Электронная игра Советский патент 1991 года по МПК A63F9/24 

Описание патента на изобретение SU1694176A1

1

(21)4773438/12

(22)25.12.89

(4б)30.11.91.Бюл. №44

(72) В.П.Распутный. А.М.Полищук, Н.Б.Горошко и О.В.Вашкевич

(53)681.136.51(088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР № 1380755. кл. А 63 F 9/00. 1986.

(54) ЭЛЕКТРОННАЯ ИГРА

(57)Изобретение относится к электронным играм, может быть использовано при проведении соревнований и позволяет повысить занимательность за счет изменения игровой ситуации. Изобретение позволяет проводить игру с визуальной сигнализацией состояния и хода игры, обеспечивает изменение мест индикации трасс играющих, что повышает внимательность играющих для

своевременного перехода играющих на соответствующие ключи хода игры, анализирует ход игры с автоматической фиксацией окончания и останова игры при выигрыше одной из сторон с соответствующей индикацией достигнутых результатов. Электронная игра содержит ключи хода игры, ключи режима и сброса, формирователи сигналов, дешифратор, блок индикации хода игры, первый, второй и третий счетчики, коммутатор, генератор импульсов, индикаторы выигрыша, элементы И, ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ, Vl-ИЛИ-НЕ и инверторы. Игра заключается в определении победителя за счет его лучшей реакции, внимательности на изменение индикации трасс состояния хода игры играющих, большей скорости нажатия ключей игры. При этом включается соответствующий индикатор выигрыша. 3 ил.

Похожие патенты SU1694176A1

название год авторы номер документа
Устройство управления игрой 1988
  • Жданова Валентина Васильевна
  • Орлова Наталия Виленовна
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Распутный Вилен Петрович
SU1632443A1
Устройство управления электронной игрой 1986
  • Распутный Вилен Петрович
  • Горошко Нина Брониславовна
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Сергиеня Владимир Владимирович
SU1395347A1
Устройство управления электронной игрой 1986
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Борискевич Сергей Александрович
  • Белик Илья Зиновьевич
SU1389794A1
Устройство управления электронной игрой 1986
  • Горошко Нина Брониславовна
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Распутный Вилен Петрович
  • Сергиеня Владимир Владимирович
SU1380755A1
Электронная игра 1987
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Митин Сергей Александрович
  • Комарова Алла Анатольевна
SU1500329A1
Электронная игра 1988
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Митин Сергей Александрович
  • Комарова Алла Анатольевна
SU1563721A1
Устройство управления электронной игрой 1986
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Орлова Наталия Виленовна
  • Бондаренко Светлана Витальевна
SU1437051A1
Устройство управления электронной игрой 1990
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Распутный Вилен Петрович
SU1787468A1
Электронная игра 1988
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Карпович Георгий Матвеевич
  • Белик Илья Зиновьевич
SU1523156A1
Устройство управления электронной игрой 1988
  • Горошко Нина Брониславовна
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Киселев Александр Дмитриевич
SU1717159A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 694 176 A1

Реферат патента 1991 года Электронная игра

Формула изобретения SU 1 694 176 A1

Изобретение относится к электронным играм и может быть использовано при проведении соревнований.

Известна электронная игра, содержащая первый и второй ключи хода игры, ключ сброса, связанный выходом с входами сброса первого и второго счетчиков, инвертор, подключенный выходом к входу индикатора состояния игры, дешифратор, соединенный выходами с входами блока индикации хода игры, ключ режима игры, элементы И-НЕ, формирователи сигналов и элемент логического сложения.

Недостатком известного устройства является его невысокая занимательность.

Целью изобретения является повышение занимательности за счет изменения игровой ситуации.

На фиг.1 приведена полная функциональная схема электронной игры с указанием всех логических связей; на фиг.2 - функциональная схема варианта реализации коммутатора; на фиг.З - один из вариантов эскиза игровой панели электронной игры с размещением органов управления и элементов индикации состояния хода игры у обоих играющих.

Устройство (фиг.1) содержит первый и второй ключи 1 и 2 хода игры, ключ 3 сброса, ключ 4 режима, формирователи 5 и 6 сигналов, дешифратор 7, блок 8 индикации хода игры, третий и четвертый ключи 9 и 10 хода игры, первый и второй элементы И-ИЛИ- НЕ 11 и 12, первый, второй и третий счетчики 13, 14 и 15, элемент И-ИЛИ 16, коммутатор 17, генератор 18 импульсов, ино ю Ј

о

верторы 19-22, первый и второй индикаторы 23 и 24 состояния игры, элемент И 25, элементы И-НЕ 26-30, первый и второй элементы ИЛИ 31 и 32, элемент ИЛ И-НЕ 33.

