Способ термической обработки рельсов Советский патент 1991 года по МПК C21D9/04 

Описание патента на изобретение SU1659498A1

ё

Похожие патенты SU1659498A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки рельсов 1977
  • Казарновский Д.С.
  • Бабич А.П.
  • Сапожков В.Е.
  • Верещага Е.А.
  • Заннес А.Н.
  • Шнаперман Л.Я.
SU837070A1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Точиленко Виктор Степанович
  • Шумаков Юрий Иванович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Великанов Александр Васильевич
  • Мирошников Виктор Лаврентьевич
  • Проценко Тимофей Васильевич
SU819195A1
Способ термической обработки рельсов 1986
  • Нестеров Д.К.
  • Сапожков В.Е.
  • Левченко Н.Ф.
  • Точиленко В.С.
  • Булянда А.А.
  • Барбаров В.Л.
  • Заннес А.Н.
  • Ноженко Л.К.
  • Шнаперман Л.Я.
  • Шевченко А.И.
SU1422674A1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЛИННОМЕРНОГО ИЗДЕЛИЯ Г-ОБРАЗНОГО ПРОФИЛЯ, ИМЕЮЩЕГО ПОДОШВУ, ШЕЙКУ, ГОЛОВКУ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Павлушко Григорий Дмитриевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Довгаль Олег Викторович
RU2755713C1
Способ контактной стыковой сварки рельсов 1988
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Лядов Владимир Васильевич
  • Гридин Александр Петрович
  • Дорофеева Нина Ивановна
SU1563920A1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Казарновский Давид Самуилович
  • Бабич Алик Петрович
  • Сапожков Валерий Евгеньевич
  • Хургин Лев Семенович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Верещага Евгения Андреевна
SU804702A2
Способ термической обработки сварных рельсов 1989
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Кучук-Яценко Сергей Иванович
  • Богорский Михаил Владимирович
  • Шевченко Виктор Геннадьевич
SU1735392A1
Способ термообработки изделий 1990
  • Чейлях Александр Петрович
  • Малинов Леонид Соломонович
SU1782243A3
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 1991
  • Нестеров Дмитрий Кузьмич[Ua]
  • Сапожков Валерий Евгеньевич[Ua]
  • Левченко Николай Филиппович[Ua]
  • Сахно Валерий Александрович[Ua]
  • Тихонюк Леонид Сергеевич[Ua]
  • Шевченко Александр Иванович[Ua]
RU2023026C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2018
  • Гринькив Петр Иванович
  • Земан Святослав Константинович
  • Юшков Алексей Васильевич
  • Шумаев Владимир Евгеньевич
  • Кочкаров Константин Эсенович
  • Крючков Александр Николаевич
RU2704951C1

Реферат патента 1991 года Способ термической обработки рельсов

Изобретение относится к способам термической обработки проката и может быть использовано при производстве железнодорожных рельсов. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств рельсов путем повышения механических свойств, износостойкости и контактно-усталостной прочности их концевых участков. Способ включает нагрев головки рельса выше Асз, охлаждение и самоотпуск, при этом нагрев концевых участков на длине 450- 500 мм от торцов ведут токами высокой частоты до 950-1050°С, а охлаждение головки на этих участках в интервале температур Ап.,.(Ап-210)°С осуществляют со скоростью 15...25°С/с. Данный способ позволяет увеличить служебную стойкость рельсов на 15-20%. 3 табл.

Формула изобретения SU 1 659 498 A1

Изобретение относится к способам термической обработки проката и может быть использовано при производстве железнодорожных рельсов.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств рельсов путем повышения механических свойств, износостойкости и контактно-усталостной прочности их концевых участков.

Способ включает нагрев головки рельса токами высокой частоты выше Асз, охлаждение и самоотпуск, при этом нагрев концевых участков на длине 450-500 мм от торцов ведут токами высокой частоты до 950-1050°С, а охлаждение головки на этих участках в интервале температур Ап...(Ап- 210)°С осуществляют со скоростью 15- 25°С/с.

