Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным спеченным материалам на основе металлического сплава, пропитанного полимером, используемым в подшипниках скольжения.
Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств материала при работе в режиме граничного трения с нагрузкой порпядка 30 МПа и скоростью скольжения порядка 4 м/с.
Антифрикционный спеченный материал на основе металлического сплава, пропитанного полимером, содержит в качестве основы бронзу или сплав на основе железа с твердостью 700-2000 МПа, а в качестве полимера - полиамид с содержанием метиленовых групп в элементарном звене микромолекулы 5-13 при пористости спеченного материала 1-8% и следующем соотношении компонентов. об.%: полиамид 0,19-2,97; основа остальное.
Пример. Для получения спеченного антифрикционного материала используют порошки бронзы состава Бр05Ц5С5, которые прессуют при удельном давлении 400 МПа. спекают при 840°С, пропитывают полимером и доуплотняют до остаточной пористости 1-8% (составы 1-3).
Порошки железографита состава Жгр 05 прессуют при удельном давлении 550 МПа. спекают при 1150°С, пропитывают полимером и доуплотняют до остаточной пористости 4% (состав 4).
сл
vj 1
09
С
Порошки бронзы состава БрА5 прессуют при удельном давлении 300 МПа, спекают при 1030°С, пропитывают полимером и доуплотняют со свободной осадкой до остаточной пористости 4% (составы 5-7).
Известный антифрикционный спеченный материал изготавливают по стандартной технологии. На каркас из стали 45 напекается сферический бронзовый порошок, после чего поры бронзового слоя заполняют фторопластом-4. После спекания фторопласта и калибровки рабочей поверхности металлофторопластовая лента сворачивается во втулку и запрессовывается в каркас из алюминия (состав 8).
Образцы испытывают на машине трения при вращении со скоростью 4 м/с валика из стали 18ХГТ твердостью 60-66HRC относительно втулки, к которой прикладывается нагрузка.
В процессе испытаний в зону трения подается капельная смазка - масло И-20 со скоростью 20 капель в минуту, таким образом, чтобы испытания проводились в режиме граничного трения, Время испытаний составляет 28 ч.
В таблице приведены составы спеченного антифрикционного материала и его свойства.
0
5
0
5
Как следует из приведенных в таблице данных, предлагаемый антифрикционный спеченный материал (составы 1-7) обеспечивает по сравнению с известным антифрикционным спеченным материалом (состав 8) повышение антифрикционных свойств при работе в режиме граничного трения с нагрузкой порядка 30 МПа и скоростью скольжения порядка 4 м/с.
Формула изобретения Антифрикционный спеченный материал на основе металлического сплава, пропитанного полимером, отличающийся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств при работе в режиме граничного трения с нагрузкой порядка 30 МПа и скоростью скольжения порядка 4 м/с, в качестве основы он содержит бронзу или сплав на основе железа с твердостью 700- 2000 МПа, а в качестве полимера - полиамид с содержанием метиленовых групп в элементарном звене микромолекулы 5-13 при пористости спеченного материала 1- 8% и следующем соотношении компонентов, об.%:
Указанный полиамид0,19-2,97
ОсноваОстальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления составной антифрикционной детали | 1988 |
|
SU1600933A1 |
Антифрикционный композиционный материал на основе железа | 2023 |
|
RU2811315C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2009 |
|
RU2392509C1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЕВОЙ БРОНЗЫ | 1998 |
|
RU2155241C2 |
Спеченный материал на основе меди | 1988 |
|
SU1601169A1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1990 |
|
RU2039110C1 |
Способ нанесения антифрикционного материала на основе полиэфирэфиркетона на стальную подложку | 2018 |
|
RU2699609C1 |
СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1997 |
|
RU2112068C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2009 |
|
RU2421480C2 |
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным спеченным материалам на основе металлического сплава, пропитанного полимером, используемым в подшипниках скольжения. Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств материала при работе в режиме граничного трения с нагрузкой порядка 30 МПа и скоростью скольжения порядка 4 м/с. Антифрикционный спеченный материал на основе металлического сплава, пропитанного полимером, в качестве основы содержит бронзу или сплав на основе железа твердостью 700-2000 МПа, а в качестве полимера - полиамид с содержанием метиленовых групп в элементарном звене микромолекулы 5-13 при пористости спеченного материала 1-8% и следующем соотношении компонентов, об.%: полиамид 0.19 2.97: основа остальное Коэффициент трения материала в условиях граничного трения при нагрузке 30 МПа и скорости скольжения 4 м/с снижается с 0.24 до 0,06- 0,22. износ материала также уменьшается с 7.9-109 до (0,1-5.1)-10°. 1 табл Ё
Авторы
Даты
1991-06-23—Публикация
1988-12-28—Подача