Устройство управления электронной игрой Советский патент 1989 года по МПК A63F9/24 

Описание патента на изобретение SU1470311A1

Изобретение относится к устройствам управления электронными играми и может быть использовано при проведении коллективных игр.

Цель изобретения - повышение надежности управления путем исключения ложных срабатываний.

На фиг. 1 представлена структурная схема устройства управления электронной игрой, раскрывающая функционирование схемы на уровне блоков для игры на игровом поле из девяти клеток с наличием всех связей и учетом нагрузочной способности применяемых элементов; на фиг. 2 и 3 - функциональные схемы блока формирования сигналов хода и игры и блока формирования синхросигналов с указанием всех входных и выходных сигналов; на фиг. 4 и 5 - функциональные схемы блоков анализа игровых ситуаций и узла блокировки с указанием всех основных сигналов.

Устройство управ.чеи.чя э.чектронпой игрой содержит (фиг. I) девять блоков 1 индикации хода игры, ключи 2 хода игры, переключатель 3 очередности хода. Б. чжи I индикации хода игры включают в С1-5я элементы И 4 ii 5, разноцветные индикаторы 6 и 7, элемент И-НЕ 8, тиристоры 9 и 10 и элемент И II. Устройство также имеет к. 12 начальной установки игры блок 13 формирования сигналов хода игры,блок 14 формирования синхросигналов, блоки 15 и 16 анализа игровых ситуаций и узол 17 блокировки, ключ 18 режима игры, индикаторы 19 и 20 и резисторы , R2.

Блок I предназначен для приема управляющих сигналов «Пр. хода (Вх1. В.2), включения соответствующего разноцветио1Ч) индикатора, формирования сигналов «Пр. хода, «Ход сделан (Вых., Вых.2) и включает в себя (фиг. 1) первые и вторые элементы И 4 и И 5 и разноцветные индикаторы 6 и 7, э,те.ент И - НЕ 8 и первый

со

и второй тиристоры 9 и 10, третий элемент

И 11.

Ключи 2 хода игры предназначены для запуска и срабатывания блоков 1 и схемы устройства в целом.

Переключатель 3 очередности хода предназначен для приема сигналов «Пр. хода с объединенных первых выходов девяти блоков индикации хода игры,фиксации очередности хода и обеспечения включения соответствующих разноцветных индикаторов блоков 1. Блок 13 формирования сигналов хода игры предназначен для приема сигналов результата анализа состояния блоков 1, задающих и управляющих сигналов блока формирования синхросигналов,

10

лов блока формировании (ИНЛри1 И1 налип, с i

переключателя очередности хода анализато-инверторы 98 и 99.

При этом дешифратор 69 строк выполняется на девяти трехвходовых элементах И-НЕ, которые формируют один из девяти выходных сигналов при наличии на входе дещифратора комбинаций 011.101.110 входных сигналов признаков состояния полей одного цвета (играющего) и отсутствии входных сигналов запрета по результатам анализа состояния полей соответствующих строк противоположного цвета.

Аналогично реализованы дещифраторы столбцов 70 и диагоналей 71.

Узел 17 блокировки предназначен для приема инвертированных сигналов состояния игровых полей. Узел содержит элементы И-НЕ 74-93, элементы И-НЕ 94-97 и

ров, объединения сигналов результата анализа на мультиплексоре, формирования вьиод- ных управляющих сигналов на выходной магистрали Вых.1 и выдачи их на вторые входы соответствующих блоков 1, соответствен- 20 но сигнал «Запуск автомата - Зап.А по переднему фронту поступивщего сигнала с выхода 2 переключателя очередности хода. Блок содержит (фиг. 2) восемь звеньев 21 опросчика наличия свободных игровых

Индикаторы 19 и 20 предназначены для визуальной сигнализации на лампах типа

СМН 63-30 выигрышной позиции в процессе проведения игры.

Устройство выполнено в виде настольной, типа шашечной, доски с разбивкой на девять игровых полей (клеток), изолированных друг от друга для исключения взаимной засветки. Верхняя крышка доски выполнена из прозрачного материала, что дает

полей

ика наличия своиидныл ш рившлпспа по ир- рч-шч.. v 1чи.ч,|..и«.ьж, ..« -

реализацией каждого звена на 25 возможность расцвечивать любое поле в

. - .. лч тт 1 Т- 1-Ч(1IT С лТТ Г ОС ,, ,, , , п1-. 111-« г п ООПи/ ИИД ГЛ/тТЧЛ ТТХР/ Ч

элементах НЕ 22, И-НЕ 23, И 24, НЕ 25, мультиплексор 26, элементы НЕ 27, И 28, триггеры 29 и 30, дешифратор 31, элементы И 32, НЕ 33 и / С-цепочку.

один из двух цветов, в зависимости от того, какой включается один из двух разноцветных индикаторов, вмонтированных во всех девяти клетках игровых полей. На каждом

При этом мультиплексор 26. выполняется о ° установлень микроминиатюрнь1е ключи на восьмиканальных мультиплексорах, KOTOj рые обеспечивают подключение к выходной девятиразрядной магистрали сигналов управления по входу 2 блоками 1 от шести

источников их формирования.

Блок 14 предназначен для формирования задающих сигналов «Признак первого хода (Пр.1х), запуска опросчика состояния игровых полей (ИЗ), сигналов управления мультиплексором (1/1, У2, К4) и включает в себя

2 хода игры (кнопки типа КМ1), или аналогичные им, при нажатии которых срабатывает соответствующий блок 1 индикации хода игры и устройство в целом.

