Устройство автоматического управления движением землеройно-транспортной машины по заданному курсу Советский патент 1990 года по МПК E02F9/20 

Описание патента на изобретение SU1550053A1

1

(21) 4314446/29-03

(22) 09И0.87

(46) 15.03.90. Вюл. Р Ю

(71)Сибирский автомобилъно-дорожный институт им. В.В.Куйбышева

(72)Б.С.Щербаков, С.А.Дерюхенко и Е.А.Зимин

(53) 621.878 (088.8) (56) Скловский А.А. Автоматизация дорожных машин. Рига: АВОТС, 1980, с. 197-199.

Авторское свидетельство СССР IP 1234498, кл. Е 01 С 19/48, 1984.

(54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЗЕМЛЕРОЙНО- ТРАНСПОРТНОЙ МАЛИНЫ ПО ЗАДАННОМУ КУРСУ

(57) Изобретение относится к автоматизации землеройно-транспортных машин. Цель - повышение точности управления положением рабочего органа (РО) 24 в горизонтальной плоскости. Для этого устройство снабжено верхним 23 и нижним 20 кронштейнами (К), соединенными друг с другом тягами 21 и 22. На РО 24 закреплен

Похожие патенты SU1550053A1

название год авторы номер документа
Система управления рабочим органом в горизонтальной плоскости землеройной машины непрерывного действия 1984
  • Щербаков Виталий Сергеевич
  • Бирюков Сергей Тимофеевич
  • Попов Анатолий Михайлович
  • Шалимов Юрий Петрович
  • Колмогорцев Борис Степанович
SU1234498A1
Система управления рабочим органом в горизонтальной плоскости двухгусеничной землеройной машины 1985
  • Щербаков Виталий Сергеевич
  • Бирюков Сергей Тимофеевич
  • Додин Лев Григорьевич
  • Попов Анатолий Михайлович
  • Шалимов Юрий Петрович
  • Колмогорцев Борис Степанович
SU1265266A1
Гидропривод рабочего органа землеройно-транспортной машины 1988
  • Гостев Сергей Васильевич
  • Беленков Юрий Александрович
  • Тепер Рахмиль Абрамович
SU1647094A2
Система управления движением по курсу двухгусеничной машины 1986
  • Жегалов Валентин Васильевич
  • Кугель Аркадий Яковлевич
  • Ерошенков Владимир Григорьевич
  • Колмогорцев Борис Степанович
  • Щербаков Виталий Сергеевич
  • Дерюженко Сергей Анатольевич
  • Бирюков Сергей Тимофеевич
SU1379145A1
Гидромеханический привод пере-дВижЕНия ТягАчЕй зЕМлЕРОйНОгООбОРудОВАНия 1979
  • Тархов Альберт Иванович
  • Селиванов Борис Степанович
  • Кудиш Виктор Борисович
  • Крюков Евгений Александрович
  • Павлов Игорь Павлович
  • Голик Леонид Иосифович
  • Гриценок Петр Александрович
SU853028A1
Система управления четырехгусеничной машиной 1989
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Лабзин Владимир Алексеевич
SU1682230A1
МАШИНА ДЛЯ ВСКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА И РАБОЧИЙ ОРГАН 1997
  • Быков Александр Владимирович
  • Василенко Станислав Кузьмич
  • Джарджиманов А.С.(Ru)
  • Ибрагимов М.Ш.(Ru)
  • Кумылганов А.С.(Ru)
  • Мамонтов Ю.М.(Ru)
  • Мовчан Алий Андреевич
  • Мусийко Владимир Данилович
  • Решетников Владимир Парфенович
  • Черняев В.Д.(Ru)
  • Яковлев Виктор Иванович
RU2112841C1
Проходческо-добычный комбайн 1985
  • Пелипенко Александр Михайлович
  • Линдаев Владимир Викторович
  • Авдеев Виталий Гаврилович
  • Нестеренко Виталий Григорьевич
  • Асс Виктор Львович
  • Турусов Владимир Михайлович
  • Комягин Борис Григорьевич
SU1288293A1
Устройство управления рабочим процессом землеройно-транспортной машины 1986
  • Слободин Валерий Яковлевич
SU1323672A1
Шнековый траншеезасыпатель 1988
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Тархов Альберт Иванович
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1602943A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 550 053 A1

Реферат патента 1990 года Устройство автоматического управления движением землеройно-транспортной машины по заданному курсу

