Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизельных двигателей.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных и антикоррозионных СВОЙСТВ.
Пример 1. Для обработки по предлагаемому способу берут плунжерные пары топливных насосов (сталь 25Х5МА). Гидроплотность плунжерных пар, замеренных на полуавтоматической установке модели (АНИТИМ), менее 3 с, а максимальные зазоры между плунжером и втулкой после снятия круглограмм в местах наибольшего износа 20-26 мкм.
Раскомплектованные детали очищают в течение 5 мин при 70°С в ванне следующего состава, г/л: едкий натр 100; углекислый натрий 30-50; сели- кат натрия 2-10. После этого плунжерные пары комплектуют и помещают в сборе в ванну следующего состава, мас.%: гидроокись натрия (NaOH) 42,0- 44,0; сера (S) 0,9-1,1; сернистый натрий (Ыаг5) 0,9-1,1; серноватисто- кислый натрий () 1,0-2,0; бура () 7,,5; борная кислота (2В03) 5,0-6,0; вода остальное. ,
Сульфоборирование осуществляют для каждой испытываемой плунжерной пары в различных режимах технической обработки (табл. 1).
ел
9
сл
focH жение
3
На всех испытаниях сульфоборирова н|ия плунжеру сообщают осцилирующее
0,5 м/с) и вращательное дви- ( СО 0 15 ) относительно его оси.
Обработанными плунжерными парами укомплектовывают топливные насосы и проводят 150-часовые износные испытания на стенде с загрязненным дизельным топливом. Размер абразива 4- 15 мкм, концентрация 25 г/т. Номиналная частота вращения кулачкового вала 1000 об/мин.
0
Плунжер взвешивают на аналитических весах и в паре с втулками помещают в специальные кассеты. Для удобства проведения сравнительных испытаний плунжер подбирают одинаковой массы. Через 8 ч на экспериментальные образцы подают воду в течение 3 мин. После 72 ч испытаний плунжера тщательно очищают от продуктов коррозии, для чего их помещают в ванну с электролитом (8%-ный раствор NaOH) и выдерживают в течение 20 мин при 20°С. Затем детали высушивают и снова взве
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизелей | 1990 |
|
SU1747511A1 |
Способ химико-термической обработки прецизионных деталей | 1990 |
|
SU1721103A1 |
Способ упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизельных двигателей | 1985 |
|
SU1310438A1 |
Состав ванны для низкотемпературного боросульфидирования | 1989 |
|
SU1696575A1 |
Состав ванны для низкотемпературной химико-термической обработки стальных изделий | 1987 |
|
SU1504285A1 |
Состав соляной ванны для химико-термической обработки стальных изделий | 1990 |
|
SU1717671A1 |
Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей | 1990 |
|
SU1715864A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2009 |
|
RU2463358C2 |
СОСТАВ ВАННЫ ДЛЯ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2009 |
|
RU2436867C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ РАВНОМЕРНОСТИ ЦИКЛОВОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2194186C1 |
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизельных двигателей. Целью изобретения является повышение эксплуатационных и антикоррозионных свойств. Плунжерные пары топливных насосов из стали 25 х 5 МА помещают в сборе в ванну для сульфоборирования и обрабатывают в ней при 130 - 150°С в течение 45 - 50 мин. При этом плунжеру сообщают осцилирующее и вращательное движение относительно его оси. Способ позволяет значительно повысить эксплуатационные и антикоррозионные свойства плунжерных пар. 3 табл.
Цикловая подача и давление, разви- шивают. Значения изменения массы об20
30
Ваемые плунжерными парами, обработанными предлагаемым способом, в 1,2- 1 , раза выше, чем у плунжерных пар, обработанных по известному .способу.
Остальные результаты износных ускоренных испытаний экспериментальных Плунжерных пар топливных насосов представлены в табл. 2.
Как видно из полученных результатов, использование предлагаемого спо- 25 соба позволит снизить температурный режим упрочнения, получить на поверхности деталей равномерный диффузионный слой высокой микротвердости без микротрещин при оптимальном режиме обработки (t 13СЫ50°С,Ј k$- 50 мин), что позволит повысить эксплуатационную стойкость деталей при длительном периоде работы в загрязненном дизельном топливе.
