(S) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU880847A2 |
Двузвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765088A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1980 |
|
SU935363A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1011398A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1977 |
|
SU734052A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1232532A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU785099A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1985 |
|
SU1298127A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1977 |
|
SU725940A1 |
1
Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для снижения трудоемкости стыковки и расстыковки тягача с прицепом.
По основному авт. св. СССР № известно двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с маятником, закрепленным на тягаче, муфту
блокировки дифференциала ведущих колес тягача, датчик блокировки дифференциала, причем магистраль управления муфтой блокировки дифференциала соединена с магистралью управления распределителем, гидроцилиндр подъема грузовой платформы прицепа и соединительные магистрали, связывающие гидросистемы тягача и прицепа, причем прицеп снабжен гидрав; 1ческими
10 кранами, соединяющими одну из магистралей , связывающих гидроси стемы тягача и прицепа, с гидроцилиндром подъема грузовой платформы прицепа .и с одной из полостей гидроцилиндра
15 автоматического увеличителя сцепного веса тягача, причем золотники кранов кинематически связаны через упругие элементы с рамой прицепа и с передними стопорами его грузовой
20 платформы,а магистраль управления золотниками кранов соединена с магистралью гидроцилиндра подъема грузовой -платформы прицепа tij. « 3Э Недостатком указанного транспортного средства является наличие нескольких соединительных магистралей, связывающих гидросистемы тягача и прицепа, что увеличивает трудоемкость работ по их стыковке и расстыковке. Целью изобретения является снижение трудоемкости стыковки и расстыков ки тягача с прицепом путем сокращения количества соединительных магистралей между гидросистемами тягача и прицепа. Для этого прицеп снабжен маятником, а его гидросистема - гидравлическим аккумулятором и распределителем, золотник которого кинематически связан с маятником, при этом распределитель сообщен с гидравлическими кранами прицепа, с обеими полостями гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача и с гидравлическим аккуму лятором, .а последний соединен посредством обратного клапана с гидравличес кими кранами. На чертеже показано двухзвенное транспортное средство. Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло 2, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве 3 прицепа 4, автоматический увеличитель сцепного веса тагача, выполненный, в виде упругодеформируемого элемента 5, одним концом опирающегося на дышло 2, а другим шарнирно соединенного с гидроци линдром 6, установленным на поворотном устройстве 3 прицепа k; маятник 7 закрепленный на тягаче 1. Гидросистема прицепа связана с гидросистемой тагача 1 посредством соединительной магистрали 8 и распределителя 9 гидросистемы тягача, а золотник распределителя 9 кинематически связан с маятником 7 и с рукояткой управления 10. На тягаче размещена муфта 11 блокировки дифференциала (не изображен) ведущих колестягача. Датчик 12 блокировки дифференциала соединен с муфтой 11 магистралью 13, а магистраль 13 соединена с распределителем 9 магистралью . На прицепе установлены гидравлические краны 15 и 16, кинематически связанные через упругие элементы 17 и 18 с рамой 19 прицепа 4 и с передними стопорами 20 его грузовой платформы 21. Соединительная магистраль 8 через краны 15 и 16 связана магистралью 22 с гидро8цилиндром 23 подъема грузовой платформы 21 прицепа 4, а также соединена магистралью 2 через распределитель 25, золотник которого кинематически связан с маятником 26, закрепленным на раме 19 прицепа , с полостями 27 и 28 гидроцилиндра бис гидравлическим аккумулятором 29, установленным на прицепе. Гидравлический аккумулятор 29 дополнительно соединен с магистралью 25 через обратный клапан 30, а магистраль 31 управления золотниками кранов 15 и 16 соединена с магистралью 22 гидроцилиндра 23 подъема грузовой платформы прицепа. Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом. При движении транспортного средства на подъем или при его разгоне происходит перераспределение веса с передних колес тягача 1 и прицепа k на .их задние колеса. Под действием составляющей от силы веса или инерционной силы маятники 7 и 26 отклоняются назад по отношению к направлению движения транспортного средства и перемещают золотники распределителей 9 и 25, которые соединяют напорную магистраль гидросистемы тягача 1 и с полостью 27 гидроцилиндра 6 автоматического увеличителя сцепного веса тягача, а полость 28 - с гидравлическим аккумулятором 29- Рабочая жидкость из гидросистемы тягача по соединительной магистрали 8 через краны 15 и 16, магистраль 24 и рас- . пределитель 25 поступает в полость 27 гидроцилиндра 6 и воздействует на его поршень, который, перемещаясь, вытесняет жидкость из полости 28 в гидравлический аккумулятор 29- При этом гидроцилиндр 6 поворачивает упругодеформируемый элемент 5, который воздействует на дышло 2 прицепа k. Дышло 2 стремится повернуться по часовой стрелке и, воздействуя на буксирное устройство тягача 1, догружает его передние управляемые ко-леса, компенсируя тем самым перераспределение веса между мостами тягача 1, кроме того, компенсируя перераспределение веса между мостами прицепа . При движении транспортного средства на спуске или при его торможении происходит перераспределение веса с задних колес тягача и прицепа на их передние колеса,.что перегружает уплес тягача и прицепа и снижает эффективность .торможения транспортного , средства вследствие перегруженности тормозных механизмов передних колес тягача и прицепа и недогруженности их задних колес, а при отсутствии тормозных механизмов на передних колесах тячага - к уменьшению сцепного веса при торможении. В этом случае маятники 7 и 26 отклоняются вперед по отношению к направлению движения транспортного средства и перемещают золотник распределителей 9 и 25, которые соединяют напорную ма гистраль гидросистемы тячага 1 с полостью 28 гидроцилиндра 6, а полость 27 с гидравлическим аккумулятором 29- В результате этого рабочая жидкость по гидросистемам тягача и прицепа поступает в полость 28 гидроцилиндра 6 и воздействует на его поршень, который перемещаясь, вытесняет жидкость из полости 27 в гидравлический аккумулятор 29. При этом гидроцилиндр 6 поворачивает упругодеформируемый элемент 5, который воздействует на дышло 2 прицепа t. Дышло 2 стремится повернуться против часовой стрелки и воздействует на буксирное устройство тячага 1. При этом происходит догружение задних колес тячага и прицепа и тем самым компенсируется перераспределение веса между ними.
При возвращении золотников распределителей 9 и 25 в нейГральное положение рабочая жидкость из гидравлического аккумулятора 29 через обратный клапан 30, магистраль 2, кран 15 и 16, соединительную магистраль 8 и распределитель 9 поступает в сливную магистраль гидросистемы тягача. В результате этого гидравлический аккумулятор 29 разряжается до первоначального состояния.
В случае равномерного движения транспортного средства по горизонтальной поверхности полости 27 и 28 гидроцилиндра 6 соединены соответственно с гидравлическим аккумулятором 29 через распределитель 25 и со спивной магистралью гидросистемы тягача через распределитель 25, магистраль 2, краны 15 и 16, соединительную магистраль 8 и распределитель 9, что обеспечивает возможность свободного перемещения звеньев транспортного средства относительно друг друга в / вертикальной плоскости.
ведущих колес тягача с дорогой или большой крюковой нагрузке включается датчик 12 блокировки дифференциала (включение осуществляется водителем или автоматически). Через датчик 12 рабочая жидкость из гидросистемы тягача 1 поступает под давлением по магистрали 13 в муфту 11 блокировки дифференциала, вследствие чего ведущие колеса тягача блокируются между собой. По магистрали Ц давление жидкости передается на золотник распределителя 9 и смещает его вперед по
5 давление жидкости в муфте 11 и магистрали 13 падает и ведущие колеса тягача разблокируются. Под действием маятников 7 и 26 зблотники распределителей 9 и 25 займут положение, со0ответствующее режиму движения транспортного средства (торможению, разгону, движению по наклонной поверхности) и автоматический увеличитель сцепного веса тягача будет работать
5 в соответствии с конкретным режимом движения транспортного средства.