Выбор граничных параметров обусловлен следующим.

Термообработка концевых участков рельса на меньшую длину, чем 450 мм, может привести в процессе эксплуатации к появлению седловин, т.е. мест с впадинами и горбами. Рельсы с такими дефектами снимаются с эксплуатации. Нагрев данных участков рельса на длину более 500 мм нецелесообразен , потому что данный участок выпадает за зону действия максимальных ударов колес подвижного состава на головку рельса, и, кроме того, с технологической точки зрения нагрев на большую длину вызывает дополнительный расход электроэнергии, что экономически невыгодно.

При нагреве указанных участков головки рельса ТВЧ до температуры выше

О

ел

Ч) N Ч) 00

1050° в рельсовой стали начинается заметный рост зерен аустенита и уменьшение дисперсности структуры за счет полного растворения карбонитридообразующих Элементов (титана и ванадия). Это влечет Снижение контактно-усталостной прочности и износостойкости металла головки концевых участков рельса. Если головку концевых участков рельса нагревать ТВЧ йиже 950иС, не достигается полного растворения и насыщения аустенита углеродом, легирующими и модифицирующими элементами, в результате чего не достигаются Максимальная прокаливаемость и закаливаемость металла.

Согласно термокинетической диаграмме рельсовой углеродистой стали стандартного состава критическая точка при охлаждении Ап составляет 640°С,

При охлаждении головки концевого участка рельса до температуры выше точки Ап в рельсовой стали не происходит полного превращения аустенита в троостит, при этом имеется большое количество пластинчатого перлита (непревращенного), что резко снижает твердость м уменьшает свойства металла.

При охлаждении указанных участков рельса до температуры ниже точки (Ап- 210)°С, т.е. 430°С (640-210 430°С), в закаленном слое головки образуется смешанная структура, состоящая из троостита и участков бейнита с твердостью (НВ) 430. Наличие такой структуры в закаленном слое головки резко снижает конструкционную прочность рельсов. Охлаждение головки в интервале температур Ап.,.(Ап-210)°С, т.е. 640...430°С, необходимо осуществлять со скоростью 15-25°С/с. При несколько меньшей скорости охлаждения, например 14°С/с, в указанном интервале температур в закаленном слое головки не обеспечивается высокая твердость металла и дисперсность структуры, а следовательно, высокий комплекс свойств. При охлаждении со скоростью выше 25°С/с, например 26°С/с. в закаленном слое головки образуется смешанная структура, состоящая из троостита и бейнита. Такая структура ухудшает эксплуатационные характеристики металла и резко снижает показатель вязкости разрушения, особенно при отрицательных температурах.

Так, например, осуществление данного способа термической обработки головки концевых участков рельсов на повышенную твердость производят на закалочных агрегатах в условиях меткомбината Азовсталь на рельсах типа Р65 длиной 25 м первого сорта из углеродистой стали марки М76ВТ

Скорость движения рельсов в закалочном агрегате составляет 45 мм/с, общая подводимая к индукторам мощность - 1150 кВт.

Распределение мощности по группам следующее: 1-я группа - 390 кВт; 2-я - 390 кВт, 3-я -410 кВт. После третьей группы индукторов температура на поверхности головки концевых участков рельса составляет 1000°С.

