Изобретение относится к нанесению твердосмазочных покрытий на поверхности трения, например в подшипниках, зубчатых передачах и других узлах трения.
Известен способ нанесения антифрикционных медных покрытий путем натирания в среде глицерина, который используется для повышения износостойкости деталей.
Однако известные покрытия не являются достаточно долговечными.
Наиболее близок к изобретению способ нанесения твердосмазочных покрытий, преимущественно из дисульфида молибдена, на поверхности трения, включающий последовательное нанесение подслоя металла, например галлия кадмия, свинца и др., и слоя дисуль- фида молибдена,
Однако и данньй способ не обеспечивает достаточной долгойечности твер досмазочного покрытия.
Целью изобретения является повьша ние долговечности покрытий, а также снижение коэффициента трения. ; Поставленная цель достигается тем, что в отличие от известного способа нанесения твердосмазочных покрытий, преимущественно дисульфида молибдена, на поверхности трения, включающего последовательное нанесение слоя металла и слоя дисульфи- да молибдена, в качестве подслоя металла наносят медь или ее сплавы натиранием в среде глицерина в режиме избирательного переноса, причем перед нанесением дисульфида мо- либдена дополнительно наносят слой галлиА.
При осуществлении способа покрытия из дисульфида молибдена наносят по подслою меди или ее сплава, кото- рый получают путем натирания в активной жидкой среде - глицерине в режиме избирательного переноса. Полученный подслой обладает высокой пористостью и химической активностью имеет повышенную подвижность дислокаций и не имеет на поверхности окисных пленок. Наносимое затем покрытие из дисульфида молибдена имеет повышенную адгезию к подслою и хорошо заполняет поры в подложке, что обеспечивает повышение его долговечности и снижение коэффициента трения.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример I. На рабочую поверхность стгшьного образца наносят подслой меди путем натирания поверхности бруском (инструментом) из бронзы Бр А)1{-9-4 в среде глицерина в режиме при удельной нагрузке 6 кгс/см и скорости скольжения 0,7 м/с в течение 1 ч.
После получения медной пленки на поверхности стального образца ее промывают в спирте и натирают дисульфидом молибдена. Второй образец пары также натирают слоем дисульфида молибдена, после чего об
разцы помещают в установку торцовогр трения УТИБ и используют при нагрузке 3,5 кгс/см, скорости скольжения 1 м/с и коэффициенте взаимного перекрытия 0,4.
Путь трения при указанных условиях составил 7,2 км при коэффициенте трения 0,173 и плавном перемещении образцов, после чего перемещение образцов стало скачкообразным, а коэф|)ициент трения повысился до 6,239, что свидетельствует о разрушении покрытия, разделяющего трущиеся поверхности образцов.
П р и м е р 2, На рабочую поверхКость стального образца наносят подслой меди путем натирания этой поверхности инструментом из бронзы Бр АЖ- -9-4 в среде глицерина в соответствии с примером 1, после чего поверхность
промывают спиртом и затем наносят слой галлия натиранием замшей или льняной тканью. По слою галлия наносят слой дисульфида молибдена в условиях примера 1, Второй образец пары
также цатирают дисульфидом молибдена, после чего образцы подвергают испытанию как в примере 1. .
Путь трения на образце, обработанном в указанных условиях, составил
8,4 км при коэффициенте трения 0,170 и плавном перемещении, после чего покрытие подвергалось разрушению, о чем свидетельствует скачкообразный характер перемещения образцов и увеличение коэффициента трения до 0,34.
Сравнительные данные свойств пок- |рытий на стальных образцах, получен- . ных в соответствии с примерами 1 и 2, представлены в таблице.
Как видно из данных таблицы, предложенный способ позволяет получать покрытия, обладающие повьпвенной долговечностью и более низким коэффи-
3 . 1247АЗО трения по сравнению с извест
ти ше и об 5 ко хо
Подслой меди, полученный в условиях избирательного переноса в среде глицерина за счет высокой пористосУсловия нанесения покрытия
Покрытие, полученное в соответствии с примером 1 (слой меди, нанесенный в режиме избирательного переноса, и затем слой дисульфида молибдена)
Покрытие, полученное в соотве тст- вии с примером 2 (слой меди, слой галлия, слой дисульфида молибдена
Покрытие, содержащее слой галлия,
а затем слой дисульфида молибдена
прототип
Покрытие дисульфидом молибдена
Редактор М.Келемеш
Составитель Е.Кубасова Техред г.Гербер
Заказ 4082/27Тираж 878Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
ло делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
7АЗО
ти, отсутствия окисных пленок, повышенной фактической площади контакта и высокой каталитической активности обеспечивает более высокую долговеч- 5 кость твердосмазочных покрытий, находящих применение в машиностроении.
Условия испытаний
Путь трения , км
. Коэффициент трения
Корректор Г.Решетник
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ нанесения твердосмазочныхпОКРыТий (ЕгО ВАРиАНТы) | 1979 |
|
SU834247A1 |
Способ получения антифрикционныхпОКРыТий | 1979 |
|
SU831862A1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ | 1995 |
|
RU2100478C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ | 1996 |
|
RU2110609C1 |
СПОСОБ АНТИФРИКЦИОННО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2007 |
|
RU2355555C2 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ УЗЛА ТРЕНИЯ ДЛЯ ПРИДАНИЯ ЕЙ ИЗНОСОСТОЙКИХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ | 2006 |
|
RU2319790C1 |
Устройство для нанесения твердосмазочных покрытий на внутреннюю цилиндрическую поверхность втулки | 2023 |
|
RU2823556C1 |
ВКЛАДЫШ РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА | 1999 |
|
RU2162174C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩЕГО ТВЕРДОСМАЗОЧНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА КИНЕМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТНЫЕ ПАРЫ ИЗ МЕДНЫХ СПЛАВОВ | 2021 |
|
RU2767922C1 |
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей | 1985 |
|
SU1313654A1 |
Гаркунов Д | |||
Н | |||
и др | |||
Избирательный перенос в узлах трения | |||
М.: Транспорт, 1969, с.77 | |||
Гоголев А.Я.Повышеиие износостойкости металлообрабатывающего инструмента нанесением антифрикционных покрытий | |||
М | |||
НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1971, № 2, с.44. |
Авторы
Даты
1986-07-30—Публикация
1979-03-29—Подача