Коммутатор (фиг.2) состоит из трех элементов И-ИЛИ 34, 35 и 36.

Элементы 11, 12 и 16 устройства являются элементами логического сложения.

Данное устройство предназначено для проведения увлекательной электронной игры на скорость реакции и внимательность на визуальную информацию текущего состояния хода игры с целью достижения победного результата. Изобретение обеспечивает автоматический останов конца игры, индикацию выигрыша одного из играющих и достигнутый результат проигравшего.

Устройство выполнено в виде настольной компактной доски с игровой панелью (фиг.З) с установленными на ней ключами хода игры, сброса, режима, индикаторами состояния хода игры и индикаторами выигрыша.

Ключи 1, 9 и 2, 10 хода игры предназначены для управления ходом игры соответственно первым и вторым играющими и выходами соединены с первыми и вторыми входами элементов И-ИЛИ-НЕ 11 и 12.

Ключ 3 сброса предназначен для формирования при нажатии сигналов установки схемы устройства в исходное состояние и соединен с входами сброса счетчиков 13, 14 и 15.

Ключ 4 режима соединен выводом с первым входом элемента И-НЕ 28 и предназначен для управления работой третьего счетчика 15.

Формирователи 5 и 6 сигналов входами своих элементов НЕ 18 и 19 и элементов И-НЕ 29 и 30 соединены с соответствующими элементами И-ИЛИ-НЕ 11 и 12, элементом ИЛИ-НЕ 33 и предназначены для формирования коротких импульсов по времени переднего фронта (времени включения ключей хода игры), которые с выходов элементов И-НЕ 29 и 30 поступают на соответствующие входы счетчиков 13 и 14 и элементов И-НЕ 26 и 27.

Дешифратор 7 предназначен для преобразования входного двоичного четырехразрядного кода в позиционный выходной код от О до 15 для включения и выключения соответствующих индикаторов блока 8 индикации хода игры, выполненного на све- тодиодах.

Первый и второй элементы И-ИЛИ-НЕ 11 и 12 подключены первыми и вторыми входами к соответствующим ключам 1, 9 и 2, 10 хода игры, третьими и четвертыми входами - к выходу счетчика 15 и предназначены для коммутации сигналов от ключей хода игры первого или девятого, второго или десятого ключей в зависимости от состояния

третьего счетчика 15 (состояния индикации трасс играющих).

Первый и второй счетчики 13 и 14 соединены первыми тремя выходами с информационными входами коммутатора 17,

0 являются реверсивными и предназначены для формирования достигаемых текущих значений четырехразрядных двоичных кодов состояния хода игры обоих играющих, для выдачи их через коммутатор на дешиф5 ратор 7. Входами счетчики соединены с выходами соответствующих формирователей сигналов 5 и 6 и элементов И-НЕ 26 и 27, ключом 3 сброса.

Третий счетчик 15 соединен выходом с

0 управляющими входами элементов И-ИЛИ-НЕ 11 и 12 и элемента И-ИЛИ 16 и предназначен при соответствующем включении ключа и режима для управления работой элемента И-ИЛИ 16 с периодическим

5 переключением его состояния через каждые восемь срабатываний ключей хода игры.

Элемент И-ИЛИ 16 соединен выходом с четвертым входом дешифратора 7, а третьим и четвертым входами - с выходами гене0 ратора 18 импульсов и предназначен для формирования выходного сигнала с частотой генератора импульсов попеременно по времени первого или второго тактов генератора в зависимости от состояния третьего

5 счетчика.

Коммутатор 17 соединен входами с первыми тремя выходами счетчиков 13 и 14 и синхровходами с выходами генератора 18 импульсов и предназначен для поперэмен0 ной. с частотой первого и второго тактов генератора, подачи текущих трехразрядных значений кодов (счетчиков 13 и 14) состояния игры обоих играющих на входы дешифратора 7.

5 Генератор 18 импульсов предназначен для формирования тактовых синхроимпульсов (ti, t2) заданной частоты и выполнен на логических элементах.

После включения электропитания и на0 жатия ключа 3 сброса электронная игра работает следующим образом.