При нахождении переднего конца рельса в последней (третьей) группе индукторов подача электроэнергии автоматически увеличивается с 370 до 410 кВт, т.е. на 10%, причем продолжительность такой подачи 10 с, При этом длина концевого участка головки рельса с повышенной температурой при скорости перемещения составляет 45-10 450 мм, По истечении 10 с мощность на третьей группе индукторов автоматически понижается до исходного значения, т.е. 370 кВт. После прохода всего рельса через группы индукторов цикл нагрева заднего конца рельса повторяется аналогично переднему концу с той лишь разницей, что за 10 с (что равносильно длине концевого участка 450 мм) до выхода рельса из индукторов третьей группы мощность начинает повышаться до указанного значения. При этом по выходе заднего конца рельса из данной зоны нагрева в нее сразу же входит передний конец следующего рельса, в результате чего цикл нагрева повторяется. По выходе рельса из зоны нагрева он поступает в зону охлаждения водовоздушной смесью при помощи коллекторов. При этом режим охлаждения головки концевых участков рельса по мере перемещения через охлаждающие устройства (коллекторы) N1 -вне из- меняется по отношению к режиму охлаждения всего рельса, но в зоне охлаждения, где температура головки концевых участков рельса составляет Ап...(Ап- 210)°С, т.е. 640...430°С, расход воды в водовоздушной смеси увеличивается на 2 л/мин и составляет 9,5 л/мин. При этом по ротаметрам расход воды, подаваемой в во- довоздушную смесь, выраженный в процентах, составляет: коллектор N 7 и 8 - 42%; № 9 - 55%; № 10 - 47%. Давление сжатого воздуха в коллекторах для распыления воды находится в пределах 180-200 кПа (1,8-2,0 атм). Температура окончания первичного охлаждения концевых участков рельса (закалки) составляет 460°С, По выходе переднего конца рельса длиной 450 мм из зоны охлаждения расход воды уменьшается за счет автоматического отключения двух последних коллекторов (№9 и 10). Оставшаяся часть рельса на расстоянии 450 мм от торца охлаждается по обычному режиму. По выходе рельса из зоны охлаждения на расстояние 450 мм от заднего торца, что во време- ни равносильно 10 с при скорости перемещения рельсов в агрегате 45 мм/с (450:45 10с), коллекторы и 10 (последние) через реле времени автоматически включаются, при этом расход воды соответствует расходу на передний конец рельса, т.е. 9,5 л/мин.

После охлаждения (закалки) рельсы проходят зону самоотпуска в течение 80- 100 с, а затем поступают в зону окончательного охлаждения головки водой до температуры 50°С.

Аналогично данному опыту проведена закалка рельсов с использованием режимов на нижнем и верхнем пределах заявленных параметров термообоаботки концов на повышенную твердость.

Показатели механических свойств и параметров конструкционной прочности предлагаемого и известного способов приведены в табл. 1-3,

Из табл. 1-3 видно, что механические свойства, износостойкость и контактно-усталостная прочность металла концевых участков рельсов, термообработанных .ю предлагаемому способу, значительно больше аналогичных показателей металла рельсов, термообработанных по известной техноло- гии, что позволяет повысить их служебную стойкость рельсов на 15-20%.

Формула изобретения

Способ термической обработки рельсов, включающий нагрев головки рельса токами высокой частоты выше Асз, причем нагрев концевых участков ведется до температур, превышающих температуру остальной

части головки рельса, охлаждение и самоотпуск, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств рельсов путем повышения механических свойств, износостойкости и контактно-усталостной прочности их концевых участков, нагрев концевых участков длиной 450-500 мм ведется токами высокой частоты до 950 - 1050°С, а охлаждение головки на этих участках в интервале температур Ап...(Ап-210)°С

осуществляют со скоростью 15-25°С/с.

Показатели механических свойств и параметров конструкционной прочности металла головки концевых участков рельса, термообработанных по предлагаемому и известному способам

Таблица

Таблица 3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1659498A1

Способ термообработки рельсов 1986
  • Мильман Ефим Абрамович
  • Гончаренко Сергей Григорьевич
  • Изюмский Владимир Аврамович
  • Дроворуб Валерий Анатольевич
  • Мирошкин Валерий Александрович
SU1399359A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 659 498 A1

Авторы

Нестеров Дмитрий Кузьмич

Левченко Николай Филиппович

Сапожников Валерий Евгеньевич

Кисиль Борис Семенович

Бардусов Виктор Николаевич

Ноженко Леонид Константинович

Шевченко Александр Иванович

Великанов Александр Васильевич

Шур Евгений Авелевич

Фесенко Олег Анатольевич

Галушкин Александр Васильевич

Даты

1991-06-30Публикация

1989-07-19Подача