Устройство управления электронной игрой Советский патент 1991 года по МПК A63F9/00 

Описание патента на изобретение SU1639687A1

Изобретение относится к устройствам управления электронной игрой и может быть использовано при проведении электронных игр.

Цель изобретения - повышение занимательности путем увеличения числа имитируемых состязательных игр,

На фиг. 1 приведена полная структурная схема предлагаемого устройства с указанием всех логических связей; на фиг. 2-8 - функциональные схемы соответственно таймера, блока имитации игры, блока формирования управляющих сигналов, блока анализа и результата игры, узла розыгрыша подачи, блока анализа и результата гейма и узла установки поля подачи; на фиг. 9 - схема ключей игры; на фиг. 10- эскиз одного из вариантов игровой панели с органами

управления, индикации хода игры и результата.

Устройство управления электронной игрой (фиг. 1) содержит первый, второй, третий и четвертый ключи 1-4 игры, таймер 5, триггер 6 управления, блок 7 имитации игры, блок 8 формирования управляющих сигналов, узел 9 индикации состояния игры, блок 10 анализа и результата игры, узел 11 индикации результата игры, ключ 12 начальной установки игры, генератор 13 импульсов, ключ 14 режима игры, блок 15 анализа и результата этапа игры, узел 16 индикации счета, узел 17 розыгрыша подачи, индика- .тор.18 потери подачи, узел 19 установки поля подачи, ключ 20 установки поля подачи, первый и второй индикаторы 21 и 22 второй подачи и индикатор 23 конца игры.

о ы о о

00

XI

Таймер (фиг. 2) содержит первый элемент ИЛИ 24, формирователь 25 импульсов, счетчик 26, элемент 27 задержки, второй элемент ИЛИ 28, первый и второй триггеры 29 и 30 и элементы И 31-33.

Блок имитации игры {фиг. 3) содержит третий триггер 34, элементы И 35-38, элементы ИЛИ 39-41; счетчик 42, третий и четвертый триггеры 43 и 44, датчик 45 случайных чисел, элементы И-ИЛИ 46-49 и элементы ИЛИ 50 и 51.

Блок формирования управляющих сигналов (фиг. 4) содержит D-триггеры 52-54, дешифратор 55, элементы ИЛИ 56-58 и 68, элементы И-ИЛИ-НЕ 59, 60 и 67, группу элементов И-ИЕ 61, элементы И-НЕ 62-64 и элементы 65 и 66 задержки.

Блок анализа и результата игры (фиг. 5) содержит счетчики 69 и 70, инвертор 71 и элементы И-ИЛИ 72-74.

Узел розыгрыша подачи (фиг. 6) содержит большой таймер 75, элемент И 76, элементы ИЛИ 77-80, счетчик 81, таймер 82, триггер 83 и элемент И-ИЛИ 84,

Блок анализа и результата этапа игры (фиг. 7) содержит элементы И-ИЛИ 85-89, элементы ИЛИ 90-92, триггер 93, формирователь 94 импульсов, счетчики 95 и 96 и дешифраторы 97 и 98.

Узел установки поля подачи (фиг. 8) содержит триггеры 99 и 100, элементы И-ИЛИ 101 и 102 и элементы И 103-109.

Ключ игры (фиг. 9) реализован на двух инверторах 110 и 111,элементе И 112,кнопке 113 и двух резисторах R1,

Предлагаемое устройство предназначено для проведения увлекательных соревнований на реакцию, внимательность, скорость и точность нажатия ключей игры, требующее в процессе игры мгновенное логическое осмысливание складывающихся игровых ситуаций и соблюдение при этом соответствующей регламентации очередности и порядка нажатия каждого из четырех ключей игры обоими играющими, строго обеспечивая и имитируя правила розыгрыша очка и подсчета очков при играх в волейбол и теннис с целью достижения первым победного результата.

Устройство управления электронной игрой выполнено в виде настольной компактной доски с игровой панелью (фиг. 10} и установленных на ней индикаторов состояния и хода игры и счета, ключа начальной установки игры и других органов управления и индикации с соответствующими надписями. Логические элементы схемы скомпонованы на печатных платах, которые расположены внутри доски совместно с источником электропитания (не показан). Исполнение конструкции обеспечено с учетом удобства эксплуатации устройства в настольном варианте.

Ключи 1-4 предназначены для проведения и управления ходом игры соревнующимися, управляющими входами соединены с первым, вторым выходами блока формирования управляющих сигналов и узла установки поля подачи, а выходами - с

0 управляющими входами таймера.

Таймер 5 предназначен для приема управляющих сигналов(признаков произведенного удара по мячу - включение одного из ключей игры) и формирования

5 трех непрерывных тактовых сигналов разрешения на последующие действия играющих в процессе игры. Кроме ключей хода таймер входами соединен также с выходами триггера управления, первыми выходами ге0 нератора импульсов и узла розыгрыша подачи, а выходами с первого по четвертый подключен к соответствующим входам блока имитации и узла розыгрыша подачи. Таймер реализован на типовых элементах и

5 узлах интегральной микроэлектроники и выполнен по схеме, которая приведена на фиг. 2. Триггер 6 управления предназначен для управления частотным режимом работы таймера 5, с которым соединен также и S1-,

0 и R-входами, 52-входом соединен с выходом ключа начальной установки игры. Блок 7 имитации игры предназначен для приема временных сигналов таймера, генератора импульсов и узла розыгрыша подачи и фор5 мирования соответствующих управляющих и информационных сигналов, моделирующих ход игры в волейбол или теннис (в зависимости от включенного положения ключа режима игры и времени нажатия со0 ответствующих ключей игры).