Кроме того, способ позволит восста-35 новить параметры работоспособности топливного насоса (давление, цикловая подача) не только в первоначальном, но и в установившемся режиме эксплуатации, а также, используя 40 сложное движение плунжера во втулке при сульфоборировании, восстановить геометрические формы деталей (овальности, конусности, бочкообразности и т.д.).45
Пример 2. Ускоренные испытания на коррозионную стойкость сталь- ных деталей проводят методом определения изменения массы образца и индекса неравномерности коррозии. Ис- 50 следованию подвергают плунжерные пары топливных насосоз (сталь 25Х5МА), обработанные предлагаемым и извест™ ным способами, причем в предлагаемом способе берут для исследования дета- 55 ли, обработанные в ванне сульфобори- рования при различных режимах обработки (табл. 1)„
разцов вычисляют по формуле (mQ - т{) - ,
где т0 - первоначальная масса образД т
ца.
г;
т,
S масса образца после удаления
продуктов коррозии, г;
площадь поверхности образца
до испытания, м2. Для определения индекса неравномерности коррозии на очищенную поверхность плунжеров накладывают кальку и снимают места, занятые коррозией. Зарисованные кальки вырезают и взвешивают на аналитических весах. После этого, зная массу единицы площади кальки, подсчитывают площадь, занятую коррозией, и индекс неравномерности коррозии
(
где LH - индекс неравномерности коррозии ; S, - площади, занятая коррозией,
м2.
Полученные результаты исследований представлены в табл. 3.
Как видно из полученных данных, коррозионная стойкость стальных образцов при длительном периоде испытания, обработанных предлагаемым способом (при оптимальном режиме химической обработки t 130-150°С, 5- 50 мин), выше в 5 раз, чем у стальных образцов, обработанных известным способом .
Формула изобретения
Способ упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизельных двигателей включающий нагрев пары в сборе с одновре менным осцилиругащим движением плунжера вдоль его оси и низкотемпературную
разцов вычисляют по формуле (mQ - т{) - ,
где т0 - первоначальная масса образД т
ца.
г;
0
5
т,
S масса образца после удаления
продуктов коррозии, г;
площадь поверхности образца
до испытания, м2. Для определения индекса неравномерности коррозии на очищенную поверхность плунжеров накладывают кальку и снимают места, занятые коррозией. Зарисованные кальки вырезают и взвешивают на аналитических весах. После этого, зная массу единицы площади кальки, подсчитывают площадь, занятую коррозией, и индекс неравномерности коррозии
(
где LH - индекс неравномерности коррозии ; S, - площади, занятая коррозией,
м2.
Полученные результаты исследований представлены в табл. 3.
Как видно из полученных данных, коррозионная стойкость стальных образцов при длительном периоде испытания, обработанных предлагаемым способом (при оптимальном режиме химической обработки t 130-150°С, 5- 50 мин), выше в 5 раз, чем у стальных образцов, обработанных известным способом .
Формула изобретения
Способ упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизельных двигателей, включающий нагрев пары в сборе с одновременным осцилиругащим движением плунжера вдоль его оси и низкотемпературную
515659
химикотермическую обработку, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных и антикоррозионных свойств, нагрев, осцилирую- щее движение и химико-термическую об- работку осуществляют в ванне для суль- фоборирования при 130-150бС в течение мин, при этом осцилирующее движение плунжера совмещают с вращением JQ его вокруг оси.
Известный
7-9
1051 21-23
Известный Предлагаемый в режиме:
t 130°С,
t 45 мин,
t UO°C, tr 50 мин
39,
t
1504, 50 мин
Таблица 1
Температура, С
Время выдержки, мин
Таблица 2
10-13982 6-9 15-20 Менее
5 с
Таблица 3
38,029
15,68 14,21 1(,92 МО
МО
-4
.,-
9,31 -10 33,16 9,16- 10 И,66 9;12-10 413,39
.1,68 Т,71 1,71
Централизованное восстановление плунжерных пар топливных насосов высокого давления | |||
Сер | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР | |||
Способ упрочнения плунжерных пар топливных насосов дизельных двигателей | 1985 |
|
SU1310438A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1990-05-23—Публикация
1988-06-27—Подача