СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Советский патент 1968 года по МПК B21B1/08 B21B108/02 

Описание патента на изобретение SU219525A1

Известны способы упрочнения прокатываемого металла € Применением низкотемпературной термомеханической обработки, включающей iпpeдвapитeльнoe охлаждение подката до температуры ниже порога рекристаллизации с последующим интенсивным обжатием в калибре, и дальнейшей поверхнастной завалкой с прокатного на-грева.

Известны также способы прокатки рельсов, при которых формирование головки рельса в чистовом калибре производят путем обжатия ее с боков с образованием выпуклости головки за счет уширения.

Предлагаемый способ отличается тем, что для повышения механических свойств и эксплуатационной стойкости голоБки рельса предварительно охлажденную до температуры ниже порога рекристаллизации вытянутую головку профиля обжимают в чистовом, например универсальном, калибре в направлении оси симметрии рельса с малой, в пределах 1,02-1,05 общей вытяжкой, формируя боковой профиль головки за счет уширения. При этом охлаждение головки производят с таким расчетом, чтобы теплосодержание головки рельса не превыщало теплосодержания его подошвы. Это позволяет получить изгиб полностью Охлажденного рельса на подошву.

На фиг. 1 и 2 показаны примеры выполнения геометрии предчистового и чистового -калибров.

Предчистовой профиль -делается большим по высоте, чем готовый (стандартный-) рельсовый профиль на 5-20 мм за счет увеличения высоты шейки и вытянутой по направлению оси сим.метрии головки. Геометрия вытянутой головки предчистового профиля мож1;т

быть различной, но выполняется из расчета обеспечения максимальной высотной и поперечной деформации металла по всему сечению при ее обжатии в направлении оси симметрии рельса и получения при этом стандартного

профиля. Площади элементов предчистового профиля весьма мало отличаются от площади этих элементов чистового профиля.

Деформация указанного предчистового профиля производится во взаимно перпендикулярных направлениях в калибре, образованном, например, двумя вертикальными и двумя горизонтальными валками. Приводными могут быть как валки, осуществляющие деформацию головки в направлении оси симметрии рельса, так и валки, осуществляющие деформацию шейки в направлении, перпендикулярном оси симметрии рельса. В случае применения приводных валков, деформирующих щейку, производится обжатие последней, но

ющие силы для осуществления процесса прокатки. Одновременно вторая пара валков осущест-вляет осадку головки по на1пра1влению оси сшмметрИИ, Общая вытяжка шрофиля в этом случае определяется обжатием шейки и составляет 1,02-1,05, в то время как высотная деформация достигает 40%. Наиболее целесообразно, с точки зрения эффекта упрочнения головки, лрименять для осадки головки пр.иводной валок. Б этом случае влияние тривода окажет положительное действие на степень проработки металла головки, при иминимальной (вытяж.ке профиля. Высокая степень высотной дефоримации металла головки .при весьма малой общей вытяжке профиля обеспечит интенсивное дробление -зерен во всем Объеме металла голов-ки в условиях, близких к объемному сжатию. А это дает возможность получать имелкозернистую структуру металла головки, обладающую высокими механическими свойствами.

Обжатие ловерхн-ости катания головки иредчистового .профиля по высоте рельса лриводньши или неприводными валками обеопечивает Минимальную 1ВОлнистость головки ио длине рельса, /поскольку в этих условиях Вьгсота рельса определяется постоянным лараМетром стана-раствором валлов.

Рабочую поверхность головки предчистовоГО профиля охлаждают В потоке прокатки Перед чистовым калибром водой, Паром, воздуХОМ, водовоздушной смесью или другими охладителями в такой Степени, чтобы уравнять теплосодержание головки и подошвы. Ь момент выхода полосы в чистовой калиор рабо.чую поверхность головки Охлаждают до температуры ии-оОи С в зависимости От начальной температуры раската .и скорости прокагки. К Моменту разрезки полосы на пилах горячей резаки температура поверхности головки несколько повысится за счет ее внутреннего тепла. С увеЛИчением Степени охлаждения головки перед деформацией IB чистовом калиоре уменьшается теплосодержание голоаки, и рельсы .после полного охлаждения делаются прямыми или несколько изогнутыми на подошву. Таким образом, путем изменения степени охлаждения головки рельса в потоке перед прокаткой в чистовом .калибре представляется практическая возмож.ность получения задайной величины и направления искривления рельсов после прокатки и полного охлаждеНия. Рельсы с небольшим изгибом на подошзу в результате приобретают снимающие напряженин металла головки, что положительно сказывается на аксплуатациониой стойкости рельсов.

