Следящая система Советский патент 1988 года по МПК G05B11/00 

Описание патента на изобретение SU1401436A2

4:

СО О5

Похожие патенты SU1401436A2

название год авторы номер документа
Вентильный электропривод 1988
  • Смирнов Виктор Сергеевич
SU1633477A1
ИНДИКАТОРНЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР 1996
  • Пантелеев В.И.
  • Кожин В.В.
  • Порубилкин Е.А.
  • Кривошеев С.В.
  • Фрейман Э.В.
RU2117915C1
Следящая система 1977
  • Васильев Сергей Константинович
SU703776A1
Следящая система 1975
  • Смирнов Виктор Сергеевич
SU534738A1
Следящая система 1975
  • Кралин Владимир Всеволодович
  • Песков Валентин Александрович
  • Якубовская Нелли Ивановна
SU550617A1
Устройство автоматического управления 1981
  • Смирнов Виктор Сергеевич
SU954927A1
Следящая система 1981
  • Григорьев Виктор Евгеньевич
  • Куличенко Александр Георгиевич
  • Куличенко Татьяна Александровна
  • Хробостов Сергей Павлович
SU968783A2
СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА 1973
  • В. К. Стеклов, А. А. Кошевой В. И. Король
SU366454A1
Силовой следящий электропривод для управления угловым положением объекта 1962
  • Дорошенко Н.И.
  • Пахомов В.П.
  • Свирин В.Ф.
SU152011A1
Следящая система комбинированного управления 1980
  • Смирнов Виктор Сергеевич
  • Осипов Леонид Андроникович
SU881655A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 401 436 A2

Реферат патента 1988 года Следящая система

Изобретение относится к области радиотехники, приборостроения и станкостроения,, может найти применение при управлении радиотелескопами, стайками с программным управлением и т.д. и является усовершенствованием известной системы по авторскому свидетельству № 534738. Целью изобретения является повышение точности системы путем устранения моментной ошибки в установившемся режиме. Поставленная цель достигается за счет того, что сигнал рассогласования с выхода сельсина-приемника поступает на вход сумматора, усиливается и отрабатывается двигafeлeм, который через редуктор вращает вал сельсина-приемника. Скорость вращения вала двигателя измеряется тахогенератором,выходной сигнал которого через делитель напряжения поступает на второй вход усилителя, через инерционное звено и масштабньй блок - на третий вход сумматора, а через инерционное звено и релейный блок - на четвертый вход сумматора. 5 ил. сл

Формула изобретения SU 1 401 436 A2

ю

Изобретение относится к радиотехнике, приборостроению и станкостроению. Может найти применение при управлении радиотелескопами, станками с программным управлением и т.д. и является усовершенствованием системь по авт.св. № 534738,

Цель изобретения - повышение точности следящей системы путем устране- ния моментной ошибки в установившемся режиме.

На фиг.1 представлена функциональная схема системы; на фиг.2 - принципиальная схема сумматора на фиг.З - статическая характеристика релейного блока} на фиг.4 и 5 - осциллограммы, пояснякицие работу следящей системы.

Система содержит сельсин-датчик 1, сельсин-приемник 2, сумматор 3, усилитель 4, двигатель 5, редуктор 6, тахогенератор 7, делитель 8 напряжений, инерционное звено 9, масштабный

Сигнал оишбки с выхода сельсина- приемника 2 поступает через сумматор 3 на вход усилителя 4 и далее подается на вход двигателя 5, который через редуктор 6 поворачивает ось сельсина- приемника 2 в сторону уменьшения ошибки б следящей системы. Сигнал стабилизации следящей системы с выхода та10 и релейньй 11 блоки,резистор 12,конденсатор 13., общую шину 14, операцион-25 хогенератора 7 через делитель 8 напряже- ные усилители 15 и 16 и резисторы ния поступает на второй (инвертирующий) 17-25,

Сумматор 3 выполнен на операционных усилителях 15 и 16 типа 140УД7.

