Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции подшипниковых узлов электрических машин малой мощности.
Целью изобретения является повышение надежности подшипникового узла.
На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - общий вид узла при выполнении цельного упругого элемента; на фиг.4 и 5 - схема работы устройства.
Подшипниковый узел электрической машины (см. фиг.1) состоит из корпуса 1, подшипника 2 скольжения и упругих элементов 3, выполненных в виде отдельных элементов или в виде цельной кольцевой оболочки 4, выполненной из металлорезины (см. фиг.З). Подшипник 2 скольжения установлен в свободной полости 5 корпуса 1, выполненной таким образом, чтобы обеспечить свободный поворот подшипника 2. Упругие элементы расположены равномерно по периметру торцов 6 и 7 подшипника 2 в радиальном относительно вала направлении (см. фиг.2). Внутренние концы 8 упругих элементов 3 соединены шарнирно с корпусом 1 в месте его сопряжения с валом, а внешние концы 9 упругих элементов 3 соединены с внешней поверхностью 10 подшипника 2 скольжения по его торцам 6 и 7. При выполнении упругого элемента в виде кольцевой оболочки 4 (см. фиг.З) она охватывает внешнюю поверхность 10 подшипника 2, а концы ее по кольцу соединены с корпусом 1 в местах его сопряжения с валом по торцам 11 и 12. Кольцевая оболочка 4 выполнена из эластичного материала, например из металлорезины.
В процессе сборки подшипникового узла при наличии отклонений от соосности и при перекосах осей вала и корпуса 1 зал сопрягается с внутренним отверстием 13 в
о ы о
.&.
подшипнике 2 под некоторым углом к оси подшипника 2 (см. фиг.4). В точках касания вала с поверхностью внутреннего отверстия i3 при действии сборочного усилия Р возникают сила реакции NR и сила трэния Т, которые создают момент Мп поворота под- шглгшика 2, Поворот подшипника 2 происходит вследствие гого, что реакция NR и сила трения Т превышают силы Ру упругости упругих элементов 3 или упругой оболоч- ки 4. После поворота подшипника 2 внешняя его поперхность 10 занимает положение, параллельное оси вала (см. фмг.5). Высота сторон в сечении упругой оболочки 4 по торцам 6 и 7 изменяется, что приводит к изменению усилий Pyi и Ру2, действующих в разных частях сечения упругой оболочка. Вспедствиэ разницы усилий Ру л Руг создается крутящий момент Мп, способствующий повороту оси подшипника 2 пароплельно oci; вала,
8 рабочем положении сипы реакции опор вала а подшипниковом узле компенсируются силами упругое ру упругой оболочки 4, которая равна Ру -: Pyi + (Руа.- Pyi). В процессе работы подшипникового узла при износе внутреннего отверстия 13 под- шнпншса 2 упругая оболочка 4(или элемента 3) постоянно будет обоспечивль положение подшипнчкэ 2 параллельно оси зала. Усилия yi А Руг пазных сторон упругой оболочччч 4 в процессе работы могут изменять направление и имеют составляющую
усилия РО, направленную параллельно оси вала и компенсирующую осевые перемещения вала.
Описываемое соединение подшипника с корпусом позволяет не только компенсировать любые погрешности при сборке, но и возможные перемещения в осевом и радиальном направлениях, что создает возможности работы электрической машины без затираний вала якоря в подшипниковом узле, т.е. повышается надежность работы подшипникового узла.
Формула изобретения
1.Подшипниковый узел электрической машины, содержащий корпус, в котором установлен подшипник скольжения, упругий элемент, расположенный между корпусом и подшипником, и вал, проходящий через отверстия в стенках корпуса, отличаю- щ. и и с я тем, что, с целью повышение надежности, упругий элемент установлен по торцам подшипника скольжения и соединен с наружной поверхностью подшипника и корпусом в месте отверстий для выхода вала.
2.Узел по п.1,отличающийся тем, что упругий элемент выполнен из отдельных радмально расположенных частей, которые равномерно размещены по окружности,
3.Узел по п.1,отличающийся тем, что упругий элемент выполнен из металло- резины и имеет кольцевую форму.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел электрической машины | 1988 |
|
SU1598056A1 |
Электрическая машина | 1989 |
|
SU1781774A1 |
Подшипниковый узел вертикальной электрической машины | 1989 |
|
SU1723635A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1749569A1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ НА НЕПРИВОДНОМ КОНЦЕ ВАЛА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ ВЕТОХИНА ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ СКВАЖИН (АМВ НГС) | 2010 |
|
RU2444831C1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1981 |
|
SU995208A1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1991 |
|
SU1810639A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2086816C1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1986 |
|
SU1403245A1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2011 |
|
RU2474945C2 |
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции подшипниковых узлов электрических машин преимущественно малой мощности. Целью изобретения является повышение надежности подшипникового узла. Подшипниковый узел состоит из корпуса 1, подшипника 2 скольжения и упругого элемента 3. Упругий элемент может быть выполнен из эластичного материала, например из металлорезины, в виде кольца коробчатого сечения или из отдельных частей Упругий элемент 3 соединен с корпусом в месте отверстий для выхода вала и внешней поверхностью подшипника 2. Ориентация подшипника строго по направлению вала с помощью упругого элемента не только при сборке, но и с учетом износа подшипника позволяет снизить потери на трение в электрической машине и повысить надежность. 2 з.п.ф-лы, 5 ил. (Л С
10АФиг.1
А-А
ю
вал
Фиг. 4
sN%
Фиг. 5
Pyi
Опора ротора электрической машины | 1978 |
|
SU688959A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Подшипниковый узел | 1977 |
|
SU625288A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-04-23—Публикация
1988-05-03—Подача