Все три счетчика 13. 14 и 15 устанавливаются в нулевое состояние. На входах коммутатора 17 нулевые текущие значения

5 обоих счетчиков 13 и 14 и на первых трех входах (и по первому и второму синхронизирующим тактам генератора 18 импульсов) дешифратора 7 также подаются нулевые значения кодов состояния игры, но по второму такту через второй элемент И элемента

И-ИЛИ 16 выдается синхросигнал на четвертый (старший разряд) вход дешифратора, который с частотой первых и вторых синхротактов дешифрирует два кодовых значения начального состояния игры 0000 и 1000 и обеспечивает включения и индикаторов игры блока 8 индикации хода игры.

Суть игры заключается в том, что при нажатии играющими ключей хода игры изменяются в сторону увеличения текущие значения первого и второго счетчиков 13 и 14, включаются дешифратором 7 поочередного 1-й, 2-й и т.д. до 7-го индикаторы игры и 9-й, 10-й и т.д. до 15-го индикаторы игры обоих играющих.

При достижении в одном из счетчиков 13 или 14 значения кода 1000 с 4-го выхода этого счетчика через соответствующий инвертор (21 или 22) включается индикатор 23 или 24, а также этим же сигналом через элемент ИЛИ-НЕ 33 блокируется работа элемента И-НЕ 28 (триггер 15 устанавливается в исходное нулевое значение, постоянное до нажатия ключа 3 сброса), элементов И-НЕ 29 и 30 (запрещается дальнейшее срабатывание формирователей 5 и 6 сигналов даже при дальнейших нажатиях ключей хода игры).

После нажатия ключа 3 сброса порядок действий играющих и работа схемы устройства при этом следующая.

По договоренности между собой играющие выбирают режим использования устройства управления электронной игрой. Для этого один из играющих устанавливает ключ 4 режима в 1-е или 2-е положение.

В режиме I блокируется работа третьего счетчика 15 и не происходит переключение индикациитрасс играющих. В этом режиме задача играющих - как можно быстрее нажимать только ключ 1 хода игры (первым играющим) и ключ 2 хода игры (вторым играющим). Ключи 9 и 10 хода игры в этом режиме не используются. При нажатии ключей 1 и 2 хода игры срабатывают элементы И-ИЛИ-НЕ 11 и 12 по вторым элементам И, на инверсные входы которых поступает отрицательной полярности потенциал с выхода третьего счетчика 15. От элементов И-ИЛИ-НЕ 11 и 12 положительные сигналы поступают на формирователи 5 и 6, с выходов которых отрицательные короткие импульсные сигналы по времени переднего фронта сигнала нажатия ключей хода игры поступают на первые счетные входы соответственно своих счетчиков 13 и 14, увеличивая их содержимое на единицу, и на вторые счетные входы чужих счетчиков 14 и 13 через элементы И-НЕ 26 и 27, уменьшая

на единицу текущие значения этих же счетчиков. Если это значение соответствует коду 000, срабатывают элементы ИЛИ 31 и 32, которые блокируют работу элементов И-НЕ 5 26 и 27, запрещая таким образом переброс счетчиков 13 и 14 из состояния 000 в состояние 111 очередным сигналом на вычитающих входах (на вторых счетных входах). Выходные значения кодов состояния

10 кода игры поступают с первых трех выходов (три младших разряда от значений 000 до 111) первого и второго счетчиков 13 и 14 на входы коммутатора 17, который поочередно с частотой первых и вторых тактовых

15 импульсов генератора 18 выдает их на входы трех младших разрядов дешифратора 7. При этом в данном режиме с подачей кода второго счетчика (второго играющего) к второму такту постоянно подаются (через вто0 рой элемент И элемента И-ИЛИ 16) сигналы генератора 18 на четвертый вход (старший разряд) дешифратора 7.

Таким образом, обеспечивается отображение текущего состояния хода игры перво5 го играющего на первых восьми индикаторах (светодиодах) блока 8, соответствующие значениям кода первого счетчика 13 от 000 до 111 и нулю на четвертом входе дешифратора 7 по времени

0 синхросигналов первого такта с первого выхода генератора 18 импульсов и отображение текущего состояния хода игры второго играющего на вторых восьми индикаторах (светодиодах) блока 8, соответству5 ющие значениям второго счетчика 111 и единице на четвертом входе дешифратора 7 по времени синхросигналов второго такта с второго выхода генератора 18 импульсов с помощью одного и того же0 дешифратора 7. Побеждает тот из играющих1, который первым достигнет значение кода 1000 в одном из счетчиков 13 и 14. В этом случае выходной сигнал с 4-го выхода этих счетчиков через соответствующий ин5 вертор 21 или 22 включает индикатор 23 или 24 и через элемент ИЛИ-НЕ 33 запрещает дальнейшее срабатывание формирователей 5 и 6 сигналов.

