Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автомобилям, колесным тракторам, автомобильным и тракторным прицепам, и является усовершенствованием устройства по авт. св. № 1081039.
Целью изобретения является повышение чувствительности сигнализатора и расширение его функциональных возможностей.
На чертеже представлена принципиальная схема сигнализатора.
На опорном диске 1 или другой невращающейся детали колесного тормоза установлен неподвижный контакт 2, соединенный с массой. На контакте 2 своей средней частью закреплена двуплечая биметаллическая пластина 3 с концами 3.1 и 3.2 так, что она лежит на опорном диске и воспринимает нагрев диска. На диске закреплены в виде втулок изоляторы 4 и 5, а в изоляторах установлены подвижные контакты 6 и 7 Г-образной формы, изолированные от массы.
Контакт 6 через провод соединен с сигнальной лампой 8 и через нормально замкнутые контакты 9 реле 10 времени с источником 11 питания. Управляющая обмотка реле 10 с выдержкой времени при замыкании соединена с вык тючателем стоп-сигнала 12. Контакт 7 через провод соединен с сигнальной лампой 13 и источником И питания. Между концом 3.1 биметаллической пластины 3 и изолированным от массы контактом 6 имеется зазор а, а между концом 3.2 биметал лической пластины 3 и изолированным от массы контактом 7 имеется зазор б. Величина зазора а может регулироваться перемещением вверх и вниз контакта 6 за счет вращения гайки 14, а величина зазора б может регулироваться перемещением вверх и вниз контакта 7 за счет вращения гайки 15. Например, зимой величину зазора можно уменьшить, а летом увеличить в соответствии с изменением температуры окружающего воздуха. Для размыкания электрических цепей служат переключатели 16 и 17.
Устройство работает следующим образом.
При отсутствии самоторможения колеса электрическая цепь сигнальной лампы 8 разомкнута в связи с наличием зазора а между биметаллической пластиной 3 и контактом 6.
При самоторможении колеса действие трения приводит к нагреву деталей тормоза, в том числе опорного диска 1 и биметаллической пластины 3. Биметаллическая пластина 3 изгибается и упирается своим концом 3.1, в контакт 6. Электрическая цепь замыкается и сигнальная лампа 8 загорается. Величина зазора а с помощью гайки 14 устанавливается наименьшей, при которой биметаллическая пластина 3 еще не замыкает электрическую цепь от воздействия температуры окружающего воздуха. Установка минимального зазора обеспечивает высокую чувствительность устройства, так как дополнительный нагрев биметаллической пластины 3 от воздействия даже незначительного самоторможения приводит к устранению зазора а и к замыканию электрической цепи лампы 8.
При служебном торможении детали тормоза, в том числе и опорный диск 1, также
Q нагреваются, и биметаллическая пластина 3 устраняет зазор а. Однако под действием давления рабочей жидкости, при гидравлическом приводе тормозов или под действием давления воздуха, при пневматическом приводе тормозов выключатель 12 включает
5
стоп-сигнал и одновременно подает напряжение на управляющую обмотку реле 10. Нормально замкнутые контакты 9 реле 10 размыкаются и сигнальная лампа 8 не загорается. После прекращения торможения
Q реле 10 замыкает свои контакты 9 не одновременно с падением давления в тормозном приводе, а с некоторой выдержкой времени. Продолжительность выдержки времени можно регулировать и она устанавливается такой, чтобы биметаллическая пластина 3 ус пела остыть и восстановить зазор а раньше, чем замкнутся контакты реле 10.
Одновременно с изгибом конца 3.1 биметаллической пластины 3 от нагрева изгибается ее конец 3.2. Но величина зазора б
Q устанавливается такой, чтобы нагрев от обычного самоторможения колеса, а также от кратковременного служебного торможения не приводил к устранению зазора б. Биметаллическая пластина 3 своим концом 3.2 упирается в контакт 7 и замыкает элек5 трическую цепь сигнальной лампы 13 только в случае перегрева тормоза, который возникает, например, при длительном торможении на затяжном спуске или при сильном самоторможении.
Если у всех колес, за исключением од ного, лампы 13 загораются, то это информирует водителя о том, что тормоз одного колеса действует слабо или совсем не действует.
Для охвата сигнализацией всех тормоз5 ных колес транспортного средства можно или установить на щитке приборов лампы, сигнализирующие о работе каждого колеса, или ограничиться одной парой ламп, но иметь переключатель, который кроме поло жения «Выключено имеет еще количество
0 положений «Включено по числу колес. При последнем способе переключением ручки переключателя можно периодически проверять, не загораются ли лампы при замыкании электрических цепей колес от первос го до последнего. Можно применять также два переключателя, один из которых позволяет контролировать наличие самоторможения на колесах, а второй - перегрев тормозов. Вместо сигнальных ламп или в дополнение к ним можно применить также звуковые сигнализаторы.
Формула изобретения
1. Сигнализатор самотормозящегося транспортного средства по авт. св. № 1081039, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности сигнализатора н расширения его функциональных возможностей, он снабжен автоматическим выключателем, выполненным в виде реле времени с выдержкой времени при включении, нормально замкнутые контакты которого последовательно включены в электрическую цепь сигнальной лампы, а управляющие обмотки соединены с источником питания посредством выключателя стоп-сигнала.
2. Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительно датчи- ком сигнализации перегрева тормозов с другим порогом срабатывания и подключенным к дополнительной сигнальной лампе.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Целью изобретения является повышение чувствительности сигнализатора и расширение его функциональных возможностей. Сигнализатор содержит источник 11 питания с электролампой 8, датчик сигнализации, выполненный в виде биметаллической пластины 3, расположенной, например, на опорном диске и соединенной с постоянным контактом 2, подвижные контакты 6, 7, установленные над пластиной 3, и автоматический выключатель. Автоматический выключатель выполнен в виде реле 10 времени с выдержкой времени при включении, нормально замкнутые контакты 9 которого последовательно включены в электрическую цепь лампы 8, а управляющая обмотка соединена с выключателем 12 стоп-сигнала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. 12 00 оо vj о со Го
Сигнализатор самоторможения колеса транспортного средства | 1983 |
|
SU1081039A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-08-23—Публикация
1986-04-23—Подача