Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным гидромуфтам для передачи вращения, применяемым в угольной, химической, пищевой отраслях промышленности, строительнодорожной техники.
Цель изобретения - повышение энергоемкости, а именно увеличение удельного показателя муфты - отношение единицы передаваемой мощности к единице массы, и упрощение конструкции муфты путем оптимизации формы дебалансных элементов.
На фиг. 1 изображена схематично предохранительная гидромеханическая муфта (положение перегородки соответствует максимальному дебалансу), продольный разрез; на фиг. 2 - муфта при исходном положении перегородок в герметичных барабанах, поперечный разрез; на фиг. 3 - положение герметичных барабанов при максимальном дебалансе, соответствующем критическому моменту муфты; фиг. 4 - положение жидкости в герметичных барабанах при срабатывании муфты (например, при остановке ведомого вала).
Предохранительная гидромеханическая муфта состоит из выполненной в виде полого барабана-водила 1 планетарной зубчатой передачи, зубчатых сателлитов 2, на валах 3 которых смонтированы планетарные герметичные барабаны 4. Внутри каждого барабана 4 установлены по хорде элементы для формирования жидкостного дебаланса в виде жестко связанных с ними перегородок 5, разделяющих их полости на два отсека 6 и 7.
Отсеки 6 и 7 сообщают между собой в данном случае посредством щелевидного зазора 8 между одной из кромок перегородки 5, параллельной оси барабана 4, и внутренней, боковой поверхностью барабана 4. Зубчатые сателлиты 2 входят в зацепление с центральным колесом 9, установленным на ведомом валу 10 муфты. Водило 1 жестко соединено с ведущим валом И.
Для обеспечения муфты тяговой способностью при пуске привода под нагрузкой барабаны 4 могут снабжаться на внещней их поверхности дополнительными лопатками (не показано), взаимодействующими при переходном режиме с жидкостью, залитой в барабан-водило 1, причем эта же жидкость
обеспечивает одновременно смазку зубчатой передачи и ее подщипников. Регулируя заполнение барабанов 4 жидкостью или ее плотностью, можно использовать один типоразмер муфты для некоторого интервала
мощностей.
Предохранительная гидромеханическая муфта работает следующим образом. При сообщении вращения муфте начинают вращаться барабаны 4, и после окончательного набора частоты вращения привода, соответствующей холостому ходу, зеркало поверхности жидкости в барабанах 4 устанавливается по радиусу окружности с центром на оси вращения муфты. Перегородка 5 при этом может останавливаться в любом положении, а барабан 4 совершает лишь переносное вращение вместе с водилом 1. При нагружении ведомого вала 10 барабан 4 поворачивается (например, против часовой стрелки) и перегородка 5 занимает началь0 ное положение (фиг. 2). Повышение нагрузки, т.е. момента на валу 10 от нулевого до критического значения сопровождается поворотом барабана 4 до положения, при котором перегородка 5 принимает положение,, показанное на фиг. 3. Это положение пере городки 5 соответствует максимальному дебалансу (жидкость полностью заполняет отсек 6) и повороту барабана 4 от исходного положения на 90°.
При превышении критического момента
Q барабаны 4 поворачиваются в том же направлении, что вызывает вытекание жидкости из отсека 6 в отсек 7 - жидкостной дебаланс при этом убывает, а барабаны 4 начинают набирать обороты, что соответствует переходному процессу срабатывания муф5 ты. Муфта в переходном режиме кратковременно работает уже со скольжением. При скольжении 30-40% во вращающихся барабанах 4 образуется кольцевой слой (фиг. 4) и момент практически через муфту не передается. Переходный процесс проте кает очень быстро, ведомый вал 10 останавливается и, таким образом, осуществляется защита электродвигателя и трансмиссии от нагрузок, превышающих критическое значение момента муфты. Повторный пуск при
5 снятии нагрузки осуществляется вхолостую после чего гидромеханическая муфта вновь готова к работе.
7
4
фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая муфта | 1982 |
|
SU1086253A1 |
Гидромеханическая муфта | 1986 |
|
SU1411527A1 |
Гидромуфта | 1986 |
|
SU1346871A2 |
Гидравлическая муфта | 1978 |
|
SU729393A1 |
Гидромуфта | 1975 |
|
SU853229A2 |
Гидромеханическая муфта | 1978 |
|
SU724833A1 |
Пусковая предохранительная гидромуфта | 1986 |
|
SU1420261A1 |
Гидромуфта | 1976 |
|
SU781437A1 |
Предохранительная центробежная муфта | 1985 |
|
SU1291757A1 |
Гидромуфта | 1975 |
|
SU579472A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ МУФТА, содержащая ведущий и ведомый валы, корпус-водило, связанный с ведущим валом, сателлиты с установленными на их валах частично заполненными рабочей жидкостью планетарными герметичными барабанами, имеющими расположенные внутри них и жестко связанные с ними элементы для формирования жидкостного дебаланса, отличающаяся тем, что, с целью повышения, нагрузочной способности и упрощения конструкции, элементы для формирования жидкостного дебаланса выполнены в виде плоской прямоугольной перегородки, установленной по хорде барабана с зазором между одной из ее кромок, параллельной оси барабана, и внутренней боковой поверхностью барабана. (Л ю О5 N3 4 ОО ф1/г./
7
фиг.З
7
6
5
7
фиг А
Яременко О | |||
В | |||
Ограничивающие гидродинамические муфты | |||
- М.: Машиностроение, 1970, с | |||
Деревянный торцевой шкив | 1922 |
|
SU70A1 |
Гидромуфта | 1975 |
|
SU609007A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1985-02-25—Подача