Блок 8 формирования управляющих сигналов (фиг. 4) предназначен для приема информации двоичного кода номера включаемого одного из индикаторов игры, запо5 минания кода на триггерах индикации и выдачи для отображения на узел 9 индикации состояния игры и индикаторы 21 и 22 второй подачи через трехразрядный двоичный дешифратор и согласующие элементы

0 И-ИЛИ-НЕ и И-НЕ. Кроме того, он формирует управляющие сигналы работой счетчика и таймера узла 17 розыгрыша подачи (Вых. 1,2) и признаков позиционного кода (Вых.7), соответствующих ключей 1,3 или 2,4 игры

5 (Вых. 3, 4) на входы блока 7 имитации игры для формирования новых значений кодов номера последующего включения одного из индикаторов игры.

Узел 9 индикации состояния игры соединен входами с блоком 8 формирования

управляющих сигналов и предназначен для моделирования хода игры путем отображения текущего положения мяча в процессе игры. В режиме использования устройства управления электронной игрой:

а) для игры в волейбол - включение того или иного индикатора означает, что мяч находится у данного игрока (один из шеста) и играющий должен своевременно дать пас своему игроку или перебить мяч на сто- рону второго играющего (включить один из индикаторов своей или противоположной стороны) или его потерять в зависимости от реакции и времени включения соответствующего ключа игры;

в) для игры в теннис - включение того или иного индикатора означает, что мяч находится в данном месте игрового поля (одного из шести), в котором второй играющий принимает поданный мяч первого играюще- го и должен своевременно перебить мяч на сторону первого играющего (включить один из индикаторов только противоположной стороны) или его потерять в зависимости от реакции и времени включения соответствующего ключа игры. В качестве индикаторов применены светодиоды.

Блок 10 анализа и результата игры (фиг. 5)соединен входами с ключами начальной установки игры и режима игры, с блоком 15 анализа и результата гейма и предназначен для автоматического анализа и определения результата розыгрыша мяча после подачи, формирования и выдачи на отображение текущих значений счета игргющих двух сторон в двоичном коде на входы узла 11 индикации результата игры и автоматического определения момента окончания игры и включения индикатора 23 конца игры и соответствующего выходного сигнала для блока 8.

Узел 11 индикации результата игры, соединенный с блоком 10 анализа и результата игры, предназначен для постоянного отображения и визуального восприятия иг- рающими изменяющегося счета в процессе проведения игры в двоичном коде от 0000 до 1111 для обеих сторон и выполнен на светодиодах.

Ключ 12 начальной установки игры предназначен для установки схемы устройства управления электронной игрой в исходное состояние перед началом каждого нового цикла игры (соревнования). Генератор 13 импульсов предназначен для форми- рования тактовых синхронизирующих импульсов, обеспечивающих, работу таймера 5 по первому выходу, блока 7 имитации игры по второму выходу и узла 17 розыгрыша подачи по третьему выходу. Задающая

частота генератора 1250 Гц (Вых. 2) и через два делителя на десятый формируется частота синхросигналов 125 Гц на первом выходе и 12,5 Гц - на третьем выходе.

Ключ 14 режима игры предназначен для включения одного из режимов использования устройства управления электронной иг- рой и подключен к основным блокам 7, 8, 10 и 15 и узлам 17 и 19 устройства.

Блок 15 анализа и результата этапа игры (фиг, 7} соединен с информационными выходами узла 19 установки поля подачи, ключами начальной установки игры и режима игры и предназначен для автоматического анализа и определения результата розыгрыша гейма (выигрыша четырех очков: первого - 15, второго - 30, третьего - 40 и четвертого - гейма в целом), формирования и выдачи на отображение текущих значений счета разыгрываемого гейма двумя играющими в двоичном коде на входы узла 16 индикации счета и автоматического определения момента окончания розыгрыша и соответствующих выходных сигналов на блок 10 анализа и результата игры для последующего формирования текущих значений счета, а также управляющих сигналов на входы блока 8 формирования управляющих сигналов и узла 19 установки поля подачи.

Узел 16 индикации счета предназначен для отображения и визуального восприятия играющими изменяющегося счета гейма в процессе проведения игры для обеих сторон. Узел 17 розыгрыша подачи (фиг. 6) соединен входами с основными блоками устройства и предназначен для формирования временных управляющих сигналов на еходы таймера 5, блока 7 имитации игры и узла 19 установки поля подачи, формирования сигнала Потеря подачи и включения соответствующего индикатора 18.

Узел 19 установки поля подачи (фиг, 8) предназначен для формирования управляющих и информационных сигналов фиксированной установки поля подачи при срабатывании.ключа 20 установки поля подачи,

Индикаторы 21 и 22 аналогичны 14 индикаторам узла 9 и предназначены для визуальной ситуации о второй подаче при игре в теннис и нажатии соответствующих ключей игры. В целом управление ходом игры осуществляется с помощью четырех ключей 1-4 игры двумя играющими (первым - с помощью ключей 1 и 2 игры, вторым - с помощью ключей 3 и 4 игры). Включение и загорание одного из индикаторов узла 9 индикации состояния игры означает в режиме игры в волейбол: наличие мяча у данного игрока (точнее игра мячом данного игрока) или в режиме игры в теннис: наличие мяча в данной точке площадки в соответствующий текущий игровой момент. Задачей играющего (на стороне которого находится мяч - горит один из индикаторов узла 9 и индикаторы 21 и 22) успеть мгновенно среагировать, выбрать и нажать соответствующий ключ 1-4 игры.

