Изобретение относится к транспортному машиностроению преимущественно к внедорожным автомобилям особо большой грузоподъемности.
Цель изобретения - упрощение обслу- живания и повышение надежности мотор- колеса.
На фиг. 1 представлена схема компоновки предлагаемого мотор-колеса; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1 (на упоры подшипников и фиксаторы).
Мотор-колесо содержит (фиг. 1) соосные цапфу 1, ступицу 2, установленную на под- щипниках 3 и 4 на цапфе, электродвигатель 5, расположенный в цапфе, тормоз- ные механизмы б и 7, планетарный редуктор 8. Планетарный редуктор содержит первую коронную щестерню 9, связанную со ступицей, торсионы 10 и 11, первую солнечную шестерню 12, связанную торсионами с электродвигателем, вторую солнечную шее- терню 13, ряд подвижных сателлитов 14, установленных на подвижном водиле 15, связанном со второй солнечной шестерней, входящих в зацепление с первой солнечной шестерней. Первый ряд неподвижных сателлитов 16 входит в зацепление с первой коронной шестерней и второй солнечной шестерней. Планетарный редуктор расположен по общей оси 17 мотор-колеса между подшипниками 3 и 4 ступицы и содержит вторую коронную шестерню 18, установлен- ную с возможностью вращения внутри цапфы, . второй ряд неподвижных сателлитов 19, входящих в зацепление с второй коронной шестерней, которые соосны сателлитам первого неподвижного ряда и жестко с ними связаны валами 20, которые выполнены полыми. Соосные механизмы 6 и 7 соответственно стояночного и оперативного торможения расположены на внешнем торце 21 цапфы. Мотор-колесо содержит вентилятор
22охлаждения редуктора и тормозов. Выход
23механизма стояночного тормоза связан с первой солнечной шестерней и ротором
24электродвигателя через торсионы, а с крыльчаткой 25 вентилятора охлаждения редуктора и тормозов - через предохранительную муфту 26, например фрикционную.
Механизмы регулировки зазоров в под- ш:ипниках ступицы и сателлитов снабжены полыми упорами 27-29 и фиксаторами 30-32, установленными соосно на резьбе в полости 33 цапфы, полых осях 34 и валах 20 сателлитов. Просвет 35 (фиг. 2) полостей упоров и фиксаторов, более удаленных от наружного торца цапфы, находится в пределах просвета 36 менее удаленных. Входы 37 механизма регулировки зазоров в подшипниках ступицы и его фиксаторы 30 расположены в просветах 38 вентиляционных окон 39 выхода механизма оперативного тормоза. Полость ступицы и редуктора уплотнены сальниками 40.
0 Q 5
0 5
Упоры 27-29 и фиксаторы 30-32 могут быть выполнены, например, в виде полых винтов и контр-винтов с внутренними, например гранеными, полостями под ключ, наружные подшипники сателлитов 16 и 19 оснащены съемными крышками.
Устройство работает следующим образом.
Крутящий момент с ротора 24 электродвигателя 5 передается через последовательно включенные торсионы 10 и 11 на солнечную шестерню 12 и далее через сател- лит 14, водило 15, вторую солнечную щестерню 13 и сателлит 16, а также вторую коронную шестерню 18, неподвижный сателлит 19, вал 20 и сателлит 16 - на первую коронную шестерню 9 и ступицу 2 колеса. При этом вращение от ротора 24 через торсион 10 и муфту 26 передается на крыльчатку
25вентилятора 22.
Стояночный тормозной момент передается от тормозного механизма 6 через торсион 11 на первую солнечную щестерню 12 и далее на ступицу колеса. При оперативном торможении тормозной момент от тормозного механизма 7 передается непосредственно на ступицу 2 колеса.
Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором 22, охлаждает тормозные механизмы 6 и 7 и наружный торец 21 редуктора 8, внутренняя стенка которого охлаждается вентилятором электродвигателя 5. Ремонт тормозных механизмов 6 и 7 и муфты
26выполняют без демонтажа ступицы колеса.