При разгрузке прицепа t посредством подъема его грузовой платформы 21 транспортное средство работает
0 следующим образом.
В зависимости от способа разгрузки (назад, вправо или влево) водитель вынимает соответствующие стопоры грузовой платформы 21 прицепа t.
5 При этом всегда вынимается хотя бы один из передних стопоров 20.
В случае боковой разгрузки при-цепа вынимается один из передних стопоров 20 его грузовой платформы 21 и
0 в соответствующем кране 15 или 16 под действием упругого элемента 18 перемещается золотник и сжимается упругий элемент 17- При этом кран 15 или 16 соединительную магистраль 8 с магистралью 22 гидроцилиндра 23 подъема грузовой пдатформы 21. При помощи рукоятки управления 10 водитель перемещает золотник распредели теля 9 в такое положение, чтобы соедини тельная магистраль 8 была сообщена с нагнетательной магистралью гидросистемы тягача 1. В гидроцилиндре 23 и магистрали 22 создается давление рабочей жидкости, которое передается по магистрали 31 к золотникам кранов 15 и 16. Рабочая жидкость, преодолевая сопротивление упругого элемента 17, перемещает золотник того крана, в чью сторону производится разгрузка прицепа, вследствие чего происходит отсоединение от гидросистемы тягача магистрали 2А, Рабочая жидкость поступает под давлением по соединительной магистрали 8 через краны 15 и 16 и магистрали 22 в гидроцилиндр 23, в результате чего осуществляется подъем грузовой платформы 21 и разгрузка прицепа. Опускание грузовой платформы 21 производится посредством соединения магистрали 8 со сливной магистралью гидросистемы тягача, осуществляемого через распределитель 9 и осуществляется под действием силы тяжести грузовой платформы 21.
При разгрузке прицепа назад вынимаются оба передних стопора 20 грузовой платформы 21, вследствие чего магистраль сразу отсоединяется от гидросистемы тягача, а магистраль 22 гидроцилиндра 23 непосредственно сообщается с соединительной магистралью 8 сразу через оба крана 15 и 1б.
После завершения разгрузки прицепа и полного опускания грузовой платформы 21 водитель устанавливает на место соответствующие стопоры грузовой платформы. В результате этого золотники кранов 15 и 16 перемещаются под действием упругих элементов 17 в первоначальное положение вследствие отсутствия давления рабочей жидкости в магистрали 31. При .этом магистраль 22 отсоединяется от гидросистемы тягача а магистраль 2k соединяется с гидросистемой тягача. Автоматический увеличитель сцепного веса тягача подготовлен к работе, и водитель может начинать движение. С помощью рукоятки управления 11 водитель также имеет возможность отключить в случае необходимости автоматический увеличитель сцепного веса тягача, например, при длительной стоянке транспортного средства на наклонной поверхности с работающим двигателем тягача.
Данное двухзвенное транспортное средство позволяет обеспечить работу автоматического увеличителя сцепного веса тягача и гидравлического цилиндра подъема грузовой платформы прицепа от одной общей соединительной магистрали, связывающей гидросистемы тягача и прицепа, что позволяет сократить до минимума количество соединительных магистралей, связывающих гидросистемы тягача и прицепа, и тем самым -.снизить трудоемкость их стыковки и расстыковки.
Формула изобретения
Двухзвенное транспортное средство по авт. св. № , о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости стыковки и расстыковки тягача с прицепом путем сокращения количества соединительных магистралей между гидросистемами тягача и прицепа, прицеп снабжен маятником, а его гидросистема - гидравлическим аккумулятором и распределителем, золотник которого кинематически связан с маятником, при этом распределитель сообщен с гидравлическими кранами прицепа, с обеими полостями гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача и с гидравлическим аккумулятором, а последний соединен посредством обратного клапана с гидравлическими кранами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-08-07—Публикация
1979-10-01—Подача