Включение соответствующих (каждый раз одного) индикаторов узла 9 и индикато- ров 21 и 22 обеспечивается блоком 8 форми- рования управляющих сигналов при сформировании на одном из его информационных выходов (входы элементов И-ИЛИ- НЕ 59 и 60, И-НЕ 61, фиг. 4) сигнала включения индикатора в зависимости от кода информации на D-входах триггеров 52- 54, поступившей с выходов элементов И-ИЛИ 47-49 и ИЛИ 50 блока 7 имитации игры (фиг. 3). При этом сигналы триггеров 52-54 поступают на входы трехразрядного дешифратора 55 (фиг. 4), формирующего на одном из своих выходов управляющий сигнал, который через соответствующий элемент И-НЕ 61 поступает на выход блока. Кроме того, сигналы с второго выхода дешифратора 55 и остальных (первого, третьего - шестого) выходов через элемент ИЛИ 56 поступают на третий и четвертый входы блока 7 имитации игры, а сигналы с первого - третьего выходов через элемент ИЛИ 57 и выходов с четвертого - седьмого через элемент ИЛИ 58 поступают на управляющие входы ключей 1, 3 и 2, 4 игры соответственно, разрешая срабатывание нужного в дан- ной игровой ситуации ключа игры.

Таким образом, каждой комбинации кода игровой ситуации соответствует один выходной управляющий и информационный сигналы, обеспечивающие включение одно- го (1-7, 21 или 8-14, 22) из индикаторов состояния игры.

Управление работой узла 11 индикации результата игры обеспечивается блоком 10 анализа и результата игры, который автоматически определяет исход розыгрыша играющими: очка (мяча) по правилам игры в волейбол (т. е. выигрывает очко тот из играющих, который своевременно нажал один из ключей игры, выключил свой индикатор узла 9 состояния игры и включил один из шести индикаторов узла 9 состояния игры соперника, а тот не успел его выключить и перевести игру на вторую сторону игрового поля и т. д.) или исход розыгрыша гейма по правилам игры в теннис. Выигрышные очки запоминаются на двух 4-разрядных двоичных счетчиках 69 и 70 (фиг. 5) первого и второго играющего, выходные сигналы которых поступают на индикаторы счета узла 11 индикации результата игры.

Счет игры (счет выигрышных очков или геймов обоими играющими) отображается в двоичном коде от начального значения 0000 до максимального значения 1111 (от 0 до 15 очков) в режиме игры в волейбол и от 0000 до 0110 (от 0 до 6 геймов) в режиме игры в теннис.

Побеждает тот играющий, который первым выиграл 15 очков или 6 геймов. При достижении указанных значений происходит автоматический останов игры с отображением достигнутого результата. В частичное отступление от правил игры в волейбол и теннис в электронной игре при равном счете 14:14 очков (волейбол) и 5:5 геймов (теннис) и розыгрыше очередного очка (гейма) автоматически фиксируется конец игры и победа того играющего, который первым достиг значений 15 очков или 6 геймов, т. е. режим игры до разницы в два очка при этих счетах не предусмотрен, так как это потребовало бы соответствующего увеличения оборудования для анализа и отображения в блоках 10 и 15 и узлах 11 и 16, что не целесообразно.

Управление работой узла 16 индикации счета гейма обеспечивается блоком 15 анализа и результата гейма, который автоматически определяет исход розыгрыша играющими очка (мяча) и формирует на одном из его информационных выходов (выходы дешифраторов 97 и 98, фиг, 7) сигналы включения соответствующего индикатора (+15, +30, и +40) узла 16 индикации счета гейма в зависимости от кодов информации, сформировавшейся на счетчиках 95 и 96 от сигналов узла 19 установки поля подачи через элементы И-ИЛИ 85 и 87. При появлении сигналов на четвертом выходе одного из дешифраторов 97 и 98 (выигрыш одним из играющих четвертого очка и гейма в целом) на элементе ИЛИ 92 и формирователе 94 импульсов формируется по времени заднего фронта сигнал сброса счетчиков 95 и 96 в О состояние и индикаторы счета очков гейма узла 16 индикации счета гейма выключаются.

Устройство управления электронной игрой реализует два алгоритма игры: в первом режиме его использования ключ 14 режима игры устанавливается в положение 1 В - моделирование (имитация) игры в волейбол с подсчетом очков как при игре в волейбол: во втором режиме его использования ключ 14 - в положение 2 Т) - моделирование (имитация) игры в теннис с подсчетом очков как при игре в теннис.

При имитации игры в волейбол алгоритм работы устройства в общем случае (фиг. 1 и 10) и действия обоих играющих следующие.

Один из играющих нажимает ключ 12 начальной установки игры, схема устройства устанавливается в соответствующее исходное состояние и зажигается на 1-2 с при этом индикатор 18 Потеря подачи сигнализирующий о том, что тут же загорается один из индикаторов Подача I (П-1) узла 9 индикации состояния игры.