Деформация в интервале температур ниже порога рекристаллизации позволяет получать

более Мелкозернистую структуру металла головки, обладающую повышенными механическими свойствами.

После выхода из чистовой клети головка рельса охлаждается в потоке водовоздушной

смесью ИЛИ другими охладителями до тем.иературы 500°С и ниже в зависимости от химического Соста.ва рельсовой стали. Сочетание высокой степени деформации металла головки inpH осадке в чистовом калибре с последующим охлаждением ее в 1потоке прокатки обеспечивает эффект термомеханического упрочнения металла головки.

Данный способ МОжно Осуществлять как в потоке на рельсовом стане, так и с выносом

чистовой .клети на другой участок с поворогным нагревом.

Предмет изобретения

1. Способ упрочнения железнодорожных

рельсов при прОкатке, включающий низкотемпературную термомеханическую обработку с высокой, до 40%, степенью деформации и последующую закалку поверхности катания гоЛОвки рельса с прокатного нагрева, отличающийся тем, что, с целью повышения механических свойств и эксплуатационной стойкости головки, предварительно охлажденную до температуры ниже порога рекристаллизации вытянутую головку профиля обжимают в чисговом, напри1мер универсальном, калибре в направлении оси симиметрии рельса с малой, в пределах 1,02-1,05 общей вытяжкой, формируя боковой Профиль головки за счет уширения.

2. СпОсОб по п. 1, отличающийся тем, ч го, с целью Получения изгиба полностью охлажденного рельса На подошву, Охлаждение головки производят с таким расчетом, чтобы теплосодержание головки рельса не превышало теплосодержания его подошвы.

Фиг

г

Похожие патенты SU219525A1

название год авторы номер документа
Способ прокатки рельсов 1988
  • Кузнецов Алексей Федорович
  • Шарапов Игорь Александрович
  • Кравченко Евгений Логинович
  • Дорофеев Владимир Викторович
SU1614869A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2019
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2710410C1
Способ прокатки рельсовых профилей 1974
  • Кобызев Вениамин Кузьмич
SU623593A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2016
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Степанов Сергей Владимирович
RU2627140C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ФАСОННЫХ ПРОФИЛЕЙ 2001
  • Тахаутдинов Р.С.
  • Морозов С.А.
  • Урцев В.Н.
  • Хабибулин Д.М.
  • Бердичевский Ю.Е.
  • Воронков С.Н.
RU2212288C1
Способ изготовления рельсов 1987
  • Кузнецов Алексей Федорович
  • Шарапов Игорь Александрович
  • Кравченко Евгений Логинович
SU1535663A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2015
  • Перетятько Владимир Николаевич
  • Сметанин Сергей Васильевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Темлянцев Михаил Викторович
  • Филиппова Марина Владимировна
RU2595082C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ С ДВОЙНЫМИ УКЛОНАМИ ВНУТРЕННИХ ГРАНЕЙ ФЛАНЦЕВ ПОДОШВЫ 2021
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2764911C1
Способ прокатки фланцевых профилей 1985
  • Деревянко Василий Иванович
  • Поляков Владимир Николаевич
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Георгиевич
SU1271593A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПРОФИЛЕЙ С ПРОДОЛЬНЫМИ ПАЗАМИ 2008
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Марамзин Валентин Семенович
  • Королев Валерий Егорович
  • Каретников Алексей Юрьевич
RU2403104C2

Иллюстрации к изобретению SU 219 525 A1

Реферат патента 1968 года СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ

Формула изобретения SU 219 525 A1

SU 219 525 A1

Авторы

Е. М. Салов, В. К. Кобызев, Д. С. Качурин, И. А. Критинин

М. А.Зайков

Даты

1968-01-01Публикация