Способ определения положения оси рельса Советский патент 1991 года по МПК G01C15/00 

Описание патента на изобретение SU1661576A1

Изобретение относится к инженерной геодезии и может быть использовано при съемке подкранового пути с помощью лазера.

Основные требования к подкрановым путям сводятся к следующему: горизонталь- кость и параллельность рельсов, а также прочность, достаточная для восприятия на- г|рузок от колес крана и рельсовых захватов противоугонов. В ходе эксплуатации путей Соблюдение1 первого из этих условий контролируется с помощью геодезических измерительных приборов.

Целью изобретения является повышение точности измерений за счет уменьшения влияния ошибок, обусловленных деформациями головки рельса.

Способ при планово-высотном контроле положения подкрановых путей включает Ориентирование лазерного излучения параллельно оси рельса, а экрана по горизонтальной и вертикальной осям. При этом лазерный визир и экран закрепляют на огибающей шейке и подошвы рельса ниже его нейтральной линии.

Любой рельс состоит из головки, шейки и подошвы. Суммарная высота всех трех элементов и является высотой рельса. Голо- |вка характеризуется шириной по верху и шириной по низу, а также высотой, причем ширина по низу всегда больше ширины по верху. Подошва характеризуется шириной, высотой и толщиной (под ней понимается минимальная высота подошвы в ее краевых частях). Шейха характеризуется высотой и минимальной толщиной, причем уровень минимальной толщины находится несколько ниже нейтральной оси рельса, которая делит его высоту на две равные части. Пересечение вертикальной оси рельса с его нейтральной осью дает точку, через которую можно провести третью ось - главную горизонтальную ось рельса.

Отклонение этой оси от прямой в плане и по высоте объясняется деформацией путей за счет изменения положения несущих колонн при движении кранов, неравномерной осадки фундаментов несущих колонн сооружений, температурного влияния на

конструкции, подработки грунта или угольных пластов под сооружениями.

На чертеже показан тип деформации рельса, не связанный с перемещением его

оси (исходное положение- пунктирный контур).

Шейка рельса имеет минимальную толщину чуть ниже нейтральной линии. Поэтому при больших и длительных динамических

нагрузках на рельс может возникнуть небольшой изгиб верхней части шейки (вместе с головкой). Центр 1 светового пятна при этом смещается на некоторый угол, являющийся по сути углом между действительным

и мнимым положением вертикальной оси рельса. В данном случае никакого перемещения оси рельса не произошло, а перемещение точки 1 свидетельствует лишь о изгибающей пластической деформации

рельса.

Экран 2, снабженный уровнем 3 и шар- нирно закрепленными стойками 4 с постоянными магнитами 5, установлен на нижней части шейки и подошве рельса 6. Одна из

стоек 4 снабжена микровинтом 7.

Из чертежа видно, что несмотря на износ головки рельса и деформацию шейки центр 1 светового пятна не смещается и отражает истинное положение оси рельса в

данный момент.

При использовании способа на расстояниях до 250-300 м средняя квадратичная ошибка определения отклонений не превышает 0,4-1,0 мм.

Формула изобретения

Способ определения положения оси рельса, при котором устанавливают на рельсе лазерный визир и экран, ориентируют лазерный визир по направлению оси оельса, перемещают экран вдоль рельса с измерением положения на нем светового пятна лазерного визира и обрабатываю результаты измерений, отличающий.. тем, что, с целью повышения точности за счет уменьшения влияния ошибок, обусловленных деформациями головки рельса, при установке лазерного визира и экрана их приводят в контакт с шейкой и с подошвой рельса ниже его нейтральной линии.

Похожие патенты SU1661576A1

название год авторы номер документа
КРАНОВЫЙ РЕЛЬС 1992
  • Сабуров Валерий Федорович
  • Завьялов Анатолий Леонидович
RU2022069C1
Лазерный визир 1990
  • Подгорный Владимир Иванович
  • Соломатов Валентин Игнатьевич
SU1775600A1
Крановый рельс 1985
  • Плискановский Станислав Тихонович
  • Деревянко Василий Иванович
  • Лиханский Владимир Сергеевич
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Поляков Владимир Николаевич
SU1284616A1
Подкрановый рельс 1985
  • Плискановский Станислав Тихонович
  • Деревянко Василий Иванович
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Поляков Владимир Николаевич
SU1355591A1
Подкрановый рельс 1985
  • Плискановский Станислав Тихонович
  • Деревянко Василий Иванович
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Поляков Владимир Николаевич
SU1355592A1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1968
  • Е. М. Салов, В. К. Кобызев, Д. С. Качурин, И. А. Критинин
  • М. А.Зайков
SU219525A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2019
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2710410C1
Изолирующий рельсовый стык 2015
  • Башкиров Николай Ильич
RU2611295C1
СПОСОБ ПОВТОРНОГО НАГРЕВА СВАРНОЙ ЗОНЫ РЕЛЬСОВ 2012
  • Каримине,Кенити
  • Уеда,Масахару
  • Ивано,Кацуя
  • Тоттори,Хидео
  • Ямамото,Такеси
RU2545855C1
Рельс 1986
  • Деревянко Василий Иванович
  • Фунин Борис Михайлович
  • Беда Николай Иванович
  • Кацнельсон Генрих Майорович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Поляков Владимир Николаевич
SU1437458A1

Реферат патента 1991 года Способ определения положения оси рельса

Изобретение относится к инженерной геодезии, в частности к средствам планово-высотного контроля подкрановых путей, и позволяет повысить точность определения положения оси рельса. При осуществлении способа экран 2 устанавливают на рельсе 6, приводя его в контакт с шейкой и подошвой рельса 6 ниже его нейтральной линии. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 661 576 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1661576A1

Устройство для измерения подуклонки рельсов железнодорожного пути 1949
  • Новиков А.А.
SU86661A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Новая геодезическая техника и ее применение в строительстве./Под ред
В.Е.Дементьева
- М.: Высшая школа, 1982, с
Синхронизирующее устройство для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние 1920
  • Тамбовцев Д.Г.
SU225A1

SU 1 661 576 A1

Авторы

Валуконис Генрикас Юозович

Карлова Валентина Васильевна

Даты

1991-07-07Публикация

1986-12-10Подача