На второй трассе состояния хода игры

0 обеспечивается сохранение (на соответствующем счетчике 13 и 14) и индикация достигнутого результата игры проигравшего, что повышает заинтересованность соревнующихся в достижении как можно лучших

5 результатов, если нельзя достигнуть выигрыша.

Новый цикл игры начинается с нажатия ключа 3 сброса, порядок действий играющих и работа схемы устройства в этом случае аналогичны указанному.

Намного сложнее процесс проведения игры во втором режиме работы устройства (ключ А режима устанавливается в положение II) с соответствующим использованием каждым играющим двух ключей хода игры (1,9- первым и 2,10- вторым) и переменой мест трасс индикации состояния хода игры на светодиодах и 15 блока 8. Особенности работы схемы устройства и действий играющих в этом режиме следующие.

В этом режиме начинает работать третий счетчик 15, который по первому счетному входу срабатывает от сигналов с выходов формирователей 5 и 6 через соответственно элементы И-НЕ 27, 26 и элемент И 25 при каждом срабатывании ключей хода игры.

После каждого 8-го нажатия ключей хода игры соревнующимися третий счетчик 15 перебрасывается в состояния от 000 до 0111, в которых отсутствует сигнал на его четвертом выходе (на выходе старшего разряда), затем он находится в течение восьми последующих нажатий ключей хода игры в состояниях от 1000 до 1111, в которых присутствует сигнал на его 4-ом выходе.

При отсутствии выгодных сигналов (наличие отрицательного потенциала) с4-го выхода третьего счетчика 15 блокируется работа вторых схем И элементов И-ИЛИНЕ 11 и12и не учитывается срабатывание ключей 9 и 10 хода игры, если они в этот момент нажимаются (включаются). По первым схемам И элементов И-ИЛИ-НЕ 11 и 12 разрешается прохождение сигналов на входы формирователей 5 и 6 сигналов от ключей 1 и 2 хода игры при их включении в данный момент. Игра на этом отрезке вре- 1ени ведется играющими только с помощью Ключей 1 и 2 хода игры.

В данном случае на дешифратор 7 по первому такту генератора 18 импульсов поступают коды первого счетчика 13 (первого играющего) без старшего (4-го разряда) от элемента И-ИЛИ 16 на входе дешифратора 7, чем обеспечивается отображение состояния хода игры (трассы) на первом столбце первых восьми индикаторов (от О до 7) блока 8 индикации хода игры, а по второму гакту генератора 18 импульсов поступают коды второго счетчика 14 (второго играющего) с наличием старшего (4-го разряда) от Элемента И-ИЛИ 16 на входе дешифратора 7, чем обеспечивается отображение состояния хода игры (трассы) на втором столбце последующих вторых восьми индикаторов (от 8 до 15) блока 8.

При достижении третьим счетчиком 15 кодовых значений от 1000 до 1111 (от 8 до 15) обеспечивается учет срабатываний

уже только ключей 9 и 10 хода игры и играющие, чтобы успешно продолжать игру, должны своевременно перейти на нажатие ключей 9 и 10 хода игры (вместо 1-го и 2-го

ключей) в данном отрезке времени. При этом на четвертый разряд дешифратора 7 поступает сигнал уже по первому такту с выхода элемента И-ИЛИ 16, чем обеспечивается в этот момент на первом столбце

0 первых восьми индикаторов индикации трассы уже второго играющего (его достигнутых текущих результатов), а на втором столбце вторых восьми индикаторов - индикация трассы первого играющего (его до5 стигнутых текущих результатов).