Изобретение относится к автоматизации землеройно-транспортных машин. Цель - повышение точности управления положением рабочего органа (РО) 24 в горизонтальной плоскости. Для этого устройство снабжено верхним 23 и нижним 20 кронштейнами (К), соединенными друг с другом тягами 21 и 22. На РО 24 закреплен торцом верхний К 23, соединенный посредством верхней пружины 25 сжатия с тягой 21, а с копиром 15 в виде лыжи 16 соединен торцом К 20. Посредством нижней пружины 26 сжатия копир 15 связан с другим торцом К 20. На верхнем К 23 установлен датчик 8 линейного отклонения, а на нижнем - датчик 11 углового отклонения. Датчики 8 и 11 подключены к гидравлической системе управления соответственно правой и левой тележек гусеничного хода землеройно-транспортной машины. Под воздействинеем возмущающих факторов линейного и углового отклонений РО 24 в горизонтальной плоскости от заданного курса тяги 21 и 22 смещаются в поперечной плоскости под воздействием пружины 25. Лыжа 16 перемещается поверхностью 17 к копирам 15. Толкатели золотников датчика 8, контактирующие с выступами внешней тяги 22, смещаются из нейтрального положения и формируют в одной из гидролиний 9, 10 гидравлический сигнал управления, пропорциональный величине линейного отклонения РО 24. При движении на повороте в сторону борта, на котором размещена лыжа 16, разворот и надежный прижим лыжи 16 к копирам 15 обеспечивается пружиной 26. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 550 053 A1

иг./

торцом верхний К 23, соединенный посредством верхней пружины 25 ежа тия с тягой 21, ас копиром J5 в виде лыжи 16 соединен торцом К 20. Посредством нижней пружины 26 сжатия копир 15 связан с другим торцом К 20. На верхнем К 23 установлен датчик 8 линейного отклонения, а на нижнем - датчик П углового отклоне ния. Датчики 8 и 11 подключены к гидравлической системе управления соответственно правой и левой теле жек гусеничного хода землеройно- транспартной машины. Под воздействи ем возмущающих факторов линейного и углового отклонений РО 24 в гориИзобретение относится к автоматизации землеройно-транспортных машин (ЗТМ), а именно к системам управления рабочим органом ЗТМ в горизонталь- ной плоскости, которое осуществляется посредством управления движением машины по заданному механическим копиром курсу.

Цель изобретения - повышение точности управления положением рабочего органа в горизонтальной плоскости.

На фиг. Схематически изображено устройство, общий вид; на фиг.2 - крепление датчика линейного отклонения -на верхнем кронштейне, вид сбоку; на фиг.З - крепление датчика углового отклонения на нижнем кронштейне, вид сверху.

Устройство содержит насосную

станцию переменной производительности, управляемый делитель 2 потока, гидромоторы 3 и 4 привода правой и левой гусеничных тележек, распределитель 5 переключения с камерой 6 управления, клапан ИЛИ 7, датчик 8 линейного отклонения с гидролиниями 9 и 10 управления, датчик 11 углового отклонения с гидролиниями 12 и

13управления, аккумуляторный блок

14для запитки датчиков, копир 15, выполненный в виде вертикальных вешек, с которыми контактирует лыжа 16 с вертикальной контактной поверхно- стью 17, снабженная планкой 18 и закрепленная при помощи шарнира 19 на нижнем кронштейне 20, связанном посредством шарнирно соединенных параллельных внутренней 21 и внешней

3

зонтальной плоскости от заданного курса тяги 21 и 22 смещаются в поперечной плоскости под воздействием пружины 25, Лыжа 16 перемещается поверхностью 17 к копирам 15. Толкатели золотников датчика 8, контактирующие с выступами внешней тяги 22, смещаются из нейтрального положения

и формируют в одной из гидролиний

9, 10 гидравлический сигнал управления, пропорциональный величине линейного отклонения РО 24. При движении на повороте в сторону..борта, на

котором размещена лыжа 16, разворот

и надежный прижим лыжи 16 к копирам , J5 обеспечивается пружиной 26. 3 ил.

,-

0

5

0

5

0

22 тяг с верхним кронштейном 23, который установлен на рабочем органе 24 машины, причем верхний конец внутренней тяги 21 соединен с подвижным концом пружины 25 сжатия, неподвижный конец которой закреплен на верхнем кронштейне 23, нижний кронштейн 20 соединен с неподвижным концом пружины 26 сжатия, подвижный конец которой закреплен на заднем конце лыжи 16, при этом датчик 8 линейного отклонения установлен на верхнем кронштейне 23 таким образом, что толкатели 27 и 28 золотников датчика упираются в выступы 29 и 30 внешней тяги 22, а датчик П углового отклонения установлен на нижнем кронштейне 20 таким образом, что толкатели 31 и 32 золотников датчика упираются в планку 18, закрепленную на лыже 6.

Система работает следующим образом.

