Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины Советский патент 1989 года по МПК F03B3/02 

Описание патента на изобретение SU1518568A1

Изобретение относится к гидромашиностроению, конкретнее к изготовлению рабочих колес радиально-осевых гидромашин .

Целью изобретения является noBbmie- ние эксплуатационной надежности рабочего колеса путем создания остаточных объемных напряжений сжатия в сварном соединении.

На чертеже изображено колесо радиально-осевой гидромашины.

Пример. Материал рабочего колеса: лопасти и обод стальной листовой прокат марки.06X12H3D; верхний обод - отливка из стали 06X12H3D-J1.

На фиг. 1 показана схема изготовления рабочего колеей. Рабочее колесо содержит нижний обод 1 и верхний

обод 2, между которыми устанавливают лопасти Зэ имеющие входные кромки 4 и выходные 5. Лопасти 3 примыкают торцами 6 к лижнему ободу 1 и торцами 7 к верхнему ободу 2. На лопастях 3, в местах примыкания к нижнему ободу 1, устанавливают электрорадиационные нагреватели 8.

При изготовлении рабочего колеса производят сборку механически обработанных лопастей 3 и верхнего обода 2 путем приварки соединяющих их жестких связей (на чертеже не показано). Затем производят окончательную сварку лопастей 3 по торцам 7 с верхним ободом 2. Подогрев верхнего обода 2 с лопастями 3 осуществляют электро- радиационными нагревателями 8 перед

СП ЭО

сд о

00

3

сваркой до 175l25 C. Подогрев осуществляют равномерно по всему периметру верхнего обода 2. В процессе нагрева верхний обод 2 с лопастями 3 закрывают асбестовым полотном. Контроль за температурой нагрева ocynier ствляют в процессе сварки. При понижении температуры ниже сварка не допускается. Контроль за температурой осуществляют термопарами, fipH- варенными к лопастям 3 (на чертеже не показано) . Сварку выпоЛняют элект родами ЦП 51. Режимы сварки: элект- род 4 сила тока lee 130 - 150 А; электрод 5 сила трка Ice 160-170

Производят последующую термообработку по режиму: нагрев до 640±10 С, {Выдержка 15 ч; сксзрость нагрева 50 С/ч; скорость охлаждения по 2ьО С составляет 30 С/ч; в интервале температур 250-150 С скорость охлаждения , после температуры ох- .лаждения на воздухе.

Производят механическую обработку торцов 6 лопастей 3 по поверхности сопряжения с нижним ободом 1, а зате приварку нижнего обода 1 к лопастям (аналогично сварке лопастей 3 с верхним ободом 2) и опончательную термообработку колеса.

Производят предварительную механическую обработку рабочего колеса с оставлением припуска по 10 мм на сто .рону по диаметру нижнего обода. Затем проводят измерение остаточных напряжений в указанных зонах лопастей. Измерение проводят малоразрушающим методом (отверстия 1,7 мм, глубиной 1,2 мм) с помощью специальных трехкомпонентных тензорозеток на 8 лопастях (через 1 лопасть).

Перед окончательной механической обработкой рабочего колеса нижний обод 1 и среднюю часть а лопастей 3 между выходными 5 и входными 4 кром

ками нагревают электрорадиационными нагревателями 8 до 280-300 с. Нагрев- до заданной температуры производят в течение Зх ч (со скоростью ) с последующей выдержкой в течение трех часов для выравнивания температуры по окружности обода с ес тественным охлаждением на воздухе. Участки, колеса, не подвергаег-ше мест

50

Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины, включающий сварку лопастей с верхним и нижним ободами и последующую термообработку колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем создания остаточных объемных напряжений сжатия в сварном соединении, после термообработки колеса нагревают нижний обод и средние части лопастей между выходными и входньми кромками со скоростью 100-300 С/ч до темпераному нагреву электрораднационньши на-- 55 туры 250 - 350 С, охлаждают на воздугревателями 8, специального охла;«де- ния не имеют.

0

5

0

Производят окончательную механическую обработку рабочего колеса и измерение остаточных напряжений во всех 15 лопастях у сварного шва, примыкающего к нижнему ободу на расстоянии 120 мм от торца выходной кромки и дополнительно на расстояниях 250 и 400 мм от торца выходной кромки на двух лопастях. Измерение деформации производят измерителем статических деформаций ИСД-3.

Для сравнения проводят изготовление рабочего колеса гидромашины по способу-прототипу, включающему сварку лопастей с нижним и верхним обода- ми и термическую обработку колеса.

В результате использования предлагаемого способа для изготовления рабочего колеса гидромашины установлено, что в средних зонах лопастей наблюдаются остаточные напряжения сжатия, которые составляют 20-30 Ш1а. В средних зонах лопастей колес, изготовленных по известному способу, наблюдаются остаточные напряжения растяжения и они составляют 120-200 tffla с рабочей стороны и 120 - 250 МПа с нерабочей стороны лопасти.

Применение предлагаемого способа позволяет существенно повысить эксплуатационную надежность (более 5 лет) работы рабочего колеса путем создания остаточных объемных напряжений сжатия в сварном соединении. Кроме того, значительно повышается сопротивление образованию усталостных трещин и разрушений лопастей при зкс- плуатации гидромашин.