Задача играющих (кроме подсчетов в уме каждых восьми нажатий ключей игры обоими играющими) своевременно по изменению места отображения (на столбцах ин0 дикаторов блока 8 индикации ходы игры) достигнутых ими своих результатов мгновенно переходить на игру с первого ключа 1-го хода игры на ключ 9 хода игры (для первого играющего) и с второго ключа 2 хода

5 игры на ключ 10 хода игры (для второго играющего) и наоборот, и так далее до завер- шения игры, достижения одним из играющих победного результата и включения одного из индикаторов 23 и 24. Работа

0 схемы в этих случаях полностью идентична работе в первом режиме его использования. При достижении одним из играющих победного результата сигнал с 4-го выхода одного из счетчиков 13 и 14 через элемент

5 ИЛ И-НЕ 33 и элемент И-НЕ 28 устанавливает счетчик 15 в нулевое значение, что обеспечивает фиксацию конечных результатов игры первого играющего именно на первых восьми индикаторах (первом столбце)

0 блока 8 индикации хода игры и второго играющего на вторых восьми индикаторах (втором столбце) блока 8 индикации хода игры независимо от того, на каких столбцах индикаторов до этого отображались трассы

5 играющих.

Таким образом, и начало, и конец игры отображается одинаково, что облегчает играющим управление ходом игры, анализ ее состояния и отсчет достигнутых результа0 тов.

Этим обеспечивается реализация играющими заданного алгоритма хода игры с постоянной визуальной индикацией состояния хода игры обоими играющими, автома5 тическая фиксация и останов игры с одновременной сигнализацией об этом и конечной индикацией результатов победного (включение индикатора выигрыша) и побежденного на одном из столбцов индикаторов блока 8 индикации состояния хода игры.

Использование изобретения повышает занимательность игры.

Формула изобретения Электронная игра, содержащая первый и второй ключи хода игры, ключ сброса, связанный выходом с входами сброса первого и второго счетчиков, инвертор, подключенный выходом к входу индикатора состояния игры, дешифратор, соединенный выходами с входами блока индикации хода игры, ключ режима игры, элементы И-КЕ, формирователи сигналов и элемент логического сложения, отличающаяся тем, что, с целью повышения занимательности за счет изменения игровой ситуации, она снабжена третьим и четвертым ключами хода игры, генератором импульсов, коммутатором, элементом И, элементами ИЛИ, элементом ИЛИ-НЕ, дополнительными счетчиком, элементами логического сложения, инвертором и индикатором состояния игры, при этом выходы ключей хода игры соединены с первыми входами элементов логического сложения, связанных выходами с первыми водами формирователей сигналов, выход первого формирователя сигналов связан с первым информационным входом первого счетчика и первым входом первого элемента И-НЕ, выход второго формирователя сигналов соединен с первым информационным входом второго счетчика и первым входом второго элемента И-НЕ, выход которого подключен к второму информационному входу первого счетчика и первому входу элемента И, соединенного выходом с информационным входом дополнительного счетчика, выход первого элемента И-НЕ связан с вторым информационным входом второго 5 счетчика и вторым входом элемента И, выходы генератора импульсов подключены к управляющим входам коммутатора и первым входам элемента логического сложения, соединенного выходом с входом

0 последнего разряда дешифратора, выходы первых разрядов первого и второго счетчиков соединены с информационными входами коммутатора и через соответствующие элементы ИЛИ подключены к вторым вхо5 дам элементов И-НЕ, выход последнего разряда первого счетчика связан с входом инвертора м первым входом элемента ИЛИ- НЕ, выход последнего разряда второго счетчика соединен с входом дополнительного

0 инвертора, связанного выходом с входом дополнительного индикатора состояния игры, и вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, который выходом подключен к вторым входам формирователей сигналов и первому

5 входу третьего элемента И-НЕ, связанного выходом с входом сброса дополнительного счетчика, который связан выходом с вторыми входами основного и дополнительных элементов логического сложения, при этом

0 .выход ключа сброса дополнительно соединен с вторым входом третьего элемента И- НЁ, выход ключа режима связан с третьим входом третьего элемента И-НЕ, а выходы коммутатора соединены с соответствующи5 ми входами дешифратора.

I

ч

JJ 3sC5r5C c5 i c .fc-UNi- .Ci

-СКИ 0-О-О-Г - - -

Ч

|| ы

ilg

п

2

Ъ

«Г

s

ё

ШШ,

От 2-го Cv. /4

Фиг. 2

ВЫИГРЫШ 12

Аф

I

РЕЖИМ СБРОС /tf§t 2

§ к

SU 1 694 176 A1

Авторы

Распутный Вилен Петрович

Полищук Анатолий Михайлович

Горошко Нина Брониславовна

Вашкевич Олег Васильевич

Даты

1991-11-30Публикация

1989-12-25Подача