После включения устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии на один из разноцветных индикаторов 6 и 7 игровых полей не включен.

Пусть переключатель 3 очередности хода находится в положении, когда на его пер|rltlJIV-r 4 Vyi7V- i i rJ) / - - - ----,

(фиг. 3) генератор 34 импульсов, одновиб- 40 вом выходе (Вых.1) присутствует положиратор 35 для задержки сигналов ответа автомата, триггер 36 разрешения хода автомата, синхронизатор на элементах И-НЕ 37-40. Выход 41 элемента И-НЕ 39 соединен с входом элемента НЕ 42. Блок 14 также включает в себя триггеры 43 и 44, элементы И 45-48, распределители ходов и тактов, элементы И-НЕ 50-52, элементы И-ИЛИ-НЕ 53 и 54, элемент НЕ 55, элементы И-НЕ 56-58 и элемент НЕ 59.

45

тельный сигнал, поступающий на третьи входы (Вх.З) девяти блоков 1 (на третьи входы первых элементов И 4), на четвертых входах (Вх.4) этих же блоков с второго выхода переключателя 3 в этот момент сигнал отсутствует (на третьих входах вторых элементов И 5).

При включении играющим ключа 2 хода игры его выходной сигнал поступает на первый вход (Вх.1) соответствующего блока Блоки 15 и 16 анализа игровых ситуа- 1 (первый вход первого элемента И 4) и

соответствующий вход из девяти входов (Вх.1-Вх.9) блока 13. Блок 13 (фиг. 2)

ций предназначены для приема сигналов состояния игровых полей от соответствующих блоков 1 индикации хода игры и включают в себя инверторы 60, элементы И 61-68,

в режиме использования электронной игры не в автоматическом режиме (в режиме игры

в СеОЯ ИНВеигииы ии, jjicmcnioi II UI-ии,- -, .,,г,

дешифраторы 69 строк, столбцов 70 и диаго- 55 партнеров) формирует от сигна 1ов

..l. . , .. ..i niniipu 9 уппя ИГПЫ с ПОМО ИЬЮ МУЛЫИналей 71, формирователь 72 сигнала признака выигрыща (Пр.В) и узел 73 объединения.

ключей 2 хода игры с помощью мультиплексора 26 выходной сигнал на соответствующем выходе девятиразрядной выходной

0

с i

При этом дешифратор 69 строк выполняется на девяти трехвходовых элементах И-НЕ, которые формируют один из девяти выходных сигналов при наличии на входе дещифратора комбинаций 011.101.110 входных сигналов признаков состояния полей одного цвета (играющего) и отсутствии входных сигналов запрета по результатам анализа состояния полей соответствующих строк противоположного цвета.

Аналогично реализованы дещифраторы столбцов 70 и диагоналей 71.

Узел 17 блокировки предназначен для приема инвертированных сигналов состояния игровых полей. Узел содержит элементы И-НЕ 74-93, элементы И-НЕ 94-97 и

инверторы 98 и 99.

Индикаторы 19 и 20 предназначены для визуальной сигнализации на лампах типа

СМН 63-30 выигрышной позиции в процессе проведения игры.

Устройство выполнено в виде настольной, типа шашечной, доски с разбивкой на девять игровых полей (клеток), изолированных друг от друга для исключения взаимной засветки. Верхняя крышка доски выполнена из прозрачного материала, что дает

пспа по ир- рч-шч.. v 1чи.ч,|..и«.ьж, ..« -

возможность расцвечивать любое поле в

возможность расцвечивать любое поле в

,, ,, , , п1-. 111-« г п ООПи/ ИИД ГЛ/тТЧЛ ТТХР/ Ч

один из двух цветов, в зависимости от того, какой включается один из двух разноцветных индикаторов, вмонтированных во всех девяти клетках игровых полей. На каждом

о ° установлень микроминиатюрнь1е ключи

2 хода игры (кнопки типа КМ1), или аналогичные им, при нажатии которых срабатывает соответствующий блок 1 индикации хода игры и устройство в целом.

После включения устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии на один из разноцветных индикаторов 6 и 7 игровых полей не включен.

Пусть переключатель 3 очередности хода находится в положении, когда на его пер----,

40 вом выходе (Вых.1) присутствует положи 40 вом выходе (Вых.1) присутствует положи45

тельный сигнал, поступающий на третьи входы (Вх.З) девяти блоков 1 (на третьи входы первых элементов И 4), на четвертых входах (Вх.4) этих же блоков с второго выхода переключателя 3 в этот момент сигнал отсутствует (на третьих входах вторых элементов И 5).

соответствующий вход из девяти входов (Вх.1-Вх.9) блока 13. Блок 13 (фиг. 2)

в режиме использования электронной игры не в автоматическом режиме (в режиме игры

- -, .,,г,

партнеров) формирует от сигна 1ов

партнеров) формирует от сигна 1ов

i niniipu 9 уппя ИГПЫ с ПОМО ИЬЮ МУЛЫИключей 2 хода игры с помощью мультиплексора 26 выходной сигнал на соответствующем выходе девятиразрядной выходной

магистрали, который поступает на тот же блок 1, но уже на вход 2 (первый вход второго элемента И 5). Таким образом обеспечивается подача сигналов от ключей 2 хода игры на первые и вторые входы блоков индикации хода игры.

