Способ изготовления биметаллической заготовки Советский патент 1989 года по МПК B22D19/16 

Описание патента на изобретение SU1496918A1

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано для получения биметаллических заготовок распределительных валов автомобильных двигателей.

Цель изобретения - снижение расхода металла и трудоемкости обработки заготовки.

На фиг.1-4 представлены стадии формирования заготовки распределительного вала с использованием неметаллической формы. Форма в сборе содержит литниковую чашу 1, вал 2 со сквозным осевым каналом 3 и радиальными каналами напротив элементов литого профиля на поверхности вала, внутренние полости 5 в литейной форме для образования наружного контура

элементов литого профиля, правую полуформу 6, левую полуформу 7, стержень 8 с калиброванным отверстием 9 для регулирования скорости расхода при сливе расплава. Позицией 10 обозначен заливаемый чугун, И - расплав чугуна в начале заполнения литого профиля, 12 - расплав чугуна внутри профипя, 13 - литой профиль после затвердевания на нем твердой корки-, 14 - расплав чугуна, затвердевший в сквозных каналах вала, 15 - литой профиль после затвердевания на поверхности вала.

Предлагаемый способ отливки биметаллической заготовки распределительного вала автомобильного двигателя осуществляют в литейных полу7

4 Од QD

00

3149

формах 6 и 7 с размещением между ними полого стального вала 2, заливкой чугуна 10 и формирования на поверхности вала литого профиля 15. При этом заливку чугуна в полость литейной формы осуществляют через сквозной осевой канал 3 и радиальные каналы 4 стального вала, установленного в литейной форме вертикально, Расплавленный чугун,- подаваемый в литейную чашу 1, размещенную на верхнем торце стального вала, непрерывно удаляют через калиброванное отверстие 9, выполненное в стержне 8, вставленном в нижний торец стального вала. Заливку и удаление расплавленного чугуна продолжают до полного затвердевания литого профиля на поверхности стального вала.

Использование подвода металла не через традиционную литниковую систему (чаша, шлаковик, прибыли и др.), а через каналы вертикально расположенного вала позволяет не только отказаться от шлаковика и прибылей и традиционных питателей, но и обеспечить полное опустошение (слив) ме талла из вала и из чаши после прекращения заливки.

Слив металла из сквозной полости вала и выполнение в его стенках радиальных каналов, которые соединяют его осевой канал с литой наружной профильной поверхностью (кулачками и другими выступами), позволяют удалить расплав из сквозной полости, а питание литого профиля вести без прибьшей с формированием усадочной пустоты внутри профиля. Это дает возможность резко (в 2-5 раз)снизить массу жидкого металла в форме. Устраняется необходимость операции обрубки литниковой системы вследствие ее практического отсутствия, а также операции зачистки остатков питателей что необходимо при известном способе подвода металла к наружной поверхности кулачков из-за образования на их поверхности остатка после отдел ё- ния питателей. Кроме того, не требуется отделять питатели.

П р и м е р„ Высокопрочный чугун марки ВЧ 50 выплавляли в индукционной печи и модифицировали в камере- автоклаве. Химический- состав чугуна, мас.%: С 3,5; Si 2,5; Мп 0,6; Р 0,08 S 0,02; Mg 0,04: Сг 0,06. Температура чугуна перед заливкой составляла

1300°С. Форма была подготовлена к заливке посредством выполнения ее правой и левой полуформ и литниковой чаши 1 из песчаной смеси на жидко- стекольном связующем (песок КО315 и 6% жидкого стекла). Внутренние полости в форме для образования литого профиля вала были выполнены по деревянной модели.

При сборке полуформ между ними размещали стальной вал диаметром 20 мм со сквозным осевым каналом диаметром 15 мм и радиальными каналами диаметром 5 мм, которые были выполнены по периметру вала в -количестве 4 шт симметрично по -отношению к литому профилю. Материал вала - Ст.З. В нижнем торце сквозного осевого канала размещали стержень 8 из смеси на жидкостекольном связующем с калиброванным отверстием диаметром 4 мм.

Расплав металла из ковша заливали в литниковую чашу 1 до ее заполнения через внутренний сквозной осевой канал 3 вала 2. При этом заливку проводили в следующей последовательности: через литниковую чашу 1 и верхний торец вала 2 в его сквозной осевой канал 3, а затем через сквозные радиальные каналы 4 во внутренние полости 5 в форме для образования литого профиля. Одновременно с формированием литого профиля осуществляли удаление расплава из внутреннего осевого канала 3 через калиброванное отверстие 9. Скорость удаления расплава из осевого канала вала 2 регулировали диаметром отверстия. Распла сливали в специальную находящуюся вне формы емкость.

При отливка бьша извлечена из формы и представляла-собой биметаллическую заготовку практически без литниковой системы (чаши, шлаковика, прибылей)о Остатки питателей на внутренней час:т 1 кулачков не требовали операции их зачистки или обрубки. Зачистка была проведена лишь по верхнему и нижнему торцу вала от заливов. Литая фигурная поверхность без термической обработки имела твердость НВ 380.

I

Способ может быть использован

для литья полых биметаллических распределительных валов автомобильных

двигателей в литейных цехах различной мощности при использовании как песчаных форм так и при литье в кокиль с вертикальной плоскостью разъема, оболочковых форм и др.

