Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многодвигательных электроприводах прокатных станов, буровых лебедок, механизмов поворота одноковшовых экскаваторов.
Целью изобретения является повы- шение надежности.
На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 - зависимость вход-выход блока нелинейности.
Электропривод для осуществления
способа содержит последовательно сое- 15 баний напряжение на зажимах якоря
иненные якори 1 генераторов и яко- и 2 основных электродвигателей. К эквипотенциальным точкам этой якорной цепи (например, к противополож- ным зажимам пары якорей -1 и 2) подключены последовательные цепочки, каждая из которых состоит из. якоря 3 вспомогательного электродвигателя и регулируемой индуктивности 4, в качестве которой может быть использована, например, собственная индук- тивность обмотки якоря 3, На валу якорей 3 установлен также дополни-
тельный маховик 5. Обмотки 6 возбуж- дения вспомогательных электродвигателей подключены к выходу тиристор- ного возбудителя 7, вход которого через блок 8 нелинейности присоединен к выходу преобразователю 9 частота - напряжение.
В качестве преобразователя 9 может быть использован любой преобразователь частота - напряжение постоянного тока. Вход преобразователя 9 подключен через блок 10 вьщеления частоты основной гармоники вынужденных колебаний к выходу датчика 11 частоты вращения якоря 2 основного электродвигателя. В качестве блока 10 может быть использован, например, фильтр нижних частот. Зависимость вход-выход блока 8 нелинейности, ко- торьй осуществляет преобразование сигнала, пропорционального частоте возмущающих воздействий, в соответствии с кривой намагничивания, инди- видуальной для каждого типа электродвигателя, приведена на фиг. 2.
Схема устройства с датчиком 11 частоты вращения на базе тахогене- ратора по стоянного тока отличается от схемы на фиг. 1 отсутствием блока . 10 вьщеления частоты вынужденных колебаний и преобразователя 9 частота-напряжение, так как напряжение на выходе датчика 11 пропорционально частоте возмущающих воздействий.
Устройство для осуществления способа гашения вынужденных колебаний pat5oTaeT следующим образом.
Последовательные цепочки с каждой парой якорей 1 и 2 образуют после- довательный колебательный контур, в котором якорь 3 вспомогательного электродвигателя является эквивалентной емкостью. При отсутствии или малой величине вынужденных коле0
2 основного электродвигателя равно , напряжению на зажимах якоря 1 генератора или близко к нему и напряжение между их противоположными зажимами практически равно нулю. Приложенное к последовательной цепи небольшое постоянное напряжение небаланса компенсирует противовес в якоре 3, а ток от высокочастотных
5 зубцовых и коллекторных гармоник ограничивается индуктивностью этой цепи.- Величину необходимого тока обмотки возбуждения и, следовательно, эквивалентную емкость якоря 3 с ма0 ховиком 5 на его валу определяют
из условия обеспечения резонанса напряжений с последовательно включенной индуктивностью 4. По мере разгона якорей 2 основных электродвигателей растет частота вынужденных колебаний момента их на валу. Эту частоту выявляют на выходе датчика 11 частоты вращения, выделяют частоту основной гармоники вынужденных колебаний в блоке 10, которую в преобразователе 9 преобразуют в напряжение постоянного.тока на его выходе. Напряжение на выходе преобразователя пропорционально частоте вынужденных колебаний. Резонансная частота дополнительной цепи, образованной последовательно соединенными якорем 3 и индуктивностью 4, опреде-, ляется.формулой .
5
0
5
50
f
НУЛЦ
где J - момент инерции якоря электродвигателя ,
конструктивный коэффициент электродвигателя; полезный магнитный поток электродвигателя;
С. Ф
LC - суммарная индуктивность
якоря и добавочной индуктиности.
Как видно из этой формулы, необходимый магнитный поток вспомогателного электродвигателя пропорционален частоте вынужденньк колебаний, что определяет характер преобразования сигнала в блоке 8 нелинейности, характеристика вход - выход которого обратно пропорциональна кривой намагничивания вспомогательного электродвигателя (фиг. 2), Аналоговый сигнал на входе блока 8 образуется в результате преобразования сигнала на выходе блока 10 в преобразователе 9. Сигнал на выходе блока 10 получается в результате обработки сигнала на вьпсоде датчика 11 частоты вращения.
При применении, например, частотного датчика 11 в блоке 10 осуществляется вьщеление из колебаний частоты на выходе датчика 11 частотного сигнала, пропорционального колебаниям частоты. Аналогичные преобразования получаются при применении кодовых датчиков при асинхронных та хогенераторов переменного тока. В результате выделения вынужденных колебаний и корректировки тока возбуждения для обеспечения резонанса напряжения в последовательной цепи, состоящей из индуктивности 4 и якоря 3 электродвигателя, образуется имеющий малое сопротивление путь дл тока на частоте периодических возмущающих воздействий. Этот ток, взаимодействуя с магнитным потоком основных электродвигателей, создает
598834
дополнительный момент, который гасит вынужденные колебания.
В случае применения в качестве
v датчика 11 частоты вращения тахоге- нератора постоянного тока к блоку 8 подключается выход тахогенератора, так как напряжение на выходе датчика 11 пропорционально частоте возму10 щающих воздействий, и дальнейшие процессы протекают идентично.
Изобретение обеспечивает значительно более полное и надежное гаше- 15 ние еынужденных колебаний в многодвигательном электроприводе.
.Форм у л а изобретения
20
Способ гашения вынужденных колебаний в многодвигательном электроприводе, согласно которому создают дополнительную составляющую момента,
25 компенсирующую вынужденные колебания момента на валу электродвигате- ля, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, подключают последовательный резо2Q нансный контур между эквипотенциальными точками последовательно соединенных электродвигателей и источников постоянного тока, дополнительно измеряют частоту вращения электродвигателей, вьщеляют частоту перио- дических возмущающих воздействий и устанавливают величину емкости резонансного контура, соответствуюпзую резонансу напряжений в контуре для данной измеренной частоты возмущаю40
щих воздействий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод | 1982 |
|
SU1084934A1 |
Устройство для двухзонного регулирования скорости многодвигательного электропривода | 1980 |
|
SU875570A1 |
Электропривод | 1985 |
|
SU1506503A1 |
Способ управления электроприводом поворота экскаватора и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1416626A1 |
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2006 |
|
RU2326488C1 |
Многодвигательный электропривод | 1983 |
|
SU1115192A1 |
Вентильный электропривод с периодической нагрузкой | 1977 |
|
SU729797A1 |
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1339855A1 |
Электропривод с упругой связью между электродвигателем и механизмом | 1981 |
|
SU1066012A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1973 |
|
SU376861A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах прокатных станов, механизмов экскаваторов. Целью изобретения является повьппение надежности. Согласно данному способу вьзде- ляют частоту периодических возмущающих воздействий, пропорциональных частоте вращения электродвигателя. Устанавливают величину емкости, входящей в резонансный контур, при которой обеспечивается резонанс напряжений в контуре для измеренной частоты возмущающих воздействий. 1 ил. (Л со ел СО 00 00 со
Ф
Редактор Л.Повхан
Составитель М.Кряхтунова
Техред Л.Сердюкова Корректор Л.Патай
Заказ 6162/55 Тираж 639Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
. 2
Us, f/«e;
ВСЕСОЮЗНАЯ | 0 |
|
SU373825A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ключев В.И | |||
Ограничение динамических нагрузок в электроприводе | |||
М.: Энергия, | |||
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИОННАЯ ЛАМПА | 1920 |
|
SU294A1 |
Авторы
Даты
1987-12-15—Публикация
1985-12-27—Подача