При загорании индикатора Подача I на стороне первого играющего нажимается ключ 2, если на стороне второго играющего, то нажимается ключ 4 игры. Предположим, что загорелся индикатор Подача I на стороне второго играющего (фиг. 10). В данном случае, чтобы выключить этот индикатор и включить один из шести индикаторов узла 9 первого играющего (т. е. осуществить подачу мяча), второй играющий обязан мгновенно нажать ключ 4 игры. В зависимости от момента времени включения ключа 4 игры происходит следующее. По первому такто- вому сигналу (ТС 1 с первого выхода таймера 5) включается один из трех индикаторов первого ряда (2 или 3, или 4) соперника, если по второму тактовому сигналу (ТС2 с выхода 2 таймера 5) - то второго ряда ( 1 или 5, или 6), если по третьему (т. е. с промедлением)-загорается индикатор Подача I на стороне первого играющего (седьмой индикатор узла 9). В этом случае происходит потеря подачи и розыгрыш оч- ка уже осуществляется первым играющим.

В первом случае, при котором второй играющий нажимает ключ 4 игры во время первого такта, то он выключает свой инди- катор П-l и включает один из индикаторов первого ряда первого играющего. Это самый лучший ход (подача) второго играющего, так как при загорании индикатора первого ряда для соперника создаются бо- лее жесткие условия игры, а именно время длительности первого и второго тактов при этом значительно уменьшается и от играющего требуется большая собранность, внимательность, реакция и скорость нажатия ключа игры, в данном случае - второго, для того, чтобы успешно продолжать игру.

Во втором возможном случае, при котором второй играющий нажимает ключ 4 игры во время второго такта, то он включает свой индикатор П-l и включает уже один из индикаторов второго ряда (1, 5, 6) первого играющего. Режим ответа в этом случае более легкий, так как время длительности первого и второго тактов увеличено.

Далее следует ответ первого играющего, который старается мгновенно нажать (в пределах времени тактов) ключ 1 игры (при загорании индикаторов первого ряда) или ключ 2 игры (при загорании индикаторов второго ряда) для успешного продолжения игры. Если ответ запаздывает (ключи 1 и 2 .игры нажимаются с промедлением по третьему такту), то загорается снова индикатор Подача I второго играющего (т. е, начавшего игру) и он выигрывает очко.

При этом, при нажатии (приеме подачи) играющим ключа игры: по первому такту игрок с мячом отдает всегда оптимальный (по времени) пас одному из своих игроков (загорается соответствующий индикатор на своей стороне); по второму такту игрок с мячом одной стороны (команды) всегда отбивает мяч на противоположную сторону (второй команды), где уже в отличие от подачи мяча по случайному закону мяч равновероятно попадает к одному из шести игроков (загорается один из шести индикаторов узла 9 противоположной стороны),

Варианты включения и выключения соответствующих индикаторов состояния игры (варианты хода игры) в зависимости от нажатия ключей 1-4 игры приведены в таблице.

В случае, если розыгрыш очка обоими играющими затягивается свыше определяемого времени, то срабатывает большой таймер 75 (фиг. 6) узла 17 розыгрыша подачи и и розыгрыш очка прекращается. В зависимости от сложившейся игровой ситуации автоматически фиксируется или выигрыш очка одной из сторон с соответствующим изменением счета, или потеря подачи с включением соответствующего индикатора Подача I.

Игра продолжается до набора одним из играющих 15 очков который и объявляется победителем. Новый цикл игры начинается очередным нажатием ключа 12 начальной установки игры.

При имитации игры в теннис алгоритм работы устройства в общем случае и действия обоих играющих следующие.

Предположим, что после нажатия ключа 12 начальной установки игры, кратковременного загорания индикатора 18 Потер-я подачи загорается индикатор Подача I на стороне второго играющему. В данном случае, чтобы включить этот индикатор и включить соответствующий индикатор 2 или 3 узла 9 первого играющего (т. е. осуществить подачу мяча и его розыгрыш), второй играющий обязан мгновенно нажать ключ 4 игры.

В зависимости от момента времени нажатия и включения ключа 4 игры происходит следующее. По первому тактовому сигналу (ТС1 с выхода 1 таймера 5) включается индикатор 2 или 3 узла 9 индикации состояния игры, т. е. в зоне первого поля подачи (фиг. 10} соперника, и в дальнейшем по результатам ответов играющих разыгрывается очко. По второму тактовому сигналу (ТС2 с выхода 2 таймера 5) включается один из шести индикаторов узла 9 противоположной стороны, и еслим это не индикаторы 2, 3 зоны первого поля подачи соперника, то происходит запрет розыгрыша очка узлом 17 розыгрыша подачи (где запускается счетчик 81 до двух, фиг. 6) и снова вторично включается индикатор Подача I второго играющего, т. е. дается право разыграть первую подачу с правой (первой) позиции подачи вторым мячом (строго по утвержденным правилам соревнований в теннис).

Второй играющий разыгрывает снова первую подачу, но уже вторым мячом. В зависимости от момента времени нажатия и включения ключа 4 игры второй мяч первой подачи разыгрывается или тут же проигрывается очко, если подача произошла по второму такту не в зону первого поля подачи или по времени третьего тактового сигнала.

При попадании мяча в зону первого поля подачи (загорается индикатор 2 или 3 узла 9 индикации состояния игры), первый играющий обязан тут же отбить мяч, т. е. мгновенно нажать ключ 1 игры. При этом, если ключ нажат по первому тактовому сигналу, то загорается один из шести индикаторов второго играющего и режим ответа для него по времени создается более жесткий, а именно: время длительности первого и второго тактов при этом значительно уменьшается. Если ключ 1 игры нажат по второму такту, то и в этом случае загорается один из шести индикаторов второго играющего, но режим ответа для него по времени создается более легкий, так как время длительности первого и второго тактов увеличивается.

