Изобретение относится к электромашиностроению, более, конкретно к конструкции ротора электрической машины.
Известен ротор электрической машины, содержапдп остов с валом, обод,
собранный из отдельных плоских колец скреплен№1х межд,у собой в цилиндр с помощью шпилек, и закрепленные на ободе полюса.
Недостатком такого ротора является ограниченность его размеров транспортными габаритами, что резко снижает область его применения,
Указанньш недостаток устраняется выполнением обода из отдельньк сегментов тонколистовой стали, собираемых в кольцо послойно вперекрой (стыки между сегментами в смежных слоях не совпадают) и стянутых шпиль ками,
,Ободы мощных электрических машин, например гидрогенераторов, могут .иметь диаметр более 10 и, а их вес .составляет сотни тонн.
Радиальное сечение такого обода ротора значительно превосходит сечение., требуемое по условиям магнитной загрузки, и определяется механическими нагрузками,
Снижение веса обода достигается постоянным совершенствованием качества тонколистовых сталей, повьшением их прочностных характеристик.
Однако дальнейшее снижение сечени ободов ограничивается возможностями существующей конструкции с
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является ротор электрической машины, содерлсащий остов с надставкой вала и цилиндрический обод, состоящий из отдельных сегментов, шихтованных вперекрой, и имеющий пазы на внутренней поверхности для крепления на остове ротора и пазы на наружной поверхности для крепления полюсов или обмотки.
Недостатком известного ротора явлется наличие , стягивающих сегменты, что по условиям прочности увеличивает размеры обода и его вес, а следовательно, и расход высококачественной стали. Отверстия под стяжные шпильки зан:нмают весьма значительную часть сечения обода.
Шпильками ослабляется живое сечение обода, они соз.г1 1ют дополнительную механическую нагрузку на обод.
,
10
,
1246248 .-2
Для обеспечения необходимой прочности из-за ослабления сечения обода отверстиями под шпильки приходится резко увеличивать его ширину , 5 Целью изобретения является увеличение прочности обода при заданных габаритах или снижение металлоемкости при заданной прочности.
Поставленная цель достигается тем, что в роторе электрической маши
остов и цилиндрический обод, состоящий из шихтованных вперекрой отдельных сегментов, имеюш;их пазы на внутренней поверхности для крепления на остове и пазы на наружной поверхности Д.ЛЯ крепления системы возбуясдения, сегменты вьгпоянены с выступами и впадинами, посредством которых сопрягаются между собой сегменты соседних слоев, причем сегменты по наруткной и внутренней поверхностям связаны между собой, например, с помощью приваренных планок, установленных в пазах.
На ф Иг, 1 показан обод ротора электрической машины, вид с торца; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1, в случае выполнения сегмента с выступами, расположенными в одну сторону; на фиг. 3 - то же, в случае выполнения сегмента с выступами, расположен й1ми в противоположные стороны; на фиг. 4 - схема сборки обода ротора, в случае использования сегмента на фиг. 2; на фиг„ 5 - то же, в случае использования сегмента на фиг. 3.
Ротор электрической машины содержит сегменты 1, имеющие пазы 2 для крепления по.пюсов с обмоткой (системы возб уждения) и пазы 3 для крепления- обода к острову. Крепящие планки 4 установлены в пазах и приварены к сегментам. Сегменты 1 выполнены с выступами 5 и впадинами 6 и могут иметь выступы и впадины с двух
сторон в чередующемся порядке, С помощью выступов 5 и впадин 6 организована связ,ь мезкду отдельными сегментами 1 при сборке шихтованного обода вместо применения шпилек с сохранением живого сечения.
Ес.пи диаметр основания конуса (впад.ины) б выбрать равным 6-8 толщины сегмента, то толщина стенки в сечении конуса при штамповке практически не. изменит своей первоначальной толщины.
3 .
Конические образования выступов и впадин в сегментах штампуются таким образом, чтобы при сборке обода ротора послойно вперекрой выступы последующего слоя совпадали с впади нами предьщуБ1его.
После сборки обода он обычно пресуется, В состоянии запрессовки в холостые пазы 3 на внутренней поверности обода, служащие для связи обо да с остовом ротора, а также в таки же прямоугольные пазы, отштампованные по наружной поверхности обода, заложены планки 4 и сварены с сегметами обода для обеспечения его моно литности. Таким образом достигается бесшпилечная конструкция обода ротора мощной электрической машины, обеспечивающей эффективную работу живого сечения обода.
Еще лучший результат можно получить, если выступы 5 и впадины 6 будут образовываться в процессе точной прокатки листов для сегмен- тов. В этом случае может гарантиро- ваться отсутствие остаточных местных напряжений.
Предлагаемое устройство реализуется двумя вариантами исполнения (фиг. 4 и 5).
В первом случае обод ротора собирается из сегментов (фиг. 2), в к
торых выступы расположены в одну сторону.
Во втором случае обод ротора собирается из сегментов (фиг. 3), в которых выступы расположены в противоположные стороны в чередующемся порядк
При вращении ротора возникают значительные нагрузки, создающие растягивающие и вибрационные напряжения на ободе.- Указанные напряжения стремятся сдвинуть сегменты в радиальном направлении.
В известных конструкциях ободов для связи сегментов служат шпильки, но отверстия под шпильки ослабляют сечение обода и для сохранения необходимой прочности заставляют значительно увеличивать его размеры.
Согласно изобретению выштампован- ные выступы и углубления взаимно фиксируются и тем самьм исключают смещение сегментов в радиальном и тангенциальном направлениях.
Использование изобретения позволить повысить прочность обода или при заданной прочности сократить значительно размеры обода, что приведет к экономии высококачественной стали,
На одну машину экономия стали составляет в зависимости от типа машины 1015% веса обода ротора, т.е. 50- 80 т высококачественной стали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАГНИТОПРОВОД ЯВНОПОЛЮСНОГО ИНДУКТОРА | 1991 |
|
RU2046498C1 |
Шихтованный обод ротора крупной электрической синхронной машины | 1961 |
|
SU141204A1 |
Ротор вертикальной электрической машины | 1981 |
|
SU964862A1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU943992A1 |
ВПТБ | 1973 |
|
SU406269A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2131637C1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1617537A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1980 |
|
SU943991A1 |
КОЛЬЦЕВОЙ ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1995 |
|
RU2088019C1 |
Фиг.2
Л Л
Ф1Аг.З
Фы&М
ВНИИГШ Заказ 4014/49 Тираж 631
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
.5
Подписное
Абрамов И.А., Иванов-Смоленский А.В | |||
Проектирование гидрогенераторов и синхронных компенсаторов | |||
М.: Высшая школа, 1978, с | |||
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь | 1921 |
|
SU36A1 |
Домбровский В.В | |||
и др | |||
Проектирование гидрогенераторов | |||
М.-Л.: Энергия, 1965, ч | |||
I, с | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
II, с | |||
Приспособление, увеличивающее число оборотов движущихся колес паровоза | 1919 |
|
SU146A1 |
Авторы
Даты
1986-07-23—Публикация
1981-02-13—Подача