СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЕКЦИОНИРОВАННЫМ РУЛЕМ Советский патент 1995 года по МПК B64C13/00 

Описание патента на изобретение SU1596623A1

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к системам управления летательных аппаратов с секционированными аэродинамическими поверхностями.

Целью изобретения является повышение надежности системы и улучшение эксплуатационных характеристик при отказах в ней.

На чертеже приведена схема описываемой системы.

Система управления летательного аппарата с двумя секциями 1 и 2 руля и двумя каналами управления (электродистанционным и механическим) содержит гидроприводы 3 и 4 секции руля, входные звенья которых соединены между собой механической связью ответвлением 5 механической проводки с соединительным устройством (механизмом 6 разъединения) и с каркасом летательного аппарата через центрирующие пружины 7, два рычага 8 и 9 управления, соединенные между собой механической связью 10 через механизм 11 разъединения.

Механический канал управления выполнен в виде механической проводки 12, соединяющей рычаг 8 с входным звеном гидропривода 3 секции 1 руля и через ответвление 5 с гидроприводом 4 секции 2 руля.

Электродистанционный канал включает два независимых подканала, состоящих из соединенных электроцепями датчиков 13 и 14 усилий, встроенных в рычаги 8 и 9 управления, вычислителей 15 и 16 и сервоприводов 17 и 18 с устройствами 19 и 20 соответственно ограничения усилий и отключения.

С рычагом 9 соединена загрузочная пружина 21, связанная со штоком электропривода 22 системы триммирования, связанного с датчиками 23 положения системы триммирования и посредством электроцепей с переключателями 24 на рычагах управления. Датчики 23 положения связаны электроцепями с вычислителями 15 и 16.

Сервопривод 18 одного подканала электродистанционного канала управления подключен параллельно к механической проводке 12 к гидроприводу 3, а сервопривод 17 другого подканала через ответвление 5 механической проводки 12 к входному звену гидропривода 4.

Система управления работает следующим образом.

При приложении летчиком усилия к рычагу 9 (или 8) сервоприводы 17 и 18 по сигналам с датчиков 14 (13) перемещают механическую проводку 12 и рычаги управления на величину, соответствующую приложенному усилию (по соответствующей загрузочной характеристике). Соответственно перемещению рычагов отклоняются секции 1 и 2.

При отказе в подканале электродистанционного канала сигнал положения выходного звена сервопривода (например, сервопривода 17) этого подканала и выходной сигнал его электронной модели (в вычислителе 16) расходятся. Когда это расхождение достигает определенного значения система контроля подканала в вычислителе 16 отключает неисправный сервопривод от механической проводки системы управления с помощью устройства 20 отключения. Характеристики управляемости сохраняются за счет работы исправного подканала. При отказе обоих электродистанционных подканалов управление обеспечивается за счет работы механического канала управления.

При отказе типа заклинивания какого-либо подвижного элемента системы управления летчик с помощью механизмов 6 и 11 разъединяет рычаги 8 и 9 и гидроприводы 3 и 4 секций руля и в дальнейшем управление осуществляется от рычага, связанного с исправной частью системы.

При заклинивании подвижного элемента в ответвлении 5 механической проводки (от сервопривода 17 до секции 2 и механизма 6) дальнейшее управление осуществляется от рычага 8 с помощью сервопривода 18, подключенного к механической проводке 12, при этом трение и инерционность в проводке и сопротивление центрирующей пружины 7 преодолеваются сервоприводом 18, чем обеспечивается удобство управления с номинальной загрузкой рычага 8.

При отказе типа самохода сервопривода (например, сервопривода 17) исключено самопроизвольное перемещение секций 1 и 2 вследствие того, что другой сервопривод 18 исправного подканала с полностью независимыми цепями, управления и создаваемым усилием, равным по величине усилию отказавшего сервопривода, препятствует последнему, так как выходные звенья этих сервоприводов соединены жесткой механической связью через механизм 6. В этом случае при управлении усилие летчика складывается с усилием исправного сервопривода 18, заставляя выходное звено отказавшего сервопривода 17 перемещаться в соответствии с перемещением рычага 8 и 9 за счет срабатывания устройства 19 отказавшего сервопривода.

Поскольку датчики 13 и 14 усилий встроены в рычаги управления, то паразитные сигналы, поступающие при неисправностях в системе от датчиков в вычислители 15 и 16, существенно уменьшены, что также повышает надежность и улучшает эксплуатационные характеристики системы.