Блок I при поступлении на его первый, второй и третий входы (Вх1-ВхЗ) сигналов срабатывает при этом следующим образом. Так как на всех входах первого элемента И 4 одновременно оказались три сигнала с положительным потенциалом (на втором входе от третьего элемента И II), на его выходе сформируется сигнал, поступающий через элемент И-НЕ 8 на выход 1 блока и далее на вход 1 переключателя 3

Таким образом, каждая сторона поочередно включает свободные игровые поля до тех пор, пока какая-либо сторона не наберет выигрышную комбинацию трех подряд включенных полей одного цвета по одной из двух диагоналей, из трех строк или одному из трех столбцов.

В процессе игры партнеров состояние, очередность, порядок и сочетание включае- 10 мых игровых полей анализируется первым и вторым блоками 15 и 16 (фиг. 4), на входы которых с девяти блоков 1 индикации хода игры поступают по девять признаков одного цвета (с анодов тиристоров 9) на блок 15 и противоположного цвета (с анодов тиочередности хода и на управляющий элек- ристоров 10) на блок 16. При возникно- трод первого тиристора 9. Тиристор отпи-вении выигрышной комбинации одного из

рается и обеспечивает включение индикатора 6. С выхода второго элемента И 5 при

этом сигнал не сформировался, так как на его

цветов формирователь 72 соответствующего первого или второго блока 15 или 16 срабатывает, формирует сигнал «Признак выигрытретьем входе (Вх.4 блока) сигнал с Вых.2 20 и - Пр.в и включает соответствующий переключателя 3 отсутствовал. Таким обра-индикатор 19 или 20 выигрыша. Игра зазом, одно из игровых полей электроннойканчивается.

игры начало подсвечиваться включеннымДля того, чтобы начать новую партию

индикатором 6 соответствующего цвета и(игру), необходимо ключом 12 начальной усоно считается уже занятым. Одновременно тановки игры включить тиристоры 9, 10 всех по сигналу с элемента И-НЕ 8 этого же 25 блоков 1 индикации хода игры, блока 1 переключился переключатель 3 оче-В режиме использования устройства с

автоматическим ответом вместо второго партнера оно работает следующим образом. В этом режиме работа всех девяти блоков I индикации хода игры и переключателя 3 очередности хода аналогично описанному режиму использования устройства двумя играющими без автоматического ответа.

Только в этом случае мультиплексор 26 обеспечивает подключение к выходной девяторов 9 или 10, отрицательный потенциалтиразрядной магистрали сигналов управлес анода открытого тиристора поступает на .,,- о лп.о,,,, „,,-,,.,-о,,,,,, -.- третий элемент И 11, который запрещает по вторым входам срабатывание эле.ментов И 4 и 5. Таким образом, сколько бы раз мы не включали ключ 2 в занятой клетке игрового поля переключение цвета не произойдет 40 ветных ходов ключ 18 режима игры размы- и возможность формирования сигнала вы-кается (устанавливается в положение «Реходного (Вых.1) для переключения (в дан-жим 2) и разрешающий потенциал положином случае уже ложного) переключателя 3тельной полярности поступает через резисочередности хода полностью исключена.тор R2 на блок 14 (фиг. 3), где заТак как одно из игровых полей уже под-прещает формирование элементами И --НЕ

свечивается включенньЕм индикатором 6, то 56 и 57 управ.тяющих сигналов для мульредности хода и сигналом через свои второй выход (Вых.2) подготавливает к срабатыванию вторые элементы И 5 всех девяти блоков 1 индикации хода игры.

Схемное решение блока I обеспечивает исключение результатов ошибочного (случайного или преднамеренного) повторного включения ключа 2 занятого игрового поля, так как при отпирании одного из тирисния по входу 2 блоками индикации хода игры не от ключей 2 хода игры, а от одного из блоков 15-17.

Для автоматического формирования оттиплексора 26 блока 13 (фиг. 2), которые обеспечивают подключение ключей 2 хода игры в режиме обоих играющих и ккию- шает работу синхронизатора на 3.. И-НЕ 37-40.

оно считается занятым, и другая играющая сторона выбирает свободное игровое поле и включает на нем ключ 2 хода игры. При этом уже срабатывает второй элемент И 5 соответствующего блока 1, так как на его первом, втором и четвертом входах (Вх.1, Вх.2 и Вх.4) одновременно оказались три положительных сигнала. Выходным сигналом второго элемента И 5 отпирается второй тиристор 10, который вклю50

типлексора 26 блока 13 (фиг. 2), которые обеспечивают подключение ключей 2 хода игры в режиме обоих играющих и ккию- шает работу синхронизатора на 3.. И-НЕ 37-40.

После первого хода играющего переклю- чатель 3 очередности хода срабатывает и на его втором выходе формируется cHi na.i положительной полярности, который, поступая на вход блока 13 обеспечипает

чает уже индикатор 7 другого цвета, и формирование на элементах И - НЕ 27. tl 28

рез элемент 8 переключается по цепи Вых.1и /, С сигнала «Зап.А по переднему фронблока 1 - Вх.1 и переключател( 3 оче-ту с одновременным перек. 1ючением двухредности хода. . разрядного счетчика на триггерах 29 и 30

Таким образом, каждая сторона поочередно включает свободные игровые поля до тех пор, пока какая-либо сторона не наберет выигрышную комбинацию трех подряд включенных полей одного цвета по одной из двух диагоналей, из трех строк или одному из трех столбцов.