5

0

5

40 Формула изобретения

5

0

Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины, включающий сварку лопастей с верхним и нижним ободами и последующую термообработку колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем создания остаточных объемных напряжений сжатия в сварном соединении, после термообработки колеса нагревают нижний обод и средние части лопастей между выходными и входньми кромками со скоростью 100-300 С/ч до темпераха и проводят механическую обработку колеса.

Похожие патенты SU1518568A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления сварного рабочего колеса радиально-осевой гидромашины 1988
  • Гольдфарб Александр Иосифович
  • Порецкин Виталий Моисеевич
  • Фасулати Радий Кириллович
  • Яблонский Геннадий Антонович
SU1685662A1
Способ изготовления сварного рабочего колеса радиальноосевой гидромашины 1980
  • Гольдфарб Александр Иосифович
  • Фасулати Радий Кириллович
SU909272A1
Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины 1981
  • Беркман Борис Абрамович
  • Бугаец Анатолий Александрович
  • Веремеенко Игорь Степанович
  • Мишев Юрий Николаевич
  • Мищенко Борис Иванович
  • Гершензон Борис Авраамович
SU1020610A1
Способ изготовления рабочегоКОлЕСА гидРОМАшиНы 1979
  • Беркман Борис Абрамович
  • Вильнер Генрих Азалиевич
  • Смелков Леонид Леонидович
  • Веремеенко Игорь Степанович
  • Мишев Юрий Николаевич
  • Мищенко Борис Иванович
  • Слынько Валентин Сергеевич
  • Броновский Григорий Абрамович
SU808686A1
Способ изготовления сварного рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины 1989
  • Болотников Анатолий Абрамович
SU1731975A1
Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины 1986
  • Финоженков Андрей Михайлович
  • Морщакин Вячеслав Николаевич
  • Розанов Геннадий Николаевич
SU1348081A1
Способ изготовления сварного рабочего колеса радиально-осевой гидромашины с плакированными лопастями 1988
  • Аронсон Александр Яковлевич
  • Бабаченко Владимир Ермилович
  • Чудновский Александр Данилович
  • Акулич Татьяна Федоровна
  • Первухин Леонид Борисович
  • Порецкин Виталий Моисеевич
  • Котенко Анатолий Филиппович
  • Фасулати Радий Кириллович
  • Каширин Михаил Михайлович
  • Яблонский Геннадий Антонович
  • Гольдфарб Александр Иосифович
  • Зайцев Григорий Зиновьевич
SU1634811A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНОГО РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ 1989
  • Абдурахманов Л.Ф.
  • Аронсон А.Я.
  • Бабанов О.С.
  • Балагуров Е.В.
  • Гольдфарб А.И.
  • Зайцев А.А.
  • Каган Е.М.
  • Попеленский Ю.А.
  • Порецкин В.М.
  • Слынько В.С.
  • Яблонский Г.А.
  • Явиц С.Н.
SU1708035A1
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ НА РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ 1995
  • Порецкин В.М.
  • Сотников А.А.
  • Гольдфарб А.И.
  • Иванов С.В.
RU2099585C1
Способ сборки рабочего колеса радиально-осевой гидромашины 1974
  • Броновский Григорий Абрамович
  • Аронсон Александр Яковлевич
  • Берхов Николай Филиппович
  • Щеголев Глеб Степанович
  • Грановский Семен Абрамович
SU579446A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 518 568 A1

Реферат патента 1989 года Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к изготовлению рабочих колес радиально-осевых гидромашин. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности рабочего колеса. Способ включает сварку лопастей, термическую обработку колеса, нагрев нижнего обода и средней части лопастей до 250-350°С со скоростью 100-300°С/ч, охлаждение на воздухе и окончательную механическую обработку колеса. Применение способа позволяет повысить сопротивление образованию усталостных трещин и эксплуатационную надежность рабочего колеса. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 518 568 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1518568A1

СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛОПАТОК ТУРБИН 0
  • Витель В. В. Гавранек, В. Ф. Зозул А. И. Телегон Ю. И. Шумаков
SU373315A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ изготовления неразъемногоРАбОчЕгО КОлЕСА РАдиАльНООСЕВОй гидРО-МАшиНы 1976
  • Аронсон Александр Яковлевич
  • Бабаченко Владимир Ермилович
  • Бугов Али Умарович
  • Комов Николай Николаевич
  • Малышев Владимир Михайлович
  • Мольков Виктор Васильевич
  • Грановский Семен Абрамович
SU806893A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

SU 1 518 568 A1

Авторы

Веремеенко Игорь Степанович

Бугаец Анатолий Александрович

Скрынник Андрей Трофимович

Мишев Юрий Николаевич

Гольдшмидт Владимир Яковлевич

Винокуров Геннадий Анатольевич

Алишоев Лев Рафаэлович

Борзенко Юрий Анатольевич

Крянин Иван Романович

Островский Лев Исаевич

Валов Евгений Геннадьевич

Даты

1989-10-30Публикация

1986-12-23Подача