Работы по регулировке зазоров в подшипниках 3 и 4 ступицы и сателлитов выполняют следующим образом. Ступица 2 колеса устанавливается в положение, соответствующее описанному расположению просветов полостей упоров 27-29 и фиксаторов 30-32. Снимают крышки подшипников валов 20 сателлитов 16. Снимают с фиксаторов 30-32 упоры подшипников и, поворачивая упоры, добиваются необходимого зазора в подшипниках 3 и 4 ступицы и сателлитов 14, 16 и 19. Эти -работы могут быть совмещены с выполнением работ по ремонту тормозного механизма 7 и муфты 26 или выполняются независимо от них.
Формула изобретения
1. Мотор-колесо, содержащее соосно размещенные цапфу, ступицу, установленную на подшипниках на цапфе, электродвигатель, расположенный в цапфе, тормозные механизмы стояночного и оперативного торможения, механизмы регулировки зазоров в подшипниках, планетарный редуктор, включающий первую коронную шестерню, связанную со ступицей, торсионы, первую солнечную щестерню, связанную торсионами с электродвигателем, вторую солнечную шестерню, ряд подвижно установленных сателлитов, подвижно размеще{1ное водило, связанное с второй солнечной шестерней и несущее оси упомянутых сателлитов, входящих в зацепление с первой солнечной шестерней, первый ряд неподвижно установленных сателлитов, входящих в зацепление с первой коронной шестерней и второй солнечной шестерней, отличающееся тем, что, с целью упрощения обслуживания и повышения надежности, планетарный редуктор расположен между подшипниками ступицы и содержит вторую коронную шестерню, установленную с возможностью вращения внутри цапфы, второй ряд неподвижно установленных сателлитов, входящих в зацепление с второй коронной шестерней, соосных сателлитам первого неподвижного ряда и жестко связанных с ними полыми валами, причем соосные механизмы стояночного и оперативного торможения и вентилятор расположены на внешнем торце цапфы, при этом выход механизма стояночного тормоза связан с первой солнечной шестерней и ротором электродвигателя через торсионы, а с крыльчаткой
вентилятора - через предохранительную муфту.
2. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что механизмы регулировки зазоров в подшипниках ступицы и сателлитов снабжены полыми упорами и фиксаторами, установленными соосно на резьбе в полости цапфы, полых осях и валах сателлитов, при этом просвет полостей упоров и фиксаторов, более удаленных от наружного торца цапфы, расположен в пределах просвета
менее удаленных, при этом входы механизма регулировки зазоров в подщипниках ступицы и его фиксатор расположены в просветах вентиляционных окон фланца выхода механизма оперативного тормоза.
9 е 8 9 18
0
3
фиг. I
4-0
фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2460651C1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1036580A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
ДВУХСКОРОСТНОЕ ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО | 1969 |
|
SU255787A1 |
МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2736473C1 |
Мотор-колесо | 2021 |
|
RU2758228C1 |
Мотор-колесо управляемого моста автогрейдера | 1988 |
|
SU1558717A1 |
Ступица колеса со встроенным тормозным устройством и редуктором | 1983 |
|
SU1321367A3 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к мотор-колесам внедорожных автомобилей. Цель изобретения- упрощение обслуживания и повышение надежности. Планетарный редуктор расположен между подшипниками ступицы колеса и содержит вторую коронную шестерню, связанную вторым рядом неподвижных сателлитов с первым, связанным с первой коронной шестерней, закрепленной в ступице, механизмы регулировки зазоров в подшипниках сателлитов и ступицы, доступные с наружной стороны колеса, содержащего соосные механизмы оперативного и стояночного тормозов и вентилятор охлаждения последних и редуктора, расположенные на наружном торце цапфы колеса. При этом, выход стояночного тормоза связан с редуктором и электродвигателем через торсионы, а с крыльчаткой вентилятора - через предохранительную муфту. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. «е (Г с к сх о; s: к
Мотор-колесо | 1974 |
|
SU625592A3 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-01-15—Публикация
1985-06-10—Подача