В процессе игры партнеров состояние, очередность, порядок и сочетание включае- мых игровых полей анализируется первым и вторым блоками 15 и 16 (фиг. 4), на входы которых с девяти блоков 1 индикации хода игры поступают по девять признаков одного цвета (с анодов тиристоров 9) на блок 15 и противоположного цвета (с анодов тиристоров 10) на блок 16. При возникно- вении выигрышной комбинации одного из

тиразрядной магистрали сигналов управле .,,- о лп.о,,,, „,,-,,.,-о,,,,,, -.- ветных ходов ключ 18 режима игры размы- кается (устанавливается в положение «Рения по входу 2 блоками индикации хода игры не от ключей 2 хода игры, а от одного из блоков 15-17.

Для автоматического формирования от 56 и 57 управ.тяющих сигналов для муль50

типлексора 26 блока 13 (фиг. 2), которые обеспечивают подключение ключей 2 хода игры в режиме обоих играющих и ккию- шает работу синхронизатора на 3.. И-НЕ 37-40.

После первого хода играющего переклю- чатель 3 очередности хода срабатывает и на его втором выходе формируется cHi na.i положительной полярности, который, поступая на вход блока 13 обеспечипает

блока 13 и выдачей сигнала «Зап.А на вход 2 блока 14.

В блоке 14 сигнал «Зап.А включает триггер 36 разрешения формирования автоматического ответа, запускает распредели- тель 49 ходов и одновибратор 35, который срабатывает с задержкой на 0,5 с. Это позволяет на данное заблокировать работу синхронизатора на элементах 37- 40 тактируемого сигналами от генера-, тора 34 импульсов, и сформировать ответ- ный ход автомата не мгновенно, а с задержкой, что уже визуально фиксируется играющим и повышает удобство и занимательность игры.

Распределитель 49 ходов по сигналу «Зап.А переключается в первое положение, и на его первом выходе (с элемента И 45) появляется сигнал, который подготавливает элемент И-НЕ 50. При этом по истечении времени задержки в 0,5 с одновибратор 35 снимает блокировку с эле- мента И-НЕ 38 и сигналы с генератора 34 импульсов начинают поступать через синхронизатор (элементы 37-40) и элемент НЕ 42 на вход распределителя 49 тактов хода.

Первый же сигнал с генератора 34 им- пульсов и элемента НЕ 42 переключает распределитель 49 тактов хода в первое положение (первый такт) и на его выходе 5 (выход элемента И 45) появляется сигнал, поступающий на элемент И-НЕ 50, так как на его первый вход уже поступил сигнал с первого выхода распределителя 49 хода, то он формирует выходной сигнал отрицательной полярности и выдает его на входы элементов НЕ 59 и И-НЕ 58.

С выхода элемента НЕ 59 сигнал при- знака первого хода (Пр.1х) поступает на вход Пр.х блока 13 (фиг. 2), где на дешифраторе 3 и элементах И 32, НЕ 33 формируется управляющий сигнал первого автоматического ответного хода с занятием центрального игрового поля (1-5) или одного из четырех угловых полей (1 - 1, 1-3, 1-7, 1-9) в зависимости от первого хода играющего.

Сигналы элементов И-НЕ 58, (Vi ), И- НЕ 57 (1/2) и И-НЕ 56 (V4) (фиг. 3) в виде соответствующей для данного случая кодовой посылки (100) поступают на входы 1/1, 1/2 и V4 блока 13 (К, V-2, V4 - входы мультиплексора 26), а с выхода элемента НЕ 55 поступает импульс запуска (ИЗ) опросчика (Вх.ИЗ) состояния игровых по- лей (блоки 1 - 1 - 1-4, 1-6 - 1-9), кроме центрального поля (блок 1-5 индикации хода), с целью поиска и формирования ответного хода на одно из «свободных полей.

Мультиплексор 26 подключает к выходной магистрали один из сигналов дещифратора 31 (если занято центральное поле - отрицательный сигнал на Вх. блока 13)

или сигнал с выхода элемента И 32 (если центральное игровое поле свободно: на Вх 1-5 блока 13 положительный сигнал). При этом на выходной магистрали мультиплексора 26 формируются соответствующие выходные управляющие сигналы (аналогично сигналам формируемым при включении играющим ключей 2 хода игры, поступающие на один из блоков 1 угловых клеток игровых полей (в зависимости от одного из четырех выходов узла 31) или на блок 1 центральной клетки игрового поля (при наличии сигнала с выхода элемента И 32).

Девять управляющих сигналов с выходной магистрали мультиплексора заводятся позиционным кодом (каждый выход на свой блок) на вторые входы (Вх.2) соответствующих блоков индикации хода игры.

В блоке 13 формирования сигналов хода счетчик на триггерах 29 и 30 и дещиф- ратор 31 обеспечивают формирование первого ответного автоматического хода (ри условии занятия играющими своим первым ходом центрального игрового поля) по случайному закону путем занятие одного из четырех угловых клеток игрового поля, так как это равносильно для дальнейшего введения игры, но повыщае т занимательность игры за счет исключения постоянной повторяемости автоматического занятия одного и того же углового игрового поля.

