(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ
СРАБАТЫВАНИЯ ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к технической диагностике, преимущественно к средствам стационарного диагностирования технического состояния тормозов автомобилей. Наиболее близким из известных технических решений является устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства, содержащее датчики тормозных сил, пороговые элементы элемент ИЛИ, дифференцирующую цепь и блок индикации . Недостаток известного устройства то, что о неравномерности срабатывания тормозов в нем судят только по временному параметру - по неодновременности срабатывания тормозов. При этом не учитываются величины тормозных усилий, действукяцих в при водах тормозов в процессе срабатывания тормозов,.т. е. не учитываются законы нарастания тормозных сил на колес|1Х. Это снижает точност измерений. Результаты измерений получаемые с применением данного ус ройства нестабильны, а при некоторы видах торможений (как будет показан ниже) - даже ошибочны. Это снижает достоверность измерений. Кроме того в этом устройстве временные параметры определяют по мгновенным значениям тормозных сил. Это снижает помехоустойчивость устройства так как высокочастотные помехи, возникающие в этот момент могут значительно искажать результаты измерений. Повышение помехоустойчивости за счет усиления низкочастотной фильтрации, искажает формы кривых нарастания тормозных сил. Цель изобретения - повышение точности. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено одновибратором и интегратором, входы которых совместно со входами пороговых элементов соединены с соответствующими датчиками тормозных сил, выходы пороговых элементов подключены через элемент ИЛИ к входу одновибратора, выход которого соединен со входами разрешения интегрирования и через дифференцирующую цепь - со входами установки в исходное состояние интеграторов, а выходы последних соединены с блоком индикации. На фиг. 1 схематически изображено устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов
колес одной оси транспортного средства; на фиг, 2 - диаграммы нарас- i тания тормозных сил правого и левого колес одной оси.
Устройство содержит датчик 1 тормозной силы правого колеса (R, ), выход которого подключен,к инвертирующему входу порогового элемента 2 и ко входу интегратора 3 Выход датчика 4 тормозной силы левого кол1еса (ftji) соединен с инвертирующим входом порогового элемента 5 и со входом интегратора 6. К неинвертирующим входам элементов 2 и 5 подключен источник опорного напряжения 7, определяющий порог ил срабатывания при достижении тормозных сил заданного значения. Выходы элементов 2 и 5 соединены через элемент ИЛИ 8 со входом запуска -одновибратора 9, выход которого соединен со входом дифференцирующей цепочки 10 и со входами разрешения интегрировани интеграторов 3 и 6. Длительность импульса одновибратора 9 определяет время интегрирования интеграторов 3 и 6. Выход дифференцирующей цепочки 10 соединен со входами установки в исходное состояние интеграторов 3 и 6, выходы которых соединены с блоком индикации 11. Интеграторы 3 и 6 содержат операционные усилители 12 и 13, интегрирующие конденсаторы 14 и 15, полевые транзисторы 16 и 17, при открывании которых коротким импульсом, вырабатываемыгл дифференцирующей цепочкой 10 по переднему фронту импульса одновибратора 9, происходит разряд конденсаторов 14 и 15, интеграторы 3 и 6 возвращаются в исходное состояние, полевые транзисторы 18 и 19, при открывании .которых разре шается интегрирование, так как напряжения с выходов датчиков 1 и 4 пос.тупают на входы интеграторов 3 и 6.
Устройство работает: следукедим образом.
Автомобиль затормаживают на стенде, снабженном датчиками 1 и 4 тормозных сил колес. При достижении тормозной силы Р или PIJ, любого из колес заданного значения Р-},ад , определяемого источником опорного напряжения 7, происходит переключение одного из элементов 2 или 5, и через элемент ИЛИ 8 запускается одновибратор 9. По переднему -фронту импульса одновибратора 9 вырабатывается дифференцирующей цепочкой 10 импульс, который на короткое время отпирает транзисторы 16 и 17, конденсаторы 14 и 15 разряжаются, и интеграторы 3 и 6 возвращаются в исходное состояние. Одновременно импульс одновибратора 9 открывает транзисторы 18 и 19, напряжения датчиков 1 и 4 поступают на входы интеграторов 3 и б По окончанию импульса одновибратора 9 транзисторы 18 и 19 запираются и работа устройства заканчивается. ,
При этом выходные напряжения инте;граторов 3 и б пропорциональны интегралам от тормозных сил Р и Р„ , вычисленных начиная от момента t достижения тормозной силы заданного значения РЗДД (определяемым источником опорного напряжения 7) первым из колес, в течение заданного (одновибратором 9) времени Т. Напряжения выходов интеграторов поступают в бло индикации 11.
Величины вычисленных таким образо интегралов будут пропорциональны площадям заштрихованных частей торMO3Hti X диагрс1мм (см. фиг. 2). Эти площади соответствуют энергии, затрачиваемой в процессе срабатывания тормоза соответствукядего колеса начиная от момента t в течение заданного времени t. Сравнивая величины вычисленных интегралов, определяют неравномерность срабатывания тормозов. Как видно из фиг. 2, тормозная сила правого колеса Р достигает заданного значения первой, измеряя при помощи предлагаемого в прототипе устройства. Можно предположить что в процессе торможения автомобиль может занести в правую сторону. Однако как следует из фиг. 2, энергия, затрачиваемая на срабатывание тормоза левого колеса, значительно больше, чем у правого, из чего следует, что автомобиль с такими тормозами может занести в процессе торможения BV левую сторону.
Пороги срабатывания элементов 2 и 5, соответствующие заданному значению тормозной силы Piq i выбираются при помощи источника 7 опорно.го напряжения минимально возможными, но такими, чтобы элементы 2 и 5 не срабатывали от помех датчиков 1 и 4. Длительность импульса 1г одновибратора 9 зад ается такой постоянной величины, чтобы при всяких торможениях, ВЬ1числение интегралов производилось на участке нарастания тормозных усилий.
Формула изобретения
Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов . транспортного средства, содержащее датчики тормозных сил, пороговые элементы, элемент ИЛИ, дифференцирующую цепь и .блок индикации, о тличающееся тем, что, с целью повьаиения точности, оно снабжено одновибратором и интеграторги«ш, входы которых совместно с входами пороговых элементов соединены с соответствующими датчиками тормозных , сил, выходы пороговых элементов подключены через элемент ИЛИ к входу одновибратора, выход которого соединен со входами разрешения интегрирования
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства | 1983 |
|
SU1094778A2 |
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля | 1984 |
|
SU1168454A1 |
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля | 1986 |
|
SU1342791A2 |
Устройство для контроля неравномерности действия тормозов автомобиля | 1984 |
|
SU1204991A1 |
Устройство для определения неодновременности срабатывания тормозов автомобиля | 1983 |
|
SU1119893A1 |
Устройство аврийного отключения при обрыве или стопорении цепи конвейера | 1979 |
|
SU875029A1 |
Устройство для контроля исправностиТОРМОзА | 1979 |
|
SU840694A1 |
Устройство для автоматического регулирования колесного тормоза по условиям движения | 1987 |
|
SU1505811A1 |
Способ контроля работы преобразователя скорости и устройство для его осуществления | 1979 |
|
SU984417A3 |
Устройство для управления электромагнитным тормозом | 1981 |
|
SU992269A2 |
Авторы
Даты
1980-12-15—Публикация
1979-02-14—Подача