Далее следует ответ второго играющего, который старается мгновенно перевести игру на сторону соперника и т. д. В данном случае очко разыгрывается до момента нажатия одним из играющих ключа игры с замедлением, т. е. по третьему тактовому сигналу (ТСЗ) или до момента срабатывания большого таймера 75 узла 17, если розыгрыш очка обоими играющими затянулся свыше выделенного времени.

После окончания розыгрыша первой подачи независимо от выигрыша очка любым соперником, на стороне подающего

мяч второго играющего загорается теперь уже индикатор 22 Подача II второго играющего (вторая позиция подачи - левая), мяч разыгрывается аналогично описанному, но при этом по первому тактовому сигналу он попадает с подачи уже в зону второго поля подачи и включается уже индикатор 4 или 3 (фиг, 10).

До окончания розыгрыша гейма в целом

0 все время подает второй играющий поочередно: сначала с первой позиции подачи (правой), затем со второй позиции подачи (левой). Независимо от того, кто выиграл гейм, загорается затем уже индикатор по5 дачи (правой и левой) первого играющего до окончания розыгрыша гейма. Игра продолжается до набора одним из играющих шести выигрышных геймов, который и объявляется победителем. Новый цикл игры начинается

0 очередным нажатием ключа 12 начальной установки игры.

В обоих случаях (при наборе 15 выигрышных очков при игре в волейбол или при наборе шести выигрышных очков при игре в

5 теннис) блоком 10 анализа и результата игры (фиг, 5) элементами И-ИЛИ 72-74 автоматически регистрируется состояние счетчиков 69 и 70 и определяется выигрыш одного из соперников и формируется сигнал

0 Конец игры, который через элемент НЕ 71 включает индикатор 23 конца игры. При включении ключа 14 режима игры в положение 1 В для игры в волейбол происходит следующая установка состояния элементов

5 блоков устройства.

В блоке 7 имитации игры (фиг. 3) разрешается работа элемента И-ИЛИ 46 по первому, второму и четвертому его элементам И. В блоке 8 формирования управляющих

0 сигналов (фиг. 4) разрешается работа второго элемента И, элемента И-ИЛИ-НЕ 59, первого элемента И, элемента И-ИЛИ НЕ 60 и запрещается работа элемента И 64. В блоке 10 анализа и результата игры (фиг. 5) разре5 шается работа по первому входу элемента И-ИЛИ 74. В блоке 15 анализа и результата гейма (фиг. 7) разрешается работа элементов И-ИЛИ 86, 88 и 89 по первым входам и запрещается работа элементов И-ИЛИ 85 и

0 87. В узле 17 розыгрыша лодачи (фиг. 6) разрешается работа элемента И-ИЛИ 84 по второму входу и запрещается работа элемента И 76. В узле 19 установки поля подачи (фиг. 8) запрещается работа элемента И 103.

& В исходное состояние устройство устанавливается нажатием ключа 12 начальной установки игры. При этом триггер 6 управления по входу 2 устанавливается в состояние 1. В блоке 7 имитации игры (фиг, 3) триггер 43 по S-входу также устанавливается в исходное состояние (1). В блоке 8 формирования управляющих сигналов (фиг. 4) через элемент ИЛИ 68 по D-входу устанавливается в состояние 1 триггеры 52, 53 и 84, которые формируют код 111 и обеспечивают включение соответствующего индикатора Подача I. В блоке 15 анализа и результата гейма (фиг, 7) срабатывает по Rl-входу триггер 93, определяющий позицию подачи, выходной сигнал которого поступает непосредственно на блок 8. В узле 17 розыгрыша подачи (фиг. 6) разрешается через элемент ИЛИ 78 работа таймера 82 в течение 1-2 с, включается по S-входу триггер 83, который через элемент ИЛИ 80 зажигает индикатор 18 Потеря подачи. Через 2 с выходной сигнал таймера 82 по R- входу устанавливает в О триггер 83 (гасится при этом индикатор 18) и поступает на-входы блока 7 и узла 19. В узле 19 установки поля подачи (фиг. 8) срабатывает один из элементов И 104 и 105 (в зависимости от положения ключа 20 установки поля подачи) и включается в соответствующее фиксированное для начала игры положение триггер 100 поля подачи, выходные сигналы которого обеспечивают формирование на элементах И 106-109, И-ИЛИ 101 и 102 и триггере 99 соответствующих управляющих сигналов. Далее в процессе игры триггер 100 поля подачи переключается по счетному С-входу.

После нажатия ключа 12 начальной установки игры, загорания и выключения через 1-2 с индикатора 18 Потеря подачи загорается один из индикаторов Подача узла 9 индикации состояния игры и с этого момента начинается игра обоих партнеров с помощью ключей 1-4 игры. Управление работой ключей 1-4 игры обеспечивается блоком 8 и узлом 19 установки поля подачи, которые формируют соответствующие разрешающие сигналы на первый и второй входы выходного элемента И 112 (фиг. 9) ключа игры.

Сигналами с выходов элементов ИЛ И 57 и 58 блока 8 (фиг, 4) обеспечивается правильность выбора и включения ключей 1(3) и 2(4) игры при загорании одного из индикаторов 2, 3, 4 первого ряда или 1, 5, 6 второго ряда узла 9. Сигналами с выходов триггера 99 узла 19 установки поля подачи (фиг, 8) обеспечивается соблюдение режима очередности включения ключей 1, 2 или 3, 4, что исключает взаимные помехи при случайных или преднамеренных внеочередных нажатиях ключей игры соревнующимися сторонами,

Сигналы ключей игры поступают на входной элемент ИЛИ 24 таймера 5 (фиг. 2), где объединяются и по времени переднего

фронта через элементы 25 и 28 запускают схему формирования первого, второго и третьего тактовых сигналов (ТС1, ТС2, ТСЗ) на триггерах 29 и 30 и элементах И 31-33.