Появление сигнала на Вх.2 одного из блоков 1 индикации хода игры (одного из четырех угловых игровых полей или центрального) через время 0,5 с (время задержки одновибратора 35) обеспечивает включение в соответствующем блоке (и клетке соответственно) индикатора противоположного цвета (индикаторов, включаемых при подаче сигналов на Вх.2, в данном случае от автомата).

npifi этом происходит очередное срабатывание переключателя 3 очередности хода и формирование им сигналов положительной полярности на Вых.1 и обратной полярности на Вых.2,по которому сбрасывается в «О триггер 36 разрещения формирования автоматического ответа и распределитель 49 тактов хода в блоке 14.

После второго хода играющего переключатель 3 очередности хода снова переключается, и на его Вых.2 уже появляется сигнал положительной полярности, по переднему фронту которого с выхода «Зап.А блока 13 формирования сигналов хода начинают работать в блоке 14 триггер 36, одно- вибратор 35, блокирующий на 0,5 с работу синхронизатора на, элементах 37-40, и распределитель 49 ходов, который переключается с первого положения на второе и формирует выходной сигнал уже на втором выходе (на выходе элемента И 46).

Распределитель 49 ходов в процессе игры не сбрасывается и запоминает на весь

цикл игры признаки первого - четвертого ходов (весь цикл игры составляет 4 хода) на своих элементах И 45-48 соответственно, переключаясь каждый раз от сигналов «Зап.А. Он сбрасывается в исходное состояние только при отключении ключа 12 и сброса в «0 триггеров 43 и 44 по / -входу.

В отличие от распределителя 49 ходов другой распределитель 49 тактов хода и триггер 36 разрешения формирования автоматического ответа сбрасываются в исходное состояние каждый раз после ответного автоматического хода сигналом «ИКХ от переключателя 3 очередности хода (Вых.2).

После второго хода играющего автоматическое формирование второго ответного хода происходит в три такта согласно переключению распределителя 49 ходов во второе положение и распределителя 49 тактов хода (сигналы с выходов 5-7 элементов И 45-47) в положения 1 и 2 и 3 при необходимости.

В первом такте подключается выходной результат анализа первого блока 15, который по девяти входам Вх.1 от блоков 1 индикации хода игры (с выхода анодов тиристоров 9) анализирует их состояние и определяет наличие двойных сочетаний одного цвета по строкам, столбцам и диагоналям включенных игровых полей после первого и второго ходов играющего. При этом могут быть двойные сочетания включенных индикаторов одного цвета в одной из строк или столбце, или диагонали (110, 101,011) при отсутствии в их третьих игровых полях включенных индикаторов противоположного цвета (сигналов запрета с выходов «Запр.1 второго блока 16 состояния игровых полей противоположного цвета). Могут быть также те же двойные сочетания, но при наличии указанных сигналов запрета от блока 16. Может казаться, что двойных сочетаний не имеется после первых двух ходов играющего и первого ответного хода автомата.

При наличии двойных сочетаний в отсутствии сигналов запрета первым блоком 15 на одном из выходов дешифраторов 69-71 формируется отрицательный сигнал, поступающий на соответствующий вход узла 73 объединения и далее с его выхода (Вых.1) на входы мультиплексора 26 блока 13 формирования сигнала хода. Одновременно на 1/4 - вход мультиплексора 26 поступает сигнал 1/4 с блока 14, который формирует его на элементе И-НЕ 56 от отрицательного сигнала с элемента И-ИЛИ- НЕ 53 при наличии на его входах сигналов с распределителей 49 (И 45-46).

Мультиплексор 26 блока 13 подключает сигнал включения индикатора противопо- ложного цвета (автомата) в третьем игровом поле в двойном сочетании обнару- женных дешифраторами в одной из его строк

0

5

0

5

0

5

0

5

0

или столбце, или диагонали) к соответствующему выходу девятиразрядной выходной магистрали Вых.1, который подается на вход 2 соответствующего блока 1 индикации хода игры. Блок срабатывает таким образом уже от сформированного автоматически ответного хода (принцип его работы аналогичен работе при ответном ходе второго играющего при использовании устройства в режиме игры двух партнеров). Одновременно переключается переключатель 3 очередности хода, сбрасывается в «О триггер 36 разрешения формирования автоматического ответного хода и устанавливается в исходное состояние распределитель49 тактов хода.

В случае отсутствия в первом такте анализа и подготовки ответного второго хода указанных сочетаний или наличии этих сочетаний, но с сигналами запрета от второго блока 16 мультиплексор 26 не сформирует выходной сигнал на своей выходной магистрали. Включение одного из блоков 1 индикации хода игры и переключение переключателя 3 не произойдет, триггер 36 не сбросится в «О, а распределитель 49 тактов хода сигналом генератора 34 через синхронизатор переключится во второе положение (второй такт) и сформирует на выходе 6 (элемент И 46) сигнал положительной полярности. При этом сигналами с выходов элементов И 46 обоих распределителей формируется на элементах И-НЕ 52, 57 и 58 сигналы V l, Л, поступающие на соответствующие входы мультиплексора 26. В этом случае подключаются входы узла 17, который анализирует наличие комбинированных тройных сочетаний двух первых ходов играющего и первого ответного хода автомата.

Узел 17 обеспечивает формирование выходных сигналов согласно соответствующим кодам входных тройных сочетаний из двух первых кодов играющего и одного автоматического ответного хода, определяемым анализом состояния блоков 1 индикации хода игры, отрицательные сигналы с анодов тиристоров 9 и 10 которых поступают соответственно через первый и второй блоки 15, 16 уже в виде положительных сигналов (с инверторов 60, фиг. 4) нп его входы.

