Изобретение относится к наземному транспорту, а именно к системам электродинамического подвеса экипажей над путевым полотном.
Цель изобретения снижение энергозатрат путем повышения левитационного качества.
На чертеже представлена схема устройства.
Устройство содержит источник магнитного поля 1, расположенный на экипаже и установленный под ним через зазор 2 токопроводящий немагнитный элемент 3, профилированный в плоскости, параллельной перемещению источника магнитного поля. Форма выполнения элемента 3 например в виде волны, гребенки. В качестве источника магнитного поля могут быть использованы сверхпроводящие соленоиды, блоки постоянных магнитов и обычные электромагниты как с ферромагнитными сердечниками, так и без них.
Работа устройства основана на следующем. Для любой фиксированной координаты х механический зазор 2 между токопроводящим немагнитным элементом 3 и плоскостью движущегося источника 1 пульсирует по закону Δ Δo+sin (Wkt +ϕk)
амплитуда k-й гармоники которого определяется законом профилирования путевого полотна. Если путевое полотно профилировано по синусоидальному закону с амплитудой Δ1 и периодом 2 τ, и источник движется со скоростью V, то зазор изменяется по закону Δ Δo+Δ1· sin V t. В направлении, перпендикулярном плоскости движущегося источника; нормальная и тангенциальная составляющие его магнитного поля изменяются по гиперболическому закону и при движении в профилированном путевом полотне наводится пульсирующая ЭДС, переменная составляющая которой содержит ряд высокочастотных гармоник, частота которых определяется законом профилирования путевого полотна и распределением магнитной индукции источника и значительно выше основной частоты ЭДС, обусловленной непрерывным входом участков плоского путевого полотна в магнитное поле источника и последующим выходом из него.
Таким образом, из-за профилирования путевого полотна в нем протекают высокочастотные вихревые токи, фазовый сдвиг которых относительно соответствующей ЭДС, возрастает с порядком гармоники, а следовательно, возрастает левитационное усилие, создаваемое в результате взаимодействия этой гармоники вихревого тока с магнитным полем его вызвавшим и одновременно снижается тормозное усилие. Другими словами, действия высокочастотных гармонических составляющих вихревого тока путевого полотна аналогично увеличению относительной скорости источника, а как известно, с увеличением скорости тормозное усилие падает, а левитационное возрастает. Благодаря увеличению усилия левитации за счет высокочастотных составляющих вихревого тока в профилированном полотне по сравнению с плоским полотном возможно сохранить это усилие на уровне, достигаемом плоским полотном при увеличении эффективного зазора в профилированном полотне. Тормозное же усилие падает, как вследствие увеличения эффективного зазора, так и вследствие увеличения относительных скоростей высокочастотных гармоник вихревого тока. Таким образом, левитационное качество устройства возрастает.
Кроме того, при входе элементарных участков профилированного путевого полотна в магнитное поле движущегося источника в путевом полотне наводятся переменные составляющие вихревого тока продольного краевого эффекта, которые вносятся в активную зону устройства подвеса и затухают во времени. В результате взаимодействия переменных составляющих вихревого тока путевого полотна с магнитным полем, вызвавшим их, в определенном диапазоне скоростей создается тяговое усилие, снижающее общее тормозное усилие, а следовательно, и увеличивающее левитационное качество устройства.
В результате экспериментальных исследований силовых характеристик на физической модели электродинамического подвеса установлено, что профилирование полотна в продольном направлении приводит к уменьшению тормозной электромагнитной силы в 1,3 1,8 раза по сравнению с плоским полотном при практически неизменном среднем значении отталкивающей силы, что соответствует увеличению коэффициента левитационного качества в среднем в 1,5 раза. Известно, что электромагнитная мощность привода, необходимая для обеспечения движения с установившейся скоростью 100 м/с транспортного средства массой 40 т над плоским, однородным, ограниченным по ширине полотном составляет 3,5 4,0 МВт и расходуется на преодоление тормозных сил в системе подвеса, направления и аэродинамического происхождения. Мощность, затрачиваемая на преодоление тормозных сил в системе подвеса, определяется формулой:
Pэм= FтV FлV mт.cg·V где Fт, Fл силы торможения и левитации соответственно;
mт,с g сила веса транспортного средства;
η коэффициент левитационного качества;
V скорость движения транспортного средства.
Коэффициент левитационного качества в таких системах составляет 20-25, а потери мощности в системе подвеса Рэм ≈ 2 МВт, увеличение η профилированием полотна снижает Рэм до 1,5 МВт и, следовательно, уменьшает энергозатраты на перемещение транспортного средства на 12-15%
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ | 1990 |
|
RU2093379C1 |
Система электродинамического подвеса | 2018 |
|
RU2677216C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЯГОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА | 2002 |
|
RU2229988C2 |
СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ПОДВЕСА И ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ С КОМБИНИРОВАННЫМ ПОДВЕСОМ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИМ В СООТВЕТСТВИИ С ТАКИМ СПОСОБОМ | 2022 |
|
RU2782389C1 |
Путевое устройство для транспортного средства с электродинамической подвеской и линейным синхронным двигателем | 1978 |
|
SU941231A1 |
Устройство магнитной системы левитации для устойчивого высокоскоростного перемещения грузов | 2018 |
|
RU2698408C1 |
Устройство магнитной системы левитации для повышения грузоподъёмности | 2020 |
|
RU2752040C1 |
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКИПАЖА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1982 |
|
SU1056541A1 |
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1978 |
|
SU826658A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДВЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1978 |
|
SU714891A1 |
Изобретение относится к электродинамическому подвесу экипажа над путевым полотном и направлено на снижение энергозатрат путем повышения левитационного качества. Устройство содержит источник магнитного поля 1, расположенный на экипаже, и установленный под ним токопроводящий немагнитный элемент 3. Особенность в том, что элемент 3 выполнен профилированным. 1 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАГНИТНОЙ ЛЕВИТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленный на экипаже источник магнитного поля и расположенный под ним немагнитный токопроводящий путевой элемент, отличающееся тем, что, с целью снижения энергозатрат, токопроводящий путевой элемент выполнен с профилированной плоскостью, параллельной источнику магнитного поля.
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1984 |
|
SU1185790A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1986-04-07—Подача