Похожие патенты SU1596623A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1986
  • Абрамов Е.И.
  • Затолокин А.С.
  • Моисеев В.Г.
  • Абрамов Л.И.
SU1372816A1
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО САМОЛЕТА 1993
RU2093419C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКРЫЛКАМИ САМОЛЕТА 1992
  • Долгушев Г.Е.
  • Константинов Ю.Б.
  • Сидоров А.В.
  • Архипцев Ю.И.
RU2065377C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1991
  • Абрамов Е.И.
  • Конев В.Т.
  • Орепер В.Я.
RU2042574C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2014
  • Самсонович Семен Львович
  • Огольцов Игорь Иванович
  • Крылов Николай Валерьевич
  • Ларин Александр Петрович
  • Макарин Михаил Александрович
  • Рожнин Николай Борисович
  • Степанов Вилен Степанович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Кривко Владислав Алексеевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
RU2572011C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА 2006
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Куликов Владимир Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Гласко Владимир Николаевич
  • Розин Леонид Михайлович
RU2312793C1
САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Демин Игорь Михайлович
  • Погосян Михаил Асланович
  • Барковский Александр Федорович
  • Москалев Павел Борисович
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Шенфикель Юрий Ильич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Костенко Николай Иванович
  • Пекарш Александр Иванович
  • Огарков Сергей Олегович
RU2472672C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ 2004
  • Арсенов Юрий Петрович
  • Бугаков Игорь Сергеевич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Двоеглазов Валерий Вячеславович
  • Карташев Валерий Борисович
  • Лаврентьев Евгений Александрович
  • Лещинский Игорь Константинович
  • Овчинников Виктор Иванович
  • Степанов Алексей Иванович
  • Сущенцова Галина Викторовна
  • Хуснутдинов Ильшат Афтафович
RU2282562C1
Система дистанционного управления региональным самолётом 2022
  • Терехов Роман Игоревич
  • Шелюхин Юрий Федорович
  • Диденко Юрий Иванович
  • Глубокая Марина Георгиевна
  • Козяйчев Андрей Николаевич
RU2795074C1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1979
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Гнатенко Александр Георгиевич
  • Шарунов Анатолий Иванович
  • Тычкин Вячеслав Иванович
SU1839991A1

Реферат патента 1995 года СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЕКЦИОНИРОВАННЫМ РУЛЕМ

Изобретение относится к области авиастроения и позволяет повысить надежность и улучшить эксплуатационные характеристики системы. Система включает рычаги 8 и 9 управления, связанные с гидроприводами 3 и 4 секций 1 и 2 руля посредством механической проводки 12 с ответвлением 5 и механизмами 6 и 11 разъединения, а также с помощью электродистанционного канала. Последний состоит из двух подканалов, включающих датчики 13 и 14 усилий, вычислители 15 и 16 и сервоприводы 17 и 18 с устройствами ограничения усилий 19 и отключения 20. При нормальной работе системы по сигналам датчиков 13 и 14 сервоприводы перемещают через проводку секции 1 и 2. При отказе одного из подканалов его сервопривод отключается соответствующим устройством 20. В случае заклинивания какой -либо части системы она отделяется от исправной части с помощью механизмов 6 и 11. При неисправности одного из сервоприводов его действие пересиливается исправным сервоприводом и пилотом за счет срабатывания устройства 19. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 596 623 A1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЕКЦИОНИРОВАННЫМ РУЛЕМ, содержащая два рычага управления, соединенные между собой через механизм разъединения, два канала управления, один из которых выполнен в виде механической проводки, соединенной с одним из рычагов управления и первой секцией руля и связанной через ее ответвление, включающее соединительное устройство, с второй секцией руля, а другой канал выполнен электродистанционным в виде двух независимых подканалов, включающих датчики усилий, вычислители и сервоприводы с устройствами их отключения, причем сервопривод одного подканала соединен с механической проводкой к первой секции руля, а сервопривод другого подканала с ответвлением проводки к второй секции руля, и соединенное с вторым рычагом управления устройства триммирования усилий, включающее датчики его положения, загрузочную пружину и электропривод триммирования, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее надежности и улучшения эксплуатационных характеристик при отказах в системе, сервоприводы снабжены устройствами ограничения усилий, соединительное устройство ответвления механической проводки выполнено в виде механизма разъединения, а датчики усилий обоих подканалов электродистанционного канала управления установлены в рычагах управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1596623A1

Авторское свидетельство СССР N 1042281, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

SU 1 596 623 A1

Авторы

Сидоров А.В.

Константинов Ю.Б.

Долгушев Г.Е.

Банштык А.М.

Даты

1995-11-20Публикация

1988-04-11Подача