1
Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин и, в частности к уплотнительным смазкам для резьбовых соединений бурильных и обсадных колонн, для смазки опор шарошечных долот, работающих в условиях высоких температур и притока в сква- жину минерализованных вод.
Целью изобретения является повышение противозадирных свойств и снижение вязкости смазки.
Для приготовления смазки используют графит, высокоокисленньй битум натриевое мыло кубового остатка синтетических жирных кислот (СЖК), резиновую крошку, полученную при регенерации автомобильных шин и камер, и в качестве минерального масла могут быть использованы масло индустриальное И-20А, масло авиационное МС-10.
Введение в состав смазки высокоокисленного битума увеличивает термостойкость смазки и улучшает ее адгезионные свойства к металлу резьбовых соединений бурильных труб. Кроме того, он обеспечивает смазке требуемую консистентность и вязкость, т.е. противовымываемость. Дополнительную вязкость и пластичность смазке
||
сд
о:
4 СП
СП
10
15
700-1200 Н, сохраняя работоспособность при температуре до -150 С.
Кроме того, предлагаемые смазки испытывались при нанесении на влажные резьбовые соединения 3-133 бурильных труб ЛБТ мм. Геремтизирующая способность определялась визуально, После нанесения смазки бурильные трубы включались в компоновку инструмента и велось бурение с давлением в колонне 12-13 МПа в течение 8,5 ч. После развинчивания соединений видимых следов прохода бурового раствора не наблюдалось, дополнительного нанесения смазки не требовалось.
Затем без дополнительного нанесения предлагаемой смазки было проведе но еще два свинчивания и испытание с
перемешивают 30-40 мин, отключают наг Q давлением внутри труб 15-17 МПа при грев и добавляют порциями высокоокис- ленньй битум. После чего перемешивают раствор еще 30-40 мин до полного растворения битума. Затем добавляют, графит и мыла СЖК, перемешивают 12- 15 мин и охлаждают.
Омыление СЖК производят в отдельной емкости путем нагревания до расплавления, вводят 40%-ньй раствор каустика в соотношении 1:1 по объему. Смесь тщательно перемешивают и в горячем виде переносят в раствор. Для проведения испытаний готовят составы смазок, приведенные в табл.1
Из табл. 1 видно, что уменьшение содержания высокоокисленного битума
придает натриевое мыло кубового остатка СЖК.
Графитовьй порошок обеспечивает смазывающие и противозадирные свойства смазки, особенно в период приработки резьб, и кроме того, обеспечи- с вает облегчение, свинчивания труб. Резиновая крошка обеспечивает герметичность уплотнения в резьбовых зазорах. Индустр-иальное мас - ло или МС-10 обеспечивает достаточно быстрое растворение высокоокисленного битума и резиновой крошки (при 160-200°С).
Смазку готовят следукмдим образом.
Индустриальное масло или МС-10 нагревают в емкости с мешалкой до 160-180° С, добавляют резиновую крошку,
30
бурении 7,5 и 5,5 ч. При этом перетоков бурового раствора в этих соедине,- ниях не отмечено, большая часть смазки оказалась смещенной к уплот- 25 няющим торцам соединений.
Опыты показали, что предлагаемая смазка повышает герметичность резьбового соединения и достаточно долговечна при работе в условиях переменных температур, давлений и вибрационных нагрузок.
Таким образом, предлагаемая смазка- обладает лучшими адгезионными свойствами, приводящими к повышенной герметичности, позволяющей вести буре- 3 ние при давлениях свыше 45-47 МПа (давление в колонне 15-17 МПа плюс гидростатическое давление на глубине около 3000 м порядка 30 МПа).
меньше 12 мае. % (здесь и далее мас.%) приводит к резкому уменьшению вязкости и увеличению текучести смазки, а увеличение содержания свыше 15% наоборот приводит к резкому увеличению вязкости и уменьшению текучести смазки.
Для сравнения был приготовлен состав известной смазки (состав 4), мае. %:
Натуральньй каучук
Грабит
Битум (BH-IV)
Авиамасло МС-20
У составов смазок ли предел прочности.
