%
оых
& со со
Јь 1 1
3
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу, и может быть использовано в следящих системах повышенной точности, реализованных на базе вентильных электродвигателей.
Цель изобретения - повышение динамической точности управления вентильным электроприводом, за счет устранения ошибки по частоте вращения.
На фиг.1 изображена функциональная схема вентильного электропривод на фиг.2 - структурная схема следящего электропривода; на фиг.З - осциллограммы изменения напряжения на синусной обмотке вентильного электродвигателя при движении входной оси по гармоническому закону.
Вентильный электропривод содержит двухфазный синхранный электродвигатель Г, механически связанный с элементом 2 сравнения, с датчиком 3 положения ротора и с тахогенератором 4. Датчик 3 положения ротора выполнен в виде вращающегося трансформатора г синусной 5 и косинусной 6 Е.ЫХОДНЫМЧ обмотками. Тахогенератор выполнен в виде двухфазного синхронного генератора с синусным 7 и косинусным 8 выходами. Вентильный электропривод содержит также предварительный усилитель 9, вход которого подключен к элементу сравнения, а выход - к входной обмотке 10 датчика 3 положения ротора. Синусная обмотка 5 датчика 3 положения ротора подключена к входу первого фазочув- ствительного выпрямителя 11, выход которого подключен к неинвертирующему входу первого суммирующего усилителя 12. Выход первого суммирующего усилителя подключен к синусной обмотке 13 двухфазного синхронного электродвигателя 1. Конусная обмотка 6 датчика 3 положения ротора подключена к входу второго фазочув- ствительного выпрямителя 14, выход которого подключен к инвертирующему входу второго суммирующего усилителя 15, выход которого подключен к косинусной обмотке 16 двухфазного синхронного электродвигателя 1. Синусный 7 и косинусный 8 выходы тахогене ратора 4 подключены к инвертирующим входам соответственно первого 12 и второго 15 суммирующих усилителен.
,
Вход элемента 12 сравнения является входом управления электропривода.
Кроме того, вентильный электропривод содержит первый 17 и второй 18 инерционные блоки, входы которых подключены соответственно к синусному 7 и косинусному 8 выходам тахо- генератора 4, а выходы - к неинвер-
Q тирующим входам первого 12 и второго 15 суммирующих усилителей соответственно.
Вентильный электропривод работает следующим образом.
5 При движении входной оси с постоянной частотой вращения в системе возникает скоростная ошибка
Л Q
TQ
Q где Кф - добротность системы по
скорости.
При подаче сигнала ошибки 9 на первичную обмотку 10 датчика 3 положения ротора (ДПР) на синусной 5 и 5 косинусной 6 обмотках последнего образуются напряжения переменного тока, огибающие которых равны U 5 - K9Kn6nsin mXf; (1) Us K.KnQncos m(f,
Q где Кq - коэффициент трансформации
ДПР 3;
Кл - коэффициент усиления предварительного усилителя 9; qj - угол поворота ротора электродвигателя 1;
га - число пар полюсов электродвигателя 1 и ДПР 3. Далее эти сигналы выпрямляются, фазочувствительными выпрямителями 11 и 14, усиливаются усилителями 12 и
15и подаются на синусную 13 и косинусную 16 якорные обмотки синхронного электродвигателя 1. В результате взаимодействия магнитных пое токов, создаваемых обмотками 13 и
16якоря, с магнитным потоком ротора 19 создается вращающий момент, обеспечивающий слежение выходной оси .за входной.
0
Сигналы стабилизации следящего привода снимаются и формируются на синусном 7 и косинусном 8 выходах тахогенератора 4 и поступают соответственно на инвертирующие входы суммирующих усилителей 12 и 15. Сигналы для компенсации скоростной ошибки формируются в инерционных блоках 17 и 18 и поступают соответ э 1
ственно на неинвертирующие входы усилителей 12 и 15. Под действием этих сигналов выходная ось довернется в пространстве на угол QQПри изменении напряжений на синус ной и косинусной U соз обмотках электродвигателя при вращении его ори с постоянной скоростью п.в круговая частота СО равна
С0 2 ,(2)
полюсов вентиль-
где m - число пар
кого электродвигателя 1.
На фиг.З приведены осциллограммы изменения напряжения на синусной обмотке 13 вентильного электродвигателя 1 при движении входной оси по гармоническому закону. Частота огибающей сигнала равна частоте входного сигнала 0 Ву , частота несущей переменна и зависит от частоты вращения оси двигателя. Минимум частоты (нулевое значение) - в точке пересечения огибающей с временной осью.
Для того, чтобы компенсирующая обратная связь была эффективной, необходимо, чтобы круговая частота СО находилась в полосе пропускания частот инерционного блока, т.е. выполнялось условие
63
;
V
(3)
где Т - постоянная времени инерционного блока 17/18 (апериодического звена). Условие (3) с учетом (2) можно
записать
2lTn,
,m --.
(4)
Из последнего выражения можно определить частоту вращения двигателя
Г
Покажем возмокность устранения скоростной ошибки.