5 Счетчиком 26, на С-вход которого поступают синхросигналы с первого выхода генератора 13 импульсов, обеспечивается измене- .ние в два раза длительности периода тактовых сигналов ТС1, ТС2, ТСЗ за счет

0 записи одного из двух постоянных кодов первоначального содержимого счетчика 26 по его D1-, 02-входам с выходов триггера 6 управления.

Как при игре в волейбол, так и при игре

5 в теннис временной режим ответа у противоположной стороны зависит от времени перевода мяча на сторону соперника (нажатия ключа) по первому тактовому - ТС1 или по второму тактовому - ТС2 сигналам

0 (времени включения индикаторов у соперника - по ТС1 или ТС2).

При поступлении от таймера 5 тактовых сигналов на первый и второй входы блока 7

5 имитации игры (фиг. 3) - элементы И 37, 38, или 41, И-ИЛИ 46, счетчик 42 (первый вход) и И 35,.36, ИЛИ 41, счетчик 42 (второй вход) блок 7 формирует на элементах И-ИЛИ 47- 49, ИЛИ 50 с учетом текущего состояния

0 датчика 45 случайных чисел (тактируемого синхроимпульсами генератора 13) соответствующую информацию, которая поступает на D-входы триггеров 52-54, через элемент 66 на их С-входы и через элемент 65 на

5 элемент И 64 блока 8 формирования управляющих сигналов (фиг. 4). В блоке 8 срабатывает дешифратор 55, выходные сигналы которого через группу элементов И-НЕ 61 и элементвы И-ИЛИ-НЕ 59 и 60 обеспечивают

0 включение соответствующего одного из шести индикаторов (одной из играющих сторон) игры или одного из двух индикаторов Подача I узла 9 индикации состояния игры. А на элементах И-ИЛИ-НЕ 67, И-НЕ 64 фор5 мируется управляющий сигнал, который поступает на первый вход (элементы ИЛИ 77 и 78) узла 17 розыгрыша подачи (фиг. 6), где срабатывают триггер 83, включающий индикатор 18 Потеря подачи, и таймер 82, ко0 торый через 1-2 с переключает триггер 83 и гасит индикатор 18, а также поступает на вход блока 7 и первый вход узла 19, которые обеспечивают переключение по С-входу триггера 99 (фиг. 8) узла 19. Выходные его

5 сигналы поступают на управляющие входы ключей 1-4 игры и третий и четвертый входы блока 8 (элементы И-НЕ 61, И-ИЛИ-НЕ 60, 63 и И-ИЛИ-НЕ 59, И-НЕ 61, 62, фиг. 4), которые обеспечивают включение соответствующего индикатора Подача узла 9 индикации состояния игры или индикаторов 21 и 22 второй подачи при игре в теннис.

В процессе игры результат розыгрыша подачи мяча формируется на элементах И-ИЛИ 86 и 88 блока 15 (фиг. 7), выходные сигналы которых поступают на первый и второй входы блока 10 анализа и результата игры (фиг, 5), где по счетному входу срабатывают счетчики 69 и 70, формирующие текущий счет игры обоих партнеров и обеспечивающие его отображения для визуального восприятия на индикаторах счета узла 11 индикации результата игры. При достижении на одном из счетчиков 69 и 70 кода счета 1111 элементами И-ИЛИ 72 и 74 формируется сигнал Конец игры, который через элемент НЕ 71 включает индикатор 23 Конец игры. При этом узлом 11 индикации результата игры отображается достигнутый счет в двоичном коде обоими играющими, у одного из них обязательно- 15 (код 1111), так как останов игры производится только при достижении значения 1111 любым из играющих.

Новый цикл игры в волейбол начинается очередным нажатием ключа 12 начальной установки игры, Особенность работы схемы устройства управления электронной игрой в режиме игры в теннис следующие. В этом случае ключ 14 режима игры устанавливается в положение 2 Т для игры в теннис и происходит следующая установка состояния элементов блоков устройства.

В блоке 7 имитации игры (фиг. 3) разрешается работа по третьему входу элемента И-ИЛИ 46 и запрещается его работа по остальным первому, второму и четвертому входам. В блоке 8 формирования управляющих сигналов (фиг. 4) разрешается работа первого элемента И, элемента И-ИЛИ-НЕ 59, второго элемента И, элемента И-ИЛИ- НЕ 60 и элемента И-НЕ 64. В блоке 10 анализа и результата игры (фиг. 5) разрешается работа по второму входу элемента И-ИЛИ 74. В блоке 15 анализа и результата гейма (фиг. 7) разрешается работа элементов И- ИЛИ 85 и 87 и по второму входу элементов И-ИЛИ 86, 88 и 89. В узле 17 розыгрыша подачи (фиг. 6) разрешается работа элемента И-ИЛИ 84 по первому входу и элемента И 76. В узле 19 установки поля подачи (фиг. 8) разрешается работа элемента И 103.