23 3
12
62- ,
(1-4) определя- вязкость и критическую нагрузку. Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Как видно, предлагаемая смазка , обеспечивает увеличение предела прочности в 4 раза и снижение вязкости в 1,5 раза при критической нагрузке
давлением внутри труб 15-17 МПа при
бурении 7,5 и 5,5 ч. При этом перетоков бурового раствора в этих соедине,- ниях не отмечено, большая часть смазки оказалась смещенной к уплот- няющим торцам соединений.
Опыты показали, что предлагаемая смазка повышает герметичность резьбового соединения и достаточно долговечна при работе в условиях переменных температур, давлений и вибрационных нагрузок.
Таким образом, предлагаемая смазка- обладает лучшими адгезионными свойствами, приводящими к повышенной герметичности, позволяющей вести буре- ние при давлениях свыше 45-47 МПа (давление в колонне 15-17 МПа плюс гидростатическое давление на глубине около 3000 м порядка 30 МПа).
Кроме того, ввиду повышенной гид- рофобности, смазка обладает коррозионной прочностью, предохраняя металл резьбовых соединений от коррозии, обладает повышенной стойкостью к минерализации раствора, повышает износостойкость резьбовых соединений, при многократном свинчивании и раз- ; винчивании и обладает улучшенными противОизносными, цротивозадирными и уплотняющими свойствами.
Формула изобретения
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений, содержащая минег ральное масло, графит, битумную и полимерную добавки, о т л и ч а - ю щ а я с я тем, что, с целью по- вьш1ения противоз;адирных свойств и
5 1456455
снижения вязкости смазки, она дополнительно содержит на.триевое мыло кубового остатка синтетических жирных кислот, в качестве битумной добавки содержит высокоокисленный битум и в качестве полимерной добав- :ки содержит резиновую крошку, полу- ченную при регенерации автомобильных лтн и камер, при следующем соотноше- НИИ компонентов, мае. %: Графит 1-2 Высокоокисленный битум 12-14
Резиновая крошка, полученная при ре- генердции автомобильных шин и камер
Натриевое мыло кубового остатка синтетических жирных кисг лот
Минеральное масло
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1987 |
|
SU1505965A1 |
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1737005A1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ "УГС" | 1998 |
|
RU2136722C1 |
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1977 |
|
SU667586A1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ СМАЗКА ДЛЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 1996 |
|
RU2125085C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗКИ ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 2001 |
|
RU2187545C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 2003 |
|
RU2231540C1 |
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1786062A1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ СМАЗКА ДЛЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 1997 |
|
RU2114906C1 |
Герметизирующая смазка для резьбовых соединений | 1980 |
|
SU925996A1 |
Изобретение касается смазочньЬс 1 составов, в частности уплотнитель- ной смазки для резьбовых соединений бурильных и обсадных колонн, опор шарошечных долот, работающих в условиях высоких температур и притока в скважину минерализованных вод. Цель - повышение противозадирных свойств и снижение вязкости смазки. Последняя содержит, мас.%: графит 1-2; высокоокисленный битум 12-14; резиновую крошку, полученную при регенерации автомобильных шин и камер 5-7; натриевое мыло кубового остатка синтетических жирных кислот 2-3; минеральное масло остальное. Новая смазка обеспечивает увеличение предела прочности в 4 раза и снижение вязкости в 1,5 раза при критической нагрузке 700-1200 Н и сохранении работоспособности до минус . 2 табл. (Л
Графитовый порошок
Масло минеральноеДо 100 До 100 До ТОО
Таблица 1
1
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1980 |
|
SU939528A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Смазка для резьбовых соединений | 1980 |
|
SU1004458A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Дон Н.С | |||
Применение смазок для резьбовых соединений труб при бурении нефтяных и газовых скважин | |||
Обзор | |||
Сер.; Бурение, вып | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
- М.: ВНИИОЭНГ, 1985, с | |||
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Авторы
Даты
1989-02-07—Публикация
1986-10-27—Подача