30

Инерционное звено 9 представляет собой апериодическое звено с передаточной функцией

вход сумматора 3. Сигнал, компенсирующий ошибки по скорости б следящей системы, такле снимается с выхода тахогенератора 7, проходит через инерционное звено 9, масштабируется до величины скоростной оишбки 0,« масштабным блоком 10 и подается на третий (неинвертирующий) вход сумматора 3. Под действием такогр дополнительного компенсирующего сигнала отрабатывающая ось следящей системы следит за задающей без скоростной ошибки б Q. .

V7, (р)

1

т,р-И

)

где Т - постоянная времени.

В качестве релейного блока 11 мо-. жет быть использован операп 1онный усилитель, включенный без обратной связи и имеющий характеристику, изображенную на фиг.З. Коэффициент усиления совмеренных операционных усилителей, выполненных в интегральной исполнении, достигает десятков и сотен тысяч. Если принять коэффициент усиления операционного усилителя К,, 100000 а максимальное напряжение на его выходе и 10 В, то напряжение на входе, составит

ГГ

,,

мВ

Изменение полярности сигнала на выходе инердаонного звена 9 приводит практически к мгновен ному переключению сигнала на выходе операционного

усилителя от +и

8bix. нас

и обратно. Оспдшлограммы

на входе и выходе релейного блока 11 приведены на фиг.4.

Система работает следую11:1им образом.

Ошибка 0 следящей системы, например, при гармоническом входном воздействии определяется ио формуле

о е„-4е,.е,

(1)

0мгде 65, - onni6Ka по скорости следящей системы;

6g - ошибка по ускорению следящей системы;

моментная ошибка следящей системы.

Сигнал оишбки с выхода сельсина- приемника 2 поступает через сумматор 3 на вход усилителя 4 и далее подается на вход двигателя 5, который через редуктор 6 поворачивает ось сельсина- приемника 2 в сторону уменьшения ошибки б следящей системы. Сигнал стабилизации следящей системы с выхода тахогенератора 7 через делитель 8 напряже- ния поступает на второй (инвертирующий)

хогенератора 7 через делитель 8 напряже- ния поступает на второй (инвертирующий)

вход сумматора 3. Сигнал, компенсирующий ошибки по скорости б следящей системы, такле снимается с выхода тахогенератора 7, проходит через инерционное звено 9, масштабируется до величины скоростной оишбки 0,« масштабным блоком 10 и подается на третий (неинвертирующий) вход сумматора 3. Под действием такогр дополнительного компенсирующего сигнала отрабатывающая ось следящей системы следит за задающей без скоростной ошибки б Q. .

Системы, используюшле жесткие та- хометрические связи, имеют малую добротность по скорости (К -100-200 1/с) но обладают достаточно широкой полосой пропускания, а следовательно и высокой добротностью по ускорению (Кс 10000 1/с). Ошибка по ускорению 0,.следящей системы мала по сравнению с ошибкой по скорости б„и моментной ошибкой б., поэтому в известной системе за счет применения дополнительного компенсатора устраняется опшбка по скорости б , а ошибка системы б. , как следует из выражения (1), определяется двумя последними членами. Моментная ошибка следящей системы равна

и

IPК

Ц5

К:

(2)

где

напряжение трогания следя 1401436

щей системы, обусловленное моментом нагрузки;

,- крутизна выходной характеристики сельсина-приемника 2 (т.е. чувствительного элемента),

- коэффиту ент усиления следящей системы в статическом режиме.

10

сл с по д бы по

си ош он ле го

Величину моментной ошибки 6f можно выразить через добротность по скорости. Добротность по скорости равна

Kfj -

V

Авк;1

где К. - коэффитщент передачи двигателя 5 5

Kg - глубина тахометрической обратной связи,

i - передаточное число редуктора 6 .

Определяют величину моментной оиибки 9 для двух типов следящих, систем - редукторной и брзредукторной,25 тановившейся моментной ошибки.