Мультиплексор 26 блока 13 формирования сигналов хода игры при наличии одного из сигналов по щинам от узла 17 и сигналов Vi, V-2 с элементов И-НЕ 58, 57 блока 14 сформирует на соответствующем выходе выходной магистрали Вых.1 управляющий сигнал, поступающий на Вх.2 соответствующего блока 1 индикации хода игры и обеспечивает его срабатывание и включение индикатора противоположного цвета (от автоматического хода). Одновременно переключатель 3 очередности хода переключается в противоположное состояние, сбрасывается в «О триггер 36 разрешения формиро

1470311

ма хо ст хо по то хо

вания автоматического хода и устанавливается в исходное состояние распределитель 49 тактов хода.

При отсутствии на выходах узла 17 признаков сформированного второго автоматического ответного хода, блок 13 не выдает управляющего сигнала ни с одного выхода выходной магистрали Вых.1 мультиплексора 26, и срабатывания ни одного из блоков 1 индикации хода игры и переключателя 3 оче„..т Лгтлт т- f Г ОТ L ( ПЛ

После третьего хода играющего автоматическое формирование третьего ответного хода происходит в три такта в соответ ствии с переключениями распределителя 4У ходов в очередное за весь цикл игры третье положение и другого распределителя 49 тактов хода в положение 1 и 2, 3 при необходимости.

В отличие от работы устройства при формировании второго ответного автоматы- -„„,, тпрткргп хола

индикации хода игры и переключателя оче- Гг хола „ первом такте третьего хода

редности хода е произойдет От третьего Ю ---« - / / ТТормируют на элеменlf4 J,ll.V. I iлх л-V -- --,-j.--,,,

импульса генератора 34 импульсов через синхронизатор на элементах Й-НЕ 37-40 переключится в третье положение один из распределителей 49 тактов хода.

В данном случае выходными сигналами

HCvrVWl J . - -- -I

распределителя 49 формируют на элемен- рдх И-НЕ 51 и 57 выходной сигнал Кг, который, поступая на соответствующий вход мультиплексора 26, разрешает прием результата анализа наличия двойных одноцветных

В да„„о„ У-%-хол. сигна „ Ге/аГиГ пеГГдвуГ-хо оГ-автомат.

элементов И 46 и 47 распределителен ЧУ„.-ппым блоком 16 и при наличии такого соче. „u,.u птпит1ЯТР.ПЬНЫИ сиг-вторым ОЛОКим 1U и iipn пс.,.1

формируется выходной отрицательный сигнал на элементе И-ИЛИ-НЕ 54, который поступает на элементы И-НЕ 58 (Vi), И-НЕ 56 (1/4) и «НЕ 55 (ИЗ), с выхода

lanrir 11- ,-.-

вторым блоком 16 и при наличии такого сочетания в соответствующих строке, столбце диагонали формирует по сигналу блока Ifa на соответствующем выходе выходной маги«-.ч..„.,,-,-, wf Tif-tlllEfl (

,,,, 30 ЕЕ: « ™-:ss-rs;

ды блока 13 (Vb V, - на мультиплексор 26 и импульс запуска ИЗ на запускающий вход восьмизвеннрго комбинационного опросчика, одно звено которого выполнено на элементах НЕ 22 и 25, И-НЕ.23, И 24). На входы Вх.1 позиционным кодом с Вых.2 (выходы .элементов И 11) соответствующих блоков индикации хода игры заведены сигналы признака занятости ходом играющего или автомата сответствующих

оТ .. .. п ,f ТТПП/- 11Ы1/Я

1 Lf сДЛ Г1 А- «J1 -v -i,....- -

свободного игрового ПОЛЯ выбранной стро ки столбца, диагонали того же цвета. В данном случае (зажигание трех подряд одного цвета индикаторов игровых полей в строке или столбце, или диагонали) формиро- с 25 ватель 72 блока 16 выдает выходной сигнал- «Признак выигрыща - Пр.В, который включает индикатор 20 выигрыща автомата. Одновременно происходит переключение rie- реключателя 3 очередности хода, сброс в «О

.,..шжгтг-тА 1 тчгипг ПЯ НИЯ

играющего или автомата сответствующих :;Vpn 36 разрещения формирования

игровых полей. Так как работа опросчика о ГомГт иче кого устан1 ка в исходИ L kJDDlA iivyi/i ii. « I - I1.

начинается всегда с опроса первого звена 21 и далее последовательно до восьмого звена 21, на первые четыре звена как более приоритетные заведены сигналы занятости угловых полей, а на последующие четыре звена - сигналы занятости бортовых

полей.

Первое же по ходу опроса (поступление сигнала ИЗ) звено 21 при наличии на его входе (входе элемента НЕ 22) положительного сигнала, срабатывает и формирует выходной положительный сигнал с элемента И 24 и отрг цательный сигнал с элемента НЕ 25, который прекращает работу (опрос) остальных звеньев опросчика;

В данном случае сигналы на входе

IL/rillv-jJi- -,

автоматического хода и установка в исходное состояние распределителя 49 тактов хода. Игра на этом заканчивается.

