Изобретение относится к строительству, а именно к исследованиям грунтовых оснований для оценки их упругих и демпфирующих свойств.
Цель изобретения - сокращение времени определения и повышение точности.
На чертеже изображена схема системы грунт-опора.
Способ реализуют с помощью агрегата с гидроопорой, который содержит управляющий золотник 1, гидроцилиндр 2, подвеску 3 агрегата, опору 4 агрегета. Модель грунта представлена в виде упругого 5 и демпфирующего 6 элементов.
Способ осуществляют следующим образом.
Предварительно составляют математическую модель, описывающую взаимосвязь
параметров движения опоры, нагружающей грунт, в качестве которых выбирают коэффициент жесткости Kz и демпфирования Bz основания. Эту модель представляют в виде уравнений:
mi i Fp + ci (хю - xi)-G;
Вгх г + Кг Х2 FP
y KxY-KpP-F(xi+x 2);(1)
о ел о о VI ю
ci(xio - xi i) 0 при х Ј хю, х
Х1 + Х2;
р Го
где m - приведенная к опоре масса агрегата: G - нормальная сила от агрегата, действующая на опору;
F - площадь поршня опоры;
- P2. Pi и PZ - давления в полостях гидроцилиндра опоры;
ci - жесткость подвески колес агрегата;
хю - предварительное обжатие подвески агрегата;
xi - перемещение опоры и рамы агрегата;
Х2 - перемещение пяты опоры при деформации грунта;
х - перемещение поршня относительно гидроопоры;
W - объем жидкости в полости гидроцилиндра;
Е - объемный модуль упругости жидкости;
Кх - коэффициент усиления золотника по расходу;
Кр - коэффициент усиления золотника по давлению;
У - перемещение золотника;
С,- длина полости золотника;
Ро - давление питания гидроцилиндра;
р - плотность жидкости.
Для определения Kz и Bz находят связь между этими параметрами и параметрами движения опоры х, х, t путем проведения полного факторного эксперимента (ПФЭ) и математической модели, описываемой системой уравнения (1). При проведения ПФЭ в качестве исследуемых принимают пара- метры Kz, Bz и время t. В кодированном виде представляют их в качестве параметров zi, Z2. гз. Проводят ПФЭ с факторами, каждый из которых варьируется в уровнях для реализации эксперимента ста- вят u q 8 опытов.
Для введения элементов случайности устанавливают случайную последовательность проведения опытов: 7,3,5,3,1,8,4,2,6,5,6,7,4,2,1,8. Параллельные опыты предусматривают для оценки воспроизводимости и проведения статистических оценок. Проводя ПФЭ по двум критериям, по перемещению и средней скорости перемещения опоры в грунте определяют по восьми опытам значения по каждому критерию. С помощью плана ПФЭ из восьми опытов получают модель из восьми независимых коэффициентов регрессии соответственно для перемещения и средней скорости перемещения опор:
X Ьо + blZ1 + D2Z2 + b3Z3 + D12Z1Z2 + t 13Z1Z3 + 023Z2Z3 + bl23Z1Z2Z3;
x a0 + aizi - 32Z2 + азгз н ai2ZU2 + ais zi
Z3 +323Z2Z3 + 3123Z1Z2Z3,
где aobo, ai, bi, 32, 02, ai2, bi2, ais. Ьтз, b23 - коэффициенты в уравнениях регрессии;
zi - кодированные значения коэффициента жесткости основания;
Z2 - кодированное значение коэффициента демпфирования основания;
гз - кодированное значение времени нагружения;
х - перемещение опоры в грунте,
х - средняя скорость перемещения опоры за время t.
Коэффициенты уравнений регрессии определяются формулами (1):
bt 1/N 2 zij xj ;ai 1/N Ј zij xj, (3) j -1 .1
где N - число опытов ПФЭ;
п -количество факторов;
I 0. п - номер фактора;
I 0,N - номер опыта.
По полученным значениям отзывов вычисляют для данного агрегата коэффициенты в уравнениях регрессии, представляют их в систему уравнений (2), получают уравнения регрессии, позволяющие по перемещению, средней скорости перемещения и времени нагружения определять коэффициенты жесткости и демпфирования на любом грунте по формулам:
Kz
(b2+D23t)Bz+bo-X.
bl-bl3t-bl2 B2
(4)
В:
-f-HJ«-4felЈ
2I0 где fo a2 bi2-ai2CZ;
fl 32 C4 + C1 C2 - C3 312 - CO 62,
(2 ci сз - со С4; со ao + аз t - x; ci ai + ais t;
C2 b2 + b23 t;
сз bo - x;
C4 bi + bl3t.