Затем нажатием ключа 12 начальной установки игры устройство устанавливается в исходное состояние и после кратковременного загорания индикатора 18 Потеря подачи включается один из индикаторов Подача I узла 9 в зависимости от включенного положения ключа 20 установки поля подачи. Его выводы соединены: по третьему

входу узла 19 установки поля подачи (фиг, 8) с первым элементом И элемента И-ИЛИ 102 и по четвертому входу с вторым элементом И элемента И-ИЛИ 101, один из которых

срабатывает при поступлении на их вторые входы по пятому входу сигнала установки при нажатии ключа 12. Таким образом, триггер 99 устанавливается в выбранное играющими начальное состояние. Дальнейшее

0 управление триггером 99 осуществляется не по счетному входу как при игре в волейбол, а с помощью триггера 100 и элемента И 103 при поступлении на счетный вход триггера 100 выходного сигнала с элемента

5 И-ИЛИ 89 блока 15 (фиг. 7). который формируется только после окончания розыгрыша гейма (появление сигнала на четвертом выходе одного из дешифраторов 96 и 98, поступающих через элементы 92 и 94 на

0 соответствующий вход элемента И-ИЛИ 89 и В2-вход триггера 93 - Позиция), и на второй вход элемента И 103 сигнала по первому входу с выхода таймера 82 узла 17 розыгрыша подачи (фиг. 6).

5 Сигналы с выходов триггера 99 узла 19 (Вых. 1, 2) поступают на третий и четвертый входы блока 8 формирования управляющих сигналов и на первые входы элементов И 63 и 64 соответственно (фиг. 4), на остальные

0 входы которых поступают: сигнал с седьмого выхода (код подачи 111) дешифратора 55 и признак Позиция с четвертого выхода блока 15 (выход триггера 93, фиг. 7). Один из элементов И 62 и 63 блока 8 срабатывает и

5 включается соответствующий индикатор 21 или 22 второй подачи.

При своевременном (по первому тактовому сигналу) нажатии одного из ключей 1, 4 игры в этом случае включается уже инди0 катор 4 или 3 узла 9 зоны второго поля подачи (фиг. 10) и мяч разыгрывается аналогично описанному, где при своевременном ответе уже загорается один из шести индикаторов узла 9 соперника, и игра продолжа5 ется до выигрыша одной из сторон очка с загоранием того же индикатора (21 или 22) второй подачи до окончания розыгрыша гейма.«

В режиме игры в теннис разрешается

0 работа элементов И-ИЛИ 85 и 87, ИЛИ 91 и 92 счетчиков 95 и 96, дешифраторов 97 и 98 блока 15 (фиг. 7), которые автоматически учитывают каждый раз результат розыгрыша очка гейма, соответственно увеличивают

5 содержимое счетчиков 95 и 96 и обеспечивают отображение счета гейма на индикаторных узлах 16 индикации счета гейма, а также состояние триггера 93 Позиция и формирование сигнала окончания розыгрыша гейма элементом И-ИЛИ 89 для узла 19

установки поля подачи и для блока 8 с целью формирования кода 111 соответствующей подачи и индикатора.

Окончание игры в теннис формируется при установке кода сордержимого 0110 одного из счетчиков 69 и 70 блока 10 (фиг. 5). срабатывании элементов И-ИЛИ 73 и 74 и включении через элемент НЕ 71 индикатора 23 Конец игры, а также сигналов с выхода элементов ИЛИ 57 и, 58 блока 8 (фиг, 4), запрещающих дальнейшее срабатывание ключей 1, 3 и 2, 4 игры. Новый цикл игры начинается очередным нажатием ключа 12 начальной установки игры.

Введение указанных новых блоков, элементов и связей между ними позволяет создать устройство, обеспечивающее по выбору играющих проведение разных увлекательных игр, реализацию режимов гибкого проведения процессов игры, контроль ее хода, принятие мер по усилению внимательности, увлекательности, более быстрого реагирования на возникающие игровые ситуации.

Использование предлагаемого устройства повышает занимательность путем увеличения числа имитируемых состязательных игр.

Формула изобретения

Устройство управления электронной игрой, содержащее блок формирования управляющих сигналов, соединенный первым и вторым выходами соответственно с первыми входами ключей игры, связанных выходами с информационными входами таймера, подключенного первым и вторым выходами к первому и второму входам блока имитации игры, соединенного первым выходом с первым входом блока формирования управляющих сигналов, связанного третьим выходом с третьим входом блока имитации игры, а информационными выходами подключенного к входам узла индикации состояния игры, ключ начальной установки игры, соединенный выходом с установочными входами блока имитации игры и блока анализа и результата игры, связанного информационными выходами с входами узла индикации результата игры, триггер управления и генератор импульсов, отличающееся тем, что, с целью повышения занимательности путем увеличения числа имитируемых состязательных игр, оно снабжено ключом режима игр, узлом розыгрыша подачи, узлом и ключом установки поля подачи, блоком анализа и результата этапа игры, узлом индикации счета, индикаторами конца игры, потери подачи и второй подачи, при этом выходы триггера управления соединены соответственно с первым и вторым входами таймера, который первым и вторым выходами дополнительно связан соответственно с первым управляющим и установочным входами триггера управления, первый выход генератора импульсов соединен с третьим входом таймера, который третьим .выходом подключен к четвертому входу блока имитации игры, соединенного информа0 ционными выходами с информационными входами блока формирования управляющих сигналов, который четвертым выходом соединен с пятым входом блока имитации игры, а пятым и шестым выходами подключен к

5 входам индикаторов второй подачи, первый выход блока анализа и результата игры связан с вторым входом блока формирования управляющих сигналов, а второй его выход подключен к входу индикатора конца игры,

0 первый выход узла установки поля подачи соединен с третьим входом блока формирования управляющих сигналов и вторыми входами первого и второго ключей игры, второй выход узла установки поля пода5 чи связан с четвертым входом блока формирования управляющих сигналов и вторыми входами третьего и четвертого ключей игры, выход ключа режима игры связан с первым входом блока анализа и результата