Если же в первом цикле анализа двойных сочетаний в строках, столбцах, диа. гоналях первого и второго хода автомата не окажется, происходит аналогично описанному при формировании второго ответного хода переключение распределителя 4У тактов хода во второе положение и формирования блоком 14 сигнала V4, посту40 пающего на мультиплексор 26 блока 1-3, разрешающего прием результатов анализа наличия двойных одноцветных сочетании после первого, второго и третьего хода играющего блоком 15. При наличии тактов

. .. л .л™,.-. л Tin ГГ ПЯННПМ случае СИНалы па ол uanjuA -i - I

мупьтип leKCOpa 26 по входам К,, V, и Вх.1 от формируется сигнал автоматического вклю мультиплексора/они BAUAd 1 ,, „и.ы,.ятппя ппотивоположного цвет;

lVly ll- ri

первого звена опросчика обеспечивают формирование на соответствующем выходе выходной магистрали Вых.1 управляющего сигнала, поступающего на вход 2 срответствую- щего блока 1 индикации хода игры, который срабатывает с одновременным переклю чением переключателя 3 очередности хода, сбросом в «О триггера 36 разрешения формирования автоматического хода и в исходное состояние распределителя 49 тактов хода.

Таким образом работает во всех трех режимах данное устройство при формировании второго ответного автоматического

хода.

ШииШ Г1 р J - 1 v./i -j.

чения индикатора противоположного цвета в третьем свободном игровом поле строки столбца, диагонали, где выявлено указанное двойное сочетание.

При отсутствии во втором такте третье.0 го хода двойных сочетаний играющего синхронизатором на элементах И-Hh cJ/ - 40 распределитель 49 тактов хода пере ключателя в третье положение и блоком 14 формируются сигналы Vi, V и ИЗ. В этом случае работа устройства полностью анало

55 гична описанному принципу его работы во время автоматического формирования вто рого ответного хода в третьем цикле. Та ким образом, устройство работает в режим использования его одним играющим и вклю

12

После третьего хода играющего автоматическое формирование третьего ответного хода происходит в три такта в соответ ствии с переключениями распределителя 4У ходов в очередное за весь цикл игры третье положение и другого распределителя 49 тактов хода в положение 1 и 2, 3 при необходимости.

В отличие от работы устройства при формировании второго ответного автоматы- -„„,, тпрткргп хола

хола „ первом такте третьего хода

---« - / / ТТормируют на элемен Гг хола „ первом такте третьего хода

---« - / / ТТормируют на элеменHCvrVWl J . - -- -I

распределителя 49 формируют на элемен- рдх И-НЕ 51 и 57 выходной сигнал Кг, который, поступая на соответствующий вход мультиплексора 26, разрешает прием результата анализа наличия двойных одноцветных

Ге/аГиГ пеГГдвуГ-хо оГ-автомат.

Ге/аГиГ пеГГдвуГ-хо оГ-автомат.

„.-ппым блоком 16 и при наличии такого сочевторым ОЛОКим 1U и iipn пс.,.1

lanrir 11- ,-.-

вторым блоком 16 и при наличии такого сочетания в соответствующих строке, столбце диагонали формирует по сигналу блока Ifa на соответствующем выходе выходной маги«-.ч..„.,,-,-, wf Tif-tlllEfl (

ЕЕ: « ™-:ss-rs;

:;Vpn 36 разрещения формирования

о ГомГт иче кого устан1 ка в исходIL/rillv-jJi- -,

автоматического хода и установка в исходное состояние распределителя 49 тактов хода. Игра на этом заканчивается.

Если же в первом цикле анализа двойных сочетаний в строках, столбцах, диа гоналях первого и второго хода автомата не окажется, происходит аналогично описанному при формировании второго ответного хода переключение распределителя 4У тактов хода во второе положение и формирования блоком 14 сигнала V4, посту0 пающего на мультиплексор 26 блока 1-3, разрешающего прием результатов анализа наличия двойных одноцветных сочетании после первого, второго и третьего хода играющего блоком 15. При наличии тактов

. .. л .л™,.-. л Tin ГГ О1 ЯЮuanjuA -i - I

формируется сигнал автоматического вклю 5 ,, „и.ы,.ятппя ппотивоположного цвет;

формируется сигнал автоматического вклю 5 ,, „и.ы,.ятппя ппотивоположного цвет;

ШииШ Г1 р J - 1 v./i -j.

чения индикатора противоположного цвета в третьем свободном игровом поле строки, столбца, диагонали, где выявлено указанное двойное сочетание.

При отсутствии во втором такте третье.0 го хода двойных сочетаний играющего синхронизатором на элементах И-Hh cJ/ - 40 распределитель 49 тактов хода переключателя в третье положение и блоком 14 формируются сигналы Vi, V и ИЗ. В этом случае работа устройства полностью анало55 гична описанному принципу его работы во время автоматического формирования второго ответного хода в третьем цикле. Таким образом, устройство работает в режиме использования его одним играющим и включениём формирования автоматического от- ветного хода.

Для того, чтобы начать новый цикл игры, необходимо с помощью ключа 12 выключить индикаторы б и 7 и тиристоры 9 и 10 блоков 1 индикации хода игры и установить в исходное состояние распределитель 49 хогов блока 14.

Предлагаемое устройство повышает надежность управления путем исключения ложных срабатываний.

Формула изобретения

Устройство управления электронной игрой, содержащее ключи хода игры, соединенные выходами с первыми входами соответствующих блоков индикации хода игры, подключенных вторыми входами к соответствующим выходам переключателя очередности хода, связанного входом с первыми выходами блоков индикации хода игры, соединенных третьими входами с выходов ключа начальной установки игры, и индикаторы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности управления путем исключения ложных срабатываний, оно имеет

блоки анализа игровых ситуаций., узел бло- .