При полевых определениях Kz и Bz производят нагружение грунта опорой агрегата монотонно возрастающей нагрузкой в течение промежутка времени t, величина которого находится внутри временного интервала, используемого в уравнениях регрессии (2), и вычисляют среднюю скорость перемещения опоры в грунте (х). Kz и Bz определяют по формулам (4). В случае применения авматизированной системы измерения и обработки измеренных данных непосредственно на месте испытания получают данные об упругих и демпфирующих характеристиках грунта и судят о пригодности исследуемой площадки для работы агрегата, что существенно повышает оперативность способа.
Формула изобретения Способ определения упругих и демпфирующих характеристик грунта, включающий установку на грунт штампа, нагружение его, измерение перемещений грунта нагрузкой и расчет характеристик грунта по полученным данным, отличающийся тем,
что, с целью сокращения времени определения и повышения точности, в качестве штампа используют опору агрегата, предварительно проводят полный факторный эксперимент, по которому составляют регрессивную модель монотонно возрастающего нагружения грунта опорой по известным прочностным характеристикам в виде уравнений регрессии и определяют коэффициенты этих уравнений, а нагружение грунта опорой производят монотонно возрастающей нагрузкой в течение промежутка времени, величина которого находится внутри временного интервала, используемого в уравнениях регрессии, и вычисляют среднюю скорость перемещения грунта, после чего определяют коэффициенты жесткости и демпфирования по формулам:
(b2+b23t)Bz-fbo-X . Dl-D13t- bl2 Bz
Kz
g-Pi4№-4fel8
22 fo
где Kz - коэффициент жесткости;
Bz коэффициент демпфирования;
(Ь 32 012 - 312 С2:
ll 32 С4 + С1 С2 - СЗ 312 - Ср 012:
fe С1 СЗ - СО С4,
со ао + аз t - х; ci ai + ai3t;
С2 Ь2 + D23 t;
сз Ьо-х;
C4 bi + bi3t;
x - стабилизированнэя величине перемещений грунта, м;
х - средняя скорость перемещений грунте, м/с;
t - время нагружения грунта опорой, с; ao,bo,ai,bi,32,b2,3i2.bi2,ai3.bi3.b23 - коэффициенты в уравнениях регрессии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ | 1992 |
|
RU2027246C1 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВЫСОКОМОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2745382C1 |
Способ обработки | 1986 |
|
SU1397311A1 |
Способ демпфирования колебаний и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1776896A1 |
Стенд для градуировки и определения жесткости ротационных динамометров и тензометрических валов | 1989 |
|
SU1749737A2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УПРУГИХ ХАРАКТЕРИСТИК СВАИ И ВМЕЩАЮЩЕГО ГРУНТА | 2008 |
|
RU2364852C1 |
Способ измерения теплофизических свойств жидкости | 1991 |
|
SU1820309A1 |
СИСТЕМА РЕМЕННОГО ПРИВОДА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО НАТЯЖЕНИЯ ДЛЯ НЕЕ | 2002 |
|
RU2272947C2 |
Учебная установка по динамике механизмов | 1989 |
|
SU1695365A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСМИССИИ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2659762C1 |
Изобретение относится к строительству, а именно к определению упругих и демпфирующих свойств грунтовых оснований. Цель изобретения - сокращение времени определения и повышение точности. 8 способе определения упругих и демпфирующих характеристик грунта в качестве нагружающего штампа используют опору агрегата, причем предварительно составляют математическую модель, описывающую взаимосвязь параметров движения опоры, нагружающей грунт и его упругих и демпфирующих характеристик К и Bz, для определения которых проводят полный Факторный эксперимент. В результате эксперимента определяют коэффициенты уравнений регрессии (УР). Нагружение грунта производят монотонно возрастающей нагрузкой в течение промежутка времени, величина которого находится во временном интервале, используемом в УР, и вычисляют среднюю скорость перемещения грунта. По измеренным данным вычисляют Kz и Bz по преобразованным из УР формулам, приведенным в описании. 1 ил. ел с
Сливная магистраль
Составитель Г.Мартынова Редактор М.ПетроваТехред М.МоргенталКорректор М.Шароши
т
ШЩШг
1
S///////7/77/7/////////////77/
Цытович Н.А | |||
Механика грунтов | |||
Высшая школа | |||
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
Джино-прядильная машина | 1922 |
|
SU173A1 |
Швец В.Б | |||
и др | |||
Справочник по механике и динамике грунтов | |||
Киев: Будивельник, 1987, с | |||
Приспособление для градации давления в воздухопроводе воздушных тормозов | 1921 |
|
SU193A1 |
Авторы
Даты
1991-06-15—Публикация
1988-11-17—Подача