0 игры, пятым входом блока формирования управляющих сигналов, первым входом блока анализа и результата этапа игры, первым входом узла установки поля подачи, управляющим входом блока имитации игры

5 и первым входом узла розыгрыша подачи, который первым выходом подключен к четвертому входу таймера, вторым выходом - к входу индикатора потери подачи, третьим выходом - к второму входу узла установки

0 поля подачи и шестым входом блока имитации игры, а четвертый его выход подключен к третьему входу узла установки поля подачи, который информационными выходами соединен с информационными входами

5 блока анализа и результата этапа игры, а третьим выходом соединен с шестым входом блока формирования управляющих сигналов, который седьмым выходом связан с вторым входом узла розыгрыша подачи,

0 первый и второй выходы блока анализа и результата этапа игры соединены с вторым и третьим входами блока анализа и результата игры, а его третий выход связан с седьмым входом блока формирования

5 управляющих сигналов и четвертым входом узла установки поля подачи, второй выход генератора импульсов связан с седьмым входом блока имитации игры, который вторым выходом соединен с третьим входом vзлa розыгрыша подачи, ключ начальной установки игры дополнительно связан с вторым управляющим входом триггера управления, четвертым входом узла розыгрыша подачи, пятым входом узла установки поля подачи, восьмым входом блока формирования управляющих сигналов и вторым входом блока анализа и результата этапа игры, который информационными выходами соединен с информационными входами узла индикации счета, причем третий выход генератора импульсов соединен с пятым входом узла розыгрыша подачи, четвертый выход

таймера подключен к шестому входу узла розыгрыша подачи, первый выход блока имитации игры дополнительно соединен с седьмым входом узла розыгрыша подачи, третий выход блока имитации игры подключен к шестому входу узла установки поля подачи и четвертый выход блока анализа и результата этапа игры соединен с девятым входом блока формирования управляющих сигналов, а выходы ключа установки поля подачи подключены к седьмому и восьмому входам узла установки поля подачи.

r00(О СП

п

«О

Фиг.З

ФИГ. б

ЯРИГ.7

.8

Похожие патенты SU1639687A1

название год авторы номер документа
Устройство управления электронной игрой 1987
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Бастраков Владимир Петрович
SU1463326A1
Электронная игра 1990
  • Долик Юрий Семенович
SU1787469A1
Электронная игра 1991
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Борискевич Сергей Александрович
SU1787472A1
Электронная игра 1987
  • Юдин Владимир Иванович
  • Юдина Ольга Андреевна
SU1473784A1
Электронная игра 1981
  • Виленкин Юрий Борисович
  • Зархин Виктор Лазаревич
  • Берсон Юрий Яковлевич
SU1017353A1
Устройство управления электронной игрой 1986
  • Распутный Вилен Петрович
  • Горошко Нина Брониславовна
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Сергиеня Владимир Владимирович
SU1395347A1
Устройство управления электронной игрой 1988
  • Калашников Андрей Владимирович
  • Фромберг Эдуард Михайлович
  • Демидов Михаил Михайлович
SU1650175A1
Устройство управления электронной игрой 1987
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Бастраков Владимир Петрович
SU1461487A1
Устройство для проведения телеигр 1982
  • Богданов Евгений Михайлович
SU1045895A1
Электронная игра 1987
  • Жданова Валентина Васильевна
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Распутный Вилен Петрович
  • Усик Владимир Юрьевич
SU1593673A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 639 687 A1

Реферат патента 1991 года Устройство управления электронной игрой

Изобретение может быть использовано при проведении электронных игр и позволяет повысить занимательность путем увеличения числа имитируемых состязательных игр. Устройство управления электронной игрой содержит ключи игры, таймер, триггер управления, блок имитации игры, блок формирования управляюших сигналов, узел индикации состояния игры, блок анализа и результата игры с узлом индикации, ключ начальной установки игры, генератор импульсов, ключ режима игры, блок анализа и результата этапа игры с узлом индикации, узел розыгрыша подачи, индикатор потери подачи, узел и ключ установки поля подачи, индикаторы второй подачи и конца игры. Игра заключается в определении по правилам игры настоящего волейбола или тенниса лучшей реакции, осмысливания игровых ситуаций, внимательности и точности играющих с определением победителя, первым набравшего пятнадцать выигрышных геймов при игре в теннис с помощью управляющих четырех ключей игры. В процессе игры загораются соответствующие индикаторы состояния и результатов игры. 1 табл. 10 ил. U1 с

Формула изобретения SU 1 639 687 A1

Ключ ИГРЫ

01.

«N47 квм

КНОПКА

W К7кОм

ЕыхоВ мютд

ФИГ. 9

lo/togoi/

К /i

U0AJ

-I

§

§

1-е поле подачи

2-е поле подачи

Счет

®

ПодачаЕ

SOhDOOi/

Oh/пэг

uldhj

2-е поле подачи

1-е поле подачи

Сче/п гейма

Лодочо

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1639687A1

Устройство управления электронной игрой 1987
  • Распутный Вилен Петрович
  • Полищук Анатолий Михайлович
  • Бастраков Владимир Петрович
SU1463326A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 639 687 A1

Авторы

Полищук Анатолий Михайлович

Прохоренко Игорь Георгиевич

Распутный Вилен Петрович

Сергеенков Александр Викторович

Даты

1991-04-07Публикация

1988-08-15Подача