Перед началом работы размечают траекторию движения, например, при помощи погруженных (забитых или ввинченных) в грунт вертикальных вешек 15, расстояние между которыми не превышает величины прямолинейного участка лыжи от переднего конца до оси шарнира крепления ее на нижнем кронштейне. Кривые в плане задаются ломаной линией, как и в случае копир- ного троса. Б процессе движения ЗТМ по заданному вешками курсу лыжа 16, имеющая возможность поперечно-параллельных и угловых горизонтальных перемещений, прижимается к вешкам 15

своей контактной поверхностью 17 , под действием пружин 25 и 26 и ориентируется своей осью по курсу движения. При перемещении рабочего органа 24 в горизонтальной плоскости в допустимых прегэлах относительно ко- пирньгх вешек 15 золотники датчиков

8и 11 находятся в нейтральном положении, а сигнал управления делителем

12 потока,отсутствует. Рабочая жидкость от насосной станпии 1 двумя потоками с равными расходами поступает в гидромоторы 3 и 4 привода правой и левой гусеничных тележек, которые вращаются с одинаковой угловой скоростью.

При появлении под действием возмущающих факторов линейного и углового отклонений рабочего органа в горизонтальной плоскости от заданного курса тяги 21 и 22 смещаются в поперечной плоскости под воздействием пружины 25, прижимая лыжу 16 контактной поверхностью 17 к копирным вешкам 15. При этом толкатели 27 и 28 золотников датчика 8 линейного отклонения, контактирующие с выступами 29 и 30 внешней тяги 22, смещаются из нейтрального положения и формируют в одной из гидролиний 9, 10 гидравлический сигнал управления, пропорциональный величине линейного отклонения рабочего органа. Под действием сигнала управления в камере 6 золотник распределителя 5 переключения занимает положение, при котором датчик 8 линейного отклонения соединяется посредством гидролиний 9, 10 с управляемым делителем 2 потока, который пропорционально величине сигнала управления перераспределяет поток жидкости от насосной станции 1 к гидромоторам 3 и 4 привода гусеничных тележек, происходит поворот машины и ликвидация линейного отклонения. Золотники датчика 8 занимают нейтральное положение, в гидролиниях

9и 10 давление управления становится равным нулю, распределитель 5 переключения становится в положение, при котором датчик 11 углового отклонения соединяется посредством гидролиний

12 и 13 с управляемым делителем 2 потока. Обычно, после ликвидации линей- ,. нителъно снабжено верхним и нижним

ного отклонения ошибка по угловому положению рабочего органа 24 относительно копирных вешек 15 не равна нулю. Это угловое отклонение опрекронштейнами, тягами, шарнирно соединенными с ними, верхней и нижней пружинами сжатия, а копир выполнен в виде лыжи, причем торец верхнего

00536

деляет угол поворота лижы 16 относительно нижнего кронштейна 20, при этом толкатели 3 и 32 золотников датчика углового отклонения, контактирующие с планкой 18, закрепленной на лыже 16, смещаются из нейт0

5

0

5

0

5

0

5

0

рального положения, в результате чего на управляемом делителе потока

2формируется сигнал управления уже противоположного знака по сравнению со знаком предыдущего управляющего сигнала от линейного отклонения Управляемый делитель потока пропорционально перераспределяет поток жидкости от насоса 1 к гидромоторам

3и 4 привода гусеничных тележек, происходит поворот машины в сторону ликвидации углового отклонения. В результате этих операций рабочий орган 24 занимает заданное положение в горизонтальной плоскости относительно копирных вешек 15.

При движении на повороте в сторону того борта, на котором размещена лыжа с параллелограммной подвеской, разворот и надежный прижим лыжи к вешкам обеспечивается пружиной 26. При повороте машины в противоположную сторону лыжа передним загнутым концом упирается в стоящую впереди вешку и разворачивается в новом направлении, преодолевая усилие пружины 26.

Применение предложенной системы управления позволяет сократить время и материальные затраты на подготовку траектории движения и, тем самым, увеличить производительность и эффективность земляных работ.

Формула изобретения

Устройство автоматического управления движением землеройно-транс- портной машины по заданному курсу, включающее копир, датчики линейного и углового отклонений, подключенные к гидравлической системе управления соответственно правой и левой тележек гусеничного хода землеройно- транспортной машины, отличающееся тем, что, с целью повышения точности управления, оно дополкронштейнами, тягами, шарнирно соединенными с ними, верхней и нижней пружинами сжатия, а копир выполнен в виде лыжи, причем торец верхнего

кронштейна закреплен на рабочем органе и соединен с одной из тяг посредством верхней пружины сжатия, один торец нижнего кронштейна шарнир- но соединен с.копиром, который в свою очередь,связан посредством

28

Ъг.2

нижней пружины сжатия с. другим торцом нижнего кронштейна, при этом датчик линейного отклонения установлен на верхнем кронштейне, а датчик углового отклонения - на нижнем кронштейне.

SU 1 550 053 A1

Авторы

Щербаков Виталий Сергеевич

Дерюженко Сергей Анатольевич

Зимин Евгений Александрович

Даты

1990-03-15Публикация

1987-10-09Подача