Вычислив значение коэффициента УСИ-- ления системы в статическом режиме Кц из вьфажения (3) и подставив его в выражение (2), определяют величину моментной оршбки для редукторной еле- ЗО дящей системы

15 рости слежения сигнал имеет пос ную величину и, (фиг.4). Далее нал масштабируется на входе сум 3 до величины моментной ояибки поступает на четвертый (неинвер

20 щий) вход сумматора 3. Под дей компенсирующего сигнала б отр вающая ось стремится совместит задающей, в результате чего пр дит слежение за входной осью б

Положительньй эффект от испо вания предлагаемого техническо шения по сравнению с известным ключается в повьш1ении точности щей системы за счет устранения новившегося значения моментной ки.

ем,

UTB- К

.. К.

(4)

Положительньй эффект от использования предлагаемого технического решения по сравнению с известным заключается в повьш1ении точности следящей системы за счет устранения установившегося значения моментной ошибки.

Использование предлагаемого техни- Величину моментной ошибки для без- 35 ческого решения позволяет повысить

точность следящей системы до 0,3

редукторной следящей системы получают из выражения (4) путем подстановки передаточного числа редуктора 6

по сравнению с 0,8 в известной системе.

На фиг.5 изображены осциллограммы опшбки следящей системы без компен- 40 сации и с компенсацией моментной ошибки, полученные на экспериментальном

HiLi.

-КАв

К

1-Э

п KO

макете. Из осциллограммы следует, что в установившемся режиме моментная ошибками отсутствует. Кратковременные

Л

всплески ошибки обусловлены зоной застоя исполнительной оси в момент изменения знака скорости задакщей оси.

45

Сравнивая выражения (4) и (5), видно, что при одной и той же добротности по скорости исходной системы (.без компенсации скоростной ошибки) моментная ошибка Вц в безредукторной системе в i раз больше, чем в редукторной. Это объясняется тем, что для

достижения одной и той же добротности 50фор ул-а изобретения по скорости исходной системы в безредукторной системе, как это следуетСледящая система по авт.св. из выражения (3), коэффициент усиле- . №-534738, отличающаяся ния усилителя 4 требуется в i раз тем, что, с целью повьшгения точности меньше, чем в редукторной. Уменьшение 55 системы, в ней дополнительно установ- коэффициента усиления, как это видно лен релейный блок, входом соединенный из выражения (2), приводит к увелйче- с выходом инерщ онного звена, а вы- нию моментной ошибки б«, . . ходом - с-четвертым входом сумматора.

10

,25 тановившейся моментной ошибки.

Таким образом, в безредукторных следящих системах, а также в системах с малой редукцией, особенно при использовании бесконтактного моментногр. двигателя 5,моментная ошибка B может быть соизмерима или превьппать ошибку по ускорению Sg . ,

В предлагаемой следящей системе сигнал для компенсации моментной ошибки Q1 снимается с выхода инерционного звена 9 и подается на вход релейного блока 11. На выходе релейного блока 11 при постоянном знаке ско15 рости слежения сигнал имеет постоянную величину и, (фиг.4). Далее сигнал масштабируется на входе сумматора 3 до величины моментной ояибки-0 и поступает на четвертый (неинвертирую20 щий) вход сумматора 3. Под действием компенсирующего сигнала б отрабатывающая ось стремится совместиться с задающей, в результате чего происходит слежение за входной осью без ус-ЗО

Положительньй эффект от использования предлагаемого технического решения по сравнению с известным заключается в повьш1ении точности следящей системы за счет устранения установившегося значения моментной ошибки.

точность следящей системы до 0,3

по сравнению с 0,8 в известной системе.

На фиг.5 изображены осциллограммы опшбки следящей системы без компен- 40 сации и с компенсацией моментной ошибки, полученные на экспериментальном

макете. Из осциллограммы следует, что в установившемся режиме моментная ошибками отсутствует. Кратковременные

Л

всплески ошибки обусловлены зоной застоя исполнительной оси в момент изменения знака скорости задакщей оси.

45

фиг.1

OmZ

0/п8

Фиг.г

фиг.З

,8,.33rt4

Ц)иг.

фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1401436A2

Следящая система 1975
  • Смирнов Виктор Сергеевич
SU534738A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
,
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1919
  • Кауфман А.К.
SU54A1

SU 1 401 436 A2

Авторы

Смирнов Виктор Сергеевич

Даты

1988-06-07Публикация

1986-12-08Подача