/
11
-т
/
Л J
(Л
с:
;п
ю
СГ5
о
00
-т
/
Изобретение относится к движителям для бездорожья,в частности к ведущим колесам высокой проходимост
Цель изобретения - повьппение про ходимости при движении на слабоиесу щем грунте и при преодолении препятствий.
На фиг.1 изображено предлагаемое колесо, общий вид; на фиг.2 - разре А-А на фиг.1; на фиг.З - половина ступицы; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг..З; на фиг,5 - схема движения на твердой ррвной опоре; на фиг.6 - схема Преодоления ступенчатого вы- ступа; ни фиг.7 - схема движения на слабонесущей опоре.
Колесо содержит установленный в корпусе транспортного средства ве дущий вал 1, на котором поворотно помещены половины 2 И-3 ступицы, ка дая с двумя спицами 4, которые на своих концах несут цилиндрические шарниры 5, соединяющие спицы А с секционным ободом, составленным из шарнирно соединенных секций 6-13. Шарниры 5 установлены посередине каждой второй секции обода, т.е. на секциях 6, 8, 10 и 12. Это обеспечивает осесимметричную форму обо- ду при взаимно перпендикулярной уетаиовкн спиц 4 половин 2 и при этом хорды секций образуют эвездчатый восьмиугольник. Половины 2 и 3 ступицы снабжены ограничителем относительно друг друга, выполненным в виде выступов 14 на половине 3 и пазов 15 на половине 2, в торцах которых установлены упругие буферы 16. Половины 2 и 3 ступиць со.единены с приводным валом 1 при помощи дифференциала, включающего конические шестерни 17, закрепленные на ступице, и шестерню- сателлит 18, свободно установленную на оси 19, закрепленной на валу I. В пазу 15 могут быть дополнительно установлень пружины 20.
При движении по твердой опоре окружная сила Рц, спиЦы 4 перемещае секцию 12 вправо вверх, усилие от которой вращает секцию 13 по часовой стрелке, а окружная сила Р другой ступицы также стремится повернуть секцию 7 по часовой стрелке моментом (Poi t d) в итоге диаметральная спица 4 поворачивается относительио нижнего шарнира 5 по часовой стрелке, перемещая вал 1
5
0 5 О
Q
5
0
5
вправо, а обод преобразуется из формы, показанной сплошной линией, в форму пунктирного контура. Дальнейшее вращение половины 3 ступицы в пределах паза 15 приводит к формированию остроконечного выступа секциями 6 и 13, после чего половины 2 и 3 ступицы начинают вращаться с одинаковой скоростью и колесо перекатывается в положение, показанное пунктирной линией, т.е. до упора секции 6 в поверхность. Для продолжения качения необходимо преодолеть момент сопротивления М ,- Р С , где Р - сила тяжести, приведенная к оси колеса. Так как момент М С меньше NL, то колесо вновь реализует режим движения, который аналогичен шаганию, потому что вал 1 перемещается относительно ниж .их секций обода.
При преодолении препятствий (см. фиг.6) образуется упор в выступ секции 7 и половина 3 ступицы продолжает пращаться, а секция 6 с шарниром 5 размещается за вертикальной стенкой под малым углом наклона v, При этом окружная сила Р надежно фиксирует секцию на выступе, так как момент (POI d) вращает ее по часовой стрелке. При упоре половины 3 ступицы Р секцию 6 (см. фиг.4) колесо поднимается, вращаясь, на препятствие, а когда моиент сопротивления качению становится больше момента сопротивления шаганию, колесо переходит на
шаговый ход, изменяя форму профиля.
I
На сыпучем грунте (см. фиг.6) колесный режим работы завершается пo тaнoвкoй обода на виступ напри- мер, образованный секциями 7 и 8, после чего движитель в шаговом режиме Перемещается вперед вниз, развивая значительное тяговое усилие и формируя новый выступ секциями 6 и 13 (пунктирный контур к в отличие от движения по твердой опоре движение по сыпучему грунту в каждый момент времени сочетает как колесный, так и шаговый режим, т.е. нзменснне формы обода происходит при вращении обеих полопин ступиц, хотя угловые скорости их различны. Так как каждый новый выступ начинпет взаимодействовать с грунтом под сравнительно большим углом наклона ,-i , то коэффициент буксования предлагаемого колеса значительно меньтц в сравнении с известными.
Формула изобретения
Колесо изменяемой формы, содержащее обод, состоящий из одинаковых шарннрно связанных восьми секций, из которых каждая вторая цилиндрическим шарниром прикреплена поочередно к концу спицы первой и второй половин ступицы, причем эти половины
связаны между собой с ведущим валом дифференциалом и ограничителем угла их взаимного поворота, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости иа слабонесу- Пем грунте н при преодолении препятствий, упомянутые цилиндрические шарниры расположены посередине секций обода, а длина каждой спицы равна гипотенузе треугольника, катеты которого обрапоплны секцией обода и половиной этой секции.
А-Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесо изменяемой формы для транспортного средства | 1986 |
|
SU1415612A1 |
Ведущее колесо транспортного средства | 1988 |
|
SU1652102A1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2038248C1 |
Амфибийное транспортное средство высокой проходимости | 2019 |
|
RU2708798C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2280562C2 |
КОЛЕСО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2207249C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
RU2031039C1 |
ШАГОВИБРОКАТ | 2012 |
|
RU2522215C1 |
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТ | 1991 |
|
RU2026227C1 |
Орбитально-траковый движитель | 2022 |
|
RU2778578C1 |
Изобретение относится к движителям высокой проходимости. Цель изобретения - повышение проходимости на слабонесущем грунте и при преодолении препятствий. Колесо содержит восьмнсекпионный обод, каждая вторая (б, 8, 10 и 12) секция которогч) при помощи цилиндрического шарнира 5, установлегшого посередине, соединена с концом спицы 4. Каждые две диаметрально расположенные спицы 4 установлены на половине ступи), причем эти половины поворотно уста- нонлены на ведутем валу, с которым они соединены с помощью дифференци- алз. При вращении приводного вала обод меияет свою форму и перекатывается по грунту в marah3i4eM режиме. 7 ил.
Фиг. 5
а
движение
X .
-Щ
фог.7
Составитель Ю.Щурупов Редактор Т.Горячева Техред М.Ходанич Корректор т.Палнй
Заказ 4338 .
Тираж 416
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
.Л
Фиг.5
f-
..;. X °v3- - : Ail - -
.. r. ., ,:.
Подписное
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1990-12-07—Публикация
1988-04-06—Подача