Использование способа наиболее эффективно для литья биметаллически распределительных пустотелых распределительных валов для автомобиль ных двигателей, например двигателя автомобиля Волга (ГАЗ-3102).

При использовании предлагаемого способа литья биметаллических рас- пределительных валов автомобилей по сравнению с известным позволяет снизить массу литниковой системы в 10 раз, массу отливки - примерно на 20%.

Формула изобретения Способ изготовления биметаллической заготовки распределительного вала автомобильного двигателя с профильной поверхностью, включающий размещение в литейной форме стального вала, заливку чугуна и формирование на поверхности вала литого профиля, отличающийс.я тем, что, с целью снижения расхода металла и трудоемкости обработки заготовки, ее изготовление осуществляют с использованием литейной формы с верти- кальньгм разъемом и стального вала со сквозньми осевым и радиальными каналами, при этом заливаемый чугун непрерывно прокачивают через осевой канал вала до полного затвердевания литого профиля на его поверхности.

Похожие патенты SU1496918A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОЛСТОСТЕННЫХ ОТЛИВОК ИЗ ЧУГУНА С ШАРОВИДНЫМ ГРАФИТОМ 2011
  • Андреев Валерий Вячеславович
  • Александров Николай Никитьевич
  • Гущин Николай Сафонович
  • Дуб Алексей Владимирович
  • Дурынин Виктор Алексеевич
  • Ковалевич Евгений Владимирович
  • Нуралиев Фейзулла Алибаллаевич
  • Петров Лев Александрович
RU2440214C1
ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА 2004
  • Александров Николай Никитьевич
  • Андреев Анатолий Дмитриевич
  • Андреев Валерий Вячеславович
  • Гущин Николай Сафонович
  • Капилевич Александр Натанович
  • Ковалевич Евгений Владимирович
  • Радионов Максим Валентинович
  • Сомин Валерий Зусьевич
  • Яковлев Михаил Иванович
RU2284245C2
Форма для литья биметаллических прокатных валков 1978
  • Чесноков Николай Дмитриевич
  • Критинин Иван Андреевич
  • Кушнаренко Наталья Николаевна
SU749562A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОЛСТОСТЕННЫХ ОТЛИВОК ИЗ ЧУГУНА С ШАРОВИДНЫМ ГРАФИТОМ 2012
  • Андреев Валерий Вячеславович
  • Богданов Дмитрий Михайлович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Капилевич Александр Натанович
  • Ковалевич Евгений Владимирович
  • Нуралиев Фейзулла Алибаллаевич
  • Тренихин Валерий Викторович
  • Сачек Сергей Михайлович
  • Яковлев Михаил Иванович
  • Шегельман Илья Романович
RU2510306C1
ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУПНОТОННАЖНЫХ РАЗНОСТЕННЫХ ЧУГУННЫХ ОТЛИВОК ТИПА ВТУЛОК 2013
  • Илюшкин Дмитрий Алексеевич
  • Андреев Валерий Вячеславович
  • Кульбовский Иван Кузьмич
RU2549819C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК 2001
  • Чернышов Е.А.
RU2192332C1
Способ формовки стаканообразных изделий 1944
  • Кузнецов Б.Л.
  • Кузнецов С.Л.
SU66103A1
Устройство для изготовления биметаллических заготовок 1977
  • Игнатьев Петр Поликарпович
  • Львов Валерий Серафимович
  • Науменко Александр Федорович
  • Чащихин Николай Иванович
SU789240A1
Литейная форма для изготовления зубчатых колес 1979
  • Квятковский Адольф Феликсович
  • Назаратин Владимир Васильевич
  • Захаров Геннадий Николаевич
  • Крылов Виктор Борисович
SU776744A1
Способ получения литых биметаллических штампов системы "ферритокарбидная сталь - аустенитно-бейнитный чугун" 2018
  • Колесников Михаил Семенович
  • Мухаметзянова Гульнара Фагимовна
  • Астащенко Владимир Иванович
  • Мухаметзянов Ильнар Ринатович
RU2677645C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 496 918 A1

Реферат патента 1989 года Способ изготовления биметаллической заготовки

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано для получения биметаллических заготовок распределительных валов автомобильных двигателей. Цель изобретения - снижение расхода металла и трудоемкости обработки заготовки. Способ включает размещение в литейной форме стального вала, заливку чугуна и формирование на поверхности вала литого профиля. При этом используют литейную форму с вертикальным разъемом, а стальной вал со сквозными осевым и радиальными каналами, через которые непрерывно прокачивают заливаемый чугун до полного затвердевания литого профиля на поверхности вала. Способ обеспечивает снижение массы литниковой системы в 10 раз и массы отливки на 20%. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 496 918 A1

фиг. f

Фиг, 2

сриг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1496918A1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ 0
SU231736A1
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок 1923
  • Лучинский Д.Д.
SU51A1
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1

SU 1 496 918 A1

Авторы

Малых Виктор Петрович

Закрочимский Валерий Раймундович

Кошеватский Валентин Михайлович

Шамес Григорий Борисович

Даты

1989-07-30Публикация

1987-08-10Подача