(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ нанесения твердосмазочныхпОКРыТий (ЕгО ВАРиАНТы) | 1979 |
|
SU834247A1 |
Способ нанесения твердосмазочных покрытий | 1979 |
|
SU1247430A1 |
Твердая смазка и способ ее получения | 1980 |
|
SU891761A1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ | 1995 |
|
RU2100478C1 |
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей | 1985 |
|
SU1313654A1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПРИ ПОВЕРХНОСТНОМ ПЛАСТИЧЕСКОМ ДЕФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2000 |
|
RU2185270C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ИЗДЕЛИЕ ИЗ МЕТАЛЛА ИЛИ СПЛАВА | 2008 |
|
RU2392351C2 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2211260C1 |
СПОСОБ И СОСТАВ ЭЛЕКТРОЛИТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ | 2001 |
|
RU2198249C2 |
ВКЛАДЫШ РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА | 1999 |
|
RU2162174C2 |
Изобретение относится к получен антифрикционных покрытий на трущих ся поверхностях путем натирания по верхности твердой смазкой. Известен способ нанесения тверд смазки на металлические поверхност путем погружения в супензию твердо смазки, в частности в суспензию дисульфида молибдена П. Наиболее близким к изобретению является способ получения антифрик ционных покрь}тий путем натирания металлической поверхности твердой смазкой, например дисульфидом, диселенидом молибдена и др., причем предварительно может быть на- - „/ несен подслои легкоплавкого металла, например галлия ОднакЬ известные способы не обе печивают высокой долговечности покрытий, что обуславливается недостаточно высокой адгезией покрытия и сравнительно высоким коэффициентом трения. Цель изобретения - улучшение свойств покрытия. Поставленная цель достигается тем, что натирание металлической поверхнсоти твердой смазкой осуществляют в атмосфере аммиака. Наличие атмосферы аммиака способствует при натирании поверхности изделия твердой смазкой в результате повышения температуры в месте контакта происходит диссоциация аммиака .на атомарный азот и водород. Атомарный азот, диффундируя вглубь поверхностных слоев, образует нитриды железа и азотистый. аустенит, которые обладают повыiaeннoй прочностью 500-900 кгс/мм , т.е. происходит упрочнение поверхностного слоя. Атомарный водород в это же время восстанавливает поверхность тления от окислов. В результате этого происходит интенсивное контактирование (схватывание ) свободных от окислов поверх3ностей. трения со свободными от окис лов частицами порошка твердой смазк например дисульфида молибдена, т.е. получается поверхность трения,в полной мере удовлетворяющая правилу положительного градиент а. Создание в зоне фрикционного контакта восстановительной атмосферы обеспечивает лучшую адгезию твердого сма ночного покрытия к основной поверхности. Пример , Образцы выполняют ся из стали 45 с наружным диаметром 18 мм и внутренним - 15 , Поверхность трения обрабатываемого образца обезжиривают и промывают спиртом после чего образец помещают в камер установки трения. На поверхность образца насыпают порошок дисульфида колкбдена Камеру вакуумнруют до мм.ртс CTsj, после чего ее заполняют аммиаком к производят втирания дисульфида молибдена на поверхность трения обра батываемого образца при нагрузке 1 кгс/см и скорости скольжения натирающего элемента Q, м/с Затем образец извлекают из камеры и испытытвзлот ег на трение в атмосфере -воздуха при уде-пьном давлеьши 4 кгс/см и скорости скольжении 0,8 м/с Момент разрушения разделяющего трущиеся поверхности смазочного покрытия определяют по резкому увеличению козффициента трения и нарушению rma кости движения. Долговечность нанесенного покрытия составляет 105 мин, Б течение ..этого времеш сила трения не изменя ется, дБюкение плавное коэффициент трения равен 0,15, С целью получения сравнит ел biifcix данных проводятся испытания ,образцо нанесение твердо со смазочного покрытия на которые осуществляется по известному способу,- Образец на воздухе натирается сначала галлием , а затем дисульфдцом молибдена. Испытание на трение в условиях нормальной воздушной атмосферы осуществляется при удельном давлении 4 кгс/см- и скорости скольжения 0,8 м/с. Долговечность покрытия , нанесенного по известному способу, составляет 38 мин, коэффициент трения 0,18. Из приведенных данных видно, что способ нанесения твердой смазки по предлагаемому способу способствует увеличению срока службы твердосмазочного покрытия по сравнению с известным способом более, чем в два раза, и несколько снижает коэффициент треьшя пар, работающих с этим покрытием, не требуя при этом подслоя других металлов, что позволяет широко, использовать его в.машиностроении для получения антифрикционных покрытий. Формула изобретения Способ получения антифрикционных покрытий путем натирания металлической поверхности твердой смазкой, отличающийся тем, что, с целью улучшения свойств покрытий, процесс осуществляют в атмосфере аммиака. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе Г. Пугина Л.И. и др. Дисульфид молибдена. Киев, Наукова думка, 1968, с,20-22. 2в Повышение износостойкости ме- . таллообрабатывающего инструмента« М„-, НИИНформтяжмаш j 1971, с.44.
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-09-21—Подача