кировки, блок формирования сигналов хода вующих блоков индикации хода

игры, блок формирования синхросиг ключ режима игры, при этом ключ ной установки игры дополнительно нен с первым входом блока форми синхросигналов, который вторы.м вхо ключен к выходу ключа режима третьим входом - к вторым входам индикации хода игры, а четвертым вх с выходом блока формирования сигн да игры, который первым входом

10 чен к выходу блока формирования сигналов, вторые выходы блоков ин хода игры связаны с соответств первыми входами блоков анализа ситуаций, блока формирования с хода игры, который вторыми и третьи дами подключен к первым выхода ветствующих блоков анализа итровы ций, которые вторыми выходами по ны к входам соответствующих индик а третьими выходами соединены

20 ветствующими входами узла блокиро торый выходами подсоединен к чет входам блока формирования сигнал игры, причем вторые входы соотве щих блоков анализа игровых с связаны с третьими выходами соо

15

.

вующих блоков индикации хода

игры, блок формирования синхросигналов и ключ режима игры, при этом ключ начальной установки игры дополнительно соединен с первым входом блока формирования синхросигналов, который вторы.м входом подключен к выходу ключа режима игры, третьим входом - к вторым входам блоков индикации хода игры, а четвертым входом - с выходом блока формирования сигналов хода игры, который первым входом подклю0 чен к выходу блока формирования синхросигналов, вторые выходы блоков индикации хода игры связаны с соответствующими первыми входами блоков анализа игровых ситуаций, блока формирования сигналов хода игры, который вторыми и третьими входами подключен к первым выхода.м соответствующих блоков анализа итровых ситуаций, которые вторыми выходами подключены к входам соответствующих индикаторов, а третьими выходами соединены с соот0 ветствующими входами узла блокировки, который выходами подсоединен к четвертым входам блока формирования сигналов хода игры, причем вторые входы соответствующих блоков анализа игровых ситуаций связаны с третьими выходами соответстигры.

5

Похожие патенты SU1470311A1

название год авторы номер документа
Устройство управления электронной игрой 1986
  • Распутный Вилен Петрович
  • Горошко Нина Брониславовна
  • Борискевич Сергей Александрович
SU1442233A1
Устройство управления электронной игрой 1987
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Бастраков Владимир Петрович
SU1463326A1
Устройство управления игральным автоматом 1981
  • Белик Илья Зиновьевич
  • Распутный Вилен Петрович
SU1047486A1
Электронная игра 1987
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Распутный Вилен Петрович
  • Сальникова Лариса Ивановна
  • Ярошенко Олег Иванович
SU1597204A1
Устройство управления электронной игрой 1988
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Прохоренко Игорь Георгиевич
  • Распутный Вилен Петрович
  • Сергеенков Александр Викторович
SU1639687A1
Устройство управления электронной игрой 1988
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Лимаенко Марина Николаевна
  • Абрамова Ирина Станиславовна
SU1553157A1
Электронная игра 1989
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Горошко Нина Брониславовна
  • Вашкевич Олег Васильевич
SU1694176A1
Электронная игра 1987
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Митин Сергей Александрович
  • Комарова Алла Анатольевна
SU1500329A1
Электронная игра 1987
  • Жданова Валентина Васильевна
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Распутный Вилен Петрович
  • Усик Владимир Юрьевич
SU1593673A1
Электронная игра 1988
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Карпович Георгий Матвеевич
  • Белик Илья Зиновьевич
SU1523156A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 470 311 A1

Реферат патента 1989 года Устройство управления электронной игрой

Изобретение относится к устройствам управления электронными играми, может быть использовано при проведении коллективных игр и предназначено для повышения надежности управления путем исключения ложных срабатываний. Изобретение позволяет проводить игру типа "крестики-нолики" и в "обычном" режиме игры двух партнеров и в режиме "автомата": игры одного партнера и формирования автоматического ответного хода на каждый ход играющего. Устройство позволяет исключить сбои из-за возможности срабатывания переключателя очередности хода при случайном /или преднамеренном/ повторном нажатии ключа хода в уже занятой клетке игрового поля. Устройство содержит по числу клеток игрового поля девять блоков индикации хода игры, столько же ключей хода, ключ начальной установки игры, ключ режима, переключатель очередности хода. Это позволяет каждому играющему поочередно включать свободные игровые поля до тех пор, пока какая-либо сторона не наберет выигрышную комбинацию из трех подряд включенных полей одного цвета по одной из двух диагоналей, из трех строк или по одному из трех столбцов. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 470 311 A1

55

кг,юч установка

rt:

r,f-i г,гл г,71 рГ рII1I 11

II и I

f.

N N Ч h Н

I ГЖ1

Ljr.

УГ

i -

1 LJ LI LJZ-J

,3x.

I I i I±i

Но блок 1

UJtlli

1 5tj Ж J&

Щ

6ЛОК1

Пр. IX

блок 73

сриг. 3

Г рf.I

п

О/л/ л.2 ам15

5м П7/

Отдло/ а7

Фиг. 2

сриг. 3

шо 6-i /vgojfg

фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1470311A1

Развлекательная игра "крестики-нолики 1983
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1140807A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 470 311 A1

Авторы

Распутный Вилен Петрович

Полищук Анатолий Михайлович

Горошко Нина Брониславовна

Борискевич Сергей Александрович

Даты

1989-04-07Публикация

1986-06-16Подача