Величины сигналов на выходах инерционных блоков 17 и 18 равны
(5)
U
17 W(p) КТГ 0ВЫ)( sin mcf U1g W(P).KTr-0Bb(y.Cos тф.
(6)
Если привести чти сигналы к входной обмотке 10 ДПР 3, то получим U5 W(p)W9MB(p)- &1гвеь 51п Щ+
+ V,4P)Wcp4b-(p)KT .cos2mq (7 W(p)(p)KTr.
Аналогично можно привести к входной обмотке 10 и сигналы стабнлизи334776
рующей обратной связи с тахогенера- тора А.
На фиг.2 изображена структурная схема следящего привода, эквивалент- ная схеме, изображенной на фиг.1.
Передаточная функция разомкнутой системы равна
w(p) .bl5lWjfilElJ l/E:r. ,
10 мр; 1 - (P)KTr :Koc2w(p)-Koc,
где Wno - передаточная функ3
Т +1 Vf
ция электродвигателя 1;
5
1
0
5
0
5
W(p) - передаточная функ ция инерционного
блока 17 (18); К - коэффициент усиле- ния усилителя 12
(15);
К-. - коэффициент передачи тахогенера- тора 4;
К и КОС2 коэффициенты передачи сигналов обратной связи с тахогенератора; к К7,. к« кп-ифчв(р)
К - крутизна выходной характеристики элемента сравнения 2;
К - коэффициент усиления предварительного усилителя 9.
Для простоты математических выкладок примем W(Jg(p) Kmqg. Если
0 выполнять условие
к„ i KMKie KoL« KrrT,
осЈ
Кцк9вкос( Ктг
oci
- Ј. L
К I
где К 1 + К КдвКОС1Ктг
(9)
то передаточная функция системы с учетом стабилизирующей и компенсирующей связей равна
50
W(p)
КЈ.)
2 ДпР Т, % (Ю)
р ст ггр + О
np +
т;;-т-т;
- добротность системы по ускорению Т
115
К
RP
К .- - добротность системы по скорости. Наличие астатизма второго порядка в системе указывает на отсутст- вне ошибки по скорости.
Таким образом, за счет введения коррекции позиционного сигнала обрат- ной связи по частоте вращения в каждом канале управления вентильным электродвигателем обеспечивается устранение ошибки по скорости и тем самым повышается динамическая точность управления электроприводом.
Формула изобретения
Вентильный электропривод,, содержащий двухфазный синхронный электродвигатель, механически связанный с элементом сравнения, с датчиком положения ротора, выполненным в виде вращающегося трансформатора с синусной и косинусной выходными обмотками, и с тахогенератором, выполненным в виде двухфазного синхронного генератора, предварительный
усилитель, вход которого подключен к выходу элемента сравнения, а выход подключен к входной обмотке датчика положения ротора, синусная и косинусная обмотки которого соответственно через первый и второй фазо- чувствительные выпрямители,-первый и второй суммирующие усилители сое-, динены с синусной и косинусной якорными обмотками двухфазного синхронного электродвигателя, синусный и косинусный выходы тахогенератора подключены к инвертирующим входам соответственно первого и второго суммирующих усилителей, вход элемента сравнения является входом управления электропривода, отличающийся тем, что, с целью повышения динамической точности управления путем устранения ошибки по частоте вращения, в него дополнительно введены первый и второй инерционные блоки, входы которых соответственно подключены к синусному и косинусному выходам тахо- генератора, а выходы - к неинвертирующим входам первого и второго суммирующих усилителей соответственно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бесконтактный регулируемый электропривод | 1982 |
|
SU1075344A1 |
Реверсивный вентильный электродвигатель | 1983 |
|
SU1132329A1 |
Способ настройки моментного вентильного электродвигателя | 1981 |
|
SU1008857A1 |
Бесконтактный регулируемый электропривод | 1986 |
|
SU1361697A1 |
Следящий электропривод | 1991 |
|
SU1833828A1 |
Моментный вентильный электродвигатель | 1981 |
|
SU995218A1 |
Бесконтактный регулируемый электропривод | 1990 |
|
SU1830598A1 |
Вентильный электропривод | 1986 |
|
SU1619372A1 |
Вентильный электропривод | 1988 |
|
SU1510060A1 |
Реверсивный вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1297186A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах повышенной точности. Целью изобретения является повышение динамической точности управления за счет устранения ошибки частоты вращения. Для достижения указанной цели вентильный электропривод дополнительно содержит первый и второй инерционнее блоки, включенные в каждый канал обратной связи по частоте вращения. На выходе датчика 3 положения ротора формируются сигналы управления каждой фазой двухфазного синхронного электродвигателя 1. С выхода синхронного тахогенератора 4 гармонические сигналы коррекции по частоте вращения заводятся на инвертирующие входы усилителей 12 и 15. Параллельно этим сигналам на неинвертирующие входы этих же усилителей подаются сигналы с инерционных блоков 17 и 18, За счет коррекции сигнала обратной связи по частоте вращения обеспечивается достижение положительного эффекта. 3 ил. (/
вь.
1 I 7v /
Фаз. 2
Фиг.3
Вентильный электропривод | 1986 |
|
SU1619372A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Моментный вентильный электродвигатель | 1984 |
|
SU1171916A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Беленький Ю.Н | |||
и др | |||
Опыт разработки и применения безконтактных моментных приводов | |||
- Л.: ЛДНТП, 1987, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1991-03-07—Публикация
1988-06-15—Подача