СО Ю о
(pL/e. 4
5 8 Э
12
(pus. 5
5 8 16
тт /2 75 J.
.е /
П 10
п
10
фиг. 1
фиг.8
f.//
/2 Ш
ri Л
V
/j
..9
Труды Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института технологии электромашинно- и аппа- ратостроения | |||
Вып | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Технология крупного электромашиностроения | |||
Т | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Л.: Энергия, 1981, с | |||
Прялка для изготовления крученой нити | 1920 |
|
SU112A1 |
Авторы
Даты
1986-05